С этой девушкой мы мало общались в жизни. Больше — в Сети. Фотографии, переписка, смайлики. Не сказать, чтобы тесно дружили — скорее, были просто знакомыми. Она делала успешную карьеру, уехала жить в страну, которая для многих считается эталоном счастья…
И вдруг недавно прислала фотографию. Больница, ее рука под капельницей, рядом — женщина с уставшим лицом.
— Тяжело заболела, — написала она. — Столько было друзей вокруг, а вот случилось — и рядом оказались только родители.
В советские годы ходил по стране такой афоризм: «Жизнь — как спички. Относиться к ней серьезно — смешно. Относиться легкомысленно — опасно». Она ведь и правда в любой момент может сделать самый невероятный кульбит. Поднять нас на недосягаемую высоту счастья — и сбросить в бездну отчаяния.
Можем ли мы предусмотреть это? В некоторой степени — да. Но всегда есть риск случайности. Игнорировать его — все равно что играть со спичками…
Впрочем, я о другом. Я смотрел на фотографию девушки и думал: «Интересно, а если бы со мной случилась беда, кто бы оказался рядом?» Точнее, так: «Есть ли те люди, которым я, ничуть не стесняясь позднего времени, раннего утра, возможной их загруженности, мог бы позвонить?». Ведь именно они — те самые друзья, которые помогут в самый сложный момент.
Не те, с которыми вы вместе сидите в кафе.
Не те, которых зовете отметить свой день рождения.
Не те, чьи фотографии вы лайкаете в соцсетях…
А те, кому вы не постесняетесь позвонить. Потому что точно будете знать: вам не откажут.
Однажды мы сидели с коллегой, обсуждали рабочий момент.
— Слушай, ты какой-то вареный сегодня, — сказал я ему. — Что-то случилось?
— Да машину мне вчера стукнули. Теперь не знаю, как восстанавливать.
Дело было еще до появления полисов ОСАГО и каско, и приводить в порядок ласточку коллеге пришлось на свои деньги.
— Петь, ты же всегда хвастался, какие у тебя замечательные друзья! Позвони им — ну наверняка ведь помогут! — сказал ему без задней мысли.
— Нет, — покачал головой Петя. — Даже звонить не буду. Они все заняты.
Это очень важно: даже если с вами ничего не произошло. Даже если все прекрасно и на вашем персональном небосклоне светит бесконечно летнее солнце, время от времени нужно останавливаться и спрашивать себя: «А кто со мной? Те люди, что меня окружают — это «мои» люди? Или я общаюсь с ними, чтобы показаться значимее и статуснее? Придут ли они мне на помощь? А я сам — готов ли откликнуться по первому звонку?».
Последний вопрос — самый важный. Как правило, на помощь мы зовем родственников. Тех, кого по-настоящему любим. Тех, в чьей любви не сомневаемся. Тех, кто нам близок. Если же в этом списке есть друзья — значит, вы сам — достойный человек.
Больше десяти лет назад мы с женой и друзьями поехали в Санкт-Петербург. На самой первой моей машине — «Оке» с ручным управлением. Провели в Питере чудесную неделю, упаковали чемоданы перед дорогой домой. Ранним утром хозяева квартиры, в которой мы снимали комнату, проснулись...
— Рома, а твоей машины нет, — сказали. — Кажется, ее угнали…
Для человека, передвигающегося на инвалидной коляске, машина — это не то что роскошь. Это даже больше, чем средство передвижения. Это свобода. Это нормальная жизнь.
— Ром, не переживай! — хозяева квартиры, два брата-близнеца, взяли командование на себя. — Сейчас постараемся машину найти. Не найдем — что-нибудь придумаем.
И они нашли ее — в соседнем дворе. И отогнали на эвакуаторе к себе на дачу — потому что у бедной маленькой «Оки» была выдрана вся электрика. И купили атлас электропроводки автомобиля «Ока» — и за два дня восстановили машину полностью. Они не взяли с меня денег. Сказали: «Да ладно тебе!».
Знаете, что меня радует? Что таких людей, как они, много. Как правило, они не такие громкие. Они не бьют себя в грудь и не говорят на каждом углу, как вы им дороги. Они обычные люди.
Надо просто уметь их замечать. И ценить. И беречь.
А вы умеете?
Фото: Наталья Бурухина, Роман Пономаренко
Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.