Мой приход в кремль, корпус 5, никогда не остается незамеченным. Нет, я не устраиваю дебоши и не требую к себе особого внимания. Точнее, внимания требовать приходится — хотя мне это категорически не нравится.
Дело в том, что я не могу попасть в это здание без посторонней помощи. У меня, как члена Общественной палаты Нижнего Новгорода, есть пропуск. Но у меня, как человека, передвигающегося на инвалидной коляске, нет доступа. Вход в здание перегорожен турникетами, через которые моя коляска не проходит. На заседание палаты я попадаю по принципу: «Не хочу в ворота, разбирай забор!» — дежурный охранник снимает часть металлического ограждения и пропускает меня.
Вообще-то такая конструкция и нормы пожарной безопасности не выдерживает: если в здании случится нештатная ситуация (не дай бог, конечно), люди должны иметь возможность покинуть его максимально быстро. То есть — мгновенно снять металлическое ограждение рядом с турникетом и выбежать на улицу. Но мгновенно не получится: вряд ли люди носят с собой отвертку, чтобы откручивать винтики.
Знаковый момент
Это не критика. Точнее, это критика, но — конструктивная. Потому что городская администрация, понимая, что здание действительно не дотягивает до норм доступности, предложила рабочей группе «Дружелюбный Нижний» (она входит в Общественную палату города) провести полный аудит помещений. И вынести заключение: что и где нужно поменять, чтобы «кремль, корпус 5» был абсолютно открыт и удобен для всех граждан.
И здесь, пожалуй, можно сказать, что наступил знаковый момент. Потому что еще несколько лет назад никому бы в голову не пришло менять административные здания в сторону доступности. Сказали бы: «А зачем? Какой смысл вкладывать деньги в реконструкцию, если сюда никто из инвалидов и не придет? Что, человек на коляске будет работать в гордуме? Или человек незрячий — руководить департаментом? А если ему надо просто какую-то бумажку подписать — пусть попросит знакомых, чтоб вместо него сходили».
Сегодня отношение совершенно иное. Да, человек незрячий может прийти в городскую администрацию, чтобы «подписать бумажку». И он точно такой же житель нашего города, как человек зрячий. И ему в этом городе должно быть так же комфортно, как и тем, кто видит и слышит. И человек на коляске вполне может оказаться сотрудником департамента.
Не видеть разницы
Помню, однажды я проводил тренинг для подростков, не имеющих инвалидность. Одним из заданий тренинга было — придумать школу будущего, в которой удобно всем: и людям с инвалидностью, и людям без инвалидности.
И ребята помимо прочего предложили сделать широкие проходы в учительской.
— Это чтобы было удобно вызывать на педсовет нахулиганивших учеников, которые передвигаются на колясках? — рассмеялся я, вспомнив собственное школьное детство.
— Нет, это чтобы учителю на инвалидной коляске было удобно, — ответили ребята. — Если школа инклюзивная, в ней же не только дети могут быть с инвалидностью, но и учителя.
Я пожал им руки.
Так вот, эти дети совсем скоро станут взрослыми. И придут работать… в том числе и в городскую администрацию придут. Почему нет?
И они действительно не будут видеть разницы между человеком с инвалидностью и без нее. И будут отбирать на работу сотрудников по принципу профессионализма. Поэтому среда должна быть готова уже сейчас.
Мне очень приятно, что в городской администрации это понимают.
Потому что власть — она обязана быть в авангарде, показывать пример, стать эталоном. Когда власть требует от бизнеса соблюдать нормы доступности — ее собственные помещения и объекты уже должны быть такими, чтобы бизнес пришел, посмотрел и сказал: «Да, теперь мы знаем, как надо делать».
И речь сейчас не только о создании комфортной городской среды. Речь о том, что Нижнему Новгороду нужно стать дружелюбным для каждого своего жителя, каждого туриста.
Сегодня перед новым главой города Владимиром Пановым возникло очень много вопросов, требующих первоочередного решения. И один из них, я уверен — это то самое «дружелюбие» города, которое необходимо развивать. Очень надеюсь, что уже через год мы сможем отметить: да, наш город действительно стремится быть открытым для всех.
Винтики «государственной машины»
Дипломированный архитектор, эксперт по доступной среде, сотрудница НРООИ «Ковчег» Мария Осмынина аудит здания проводила больше суток. Вместе с ней мы детально фиксировали все недочеты и все успехи. Отчет занял 16 листов.
И выяснилось, что помимо плохо разбираемой секции ограждения (из-за которой человеку на коляске приходится ждать, пока охранник открутит все винтики «государственной машины»), самая большая проблема здания — всего лишь в отсутствии информации.
Главный вход недоступен для людей на колясках — но есть боковой, вполне удобный. Только возле главного входа информации об этом — ноль. И приходится человеку на коляске просить прохожих, чтоб его затащили по ступенькам, хотя он вполне мог бы справиться и сам — если б знал. Собственно, даже припарковать машину возле главного входа для человека с инвалидностью — та еще радость. Табличек на парковке, выделяющих места для машин, которыми управляют люди с инвалидностью, нет. А значит, можно приехать — и обнаружить, что все места заняты (и вы понимаете, что для человека на коляске парковка рядом со зданием — это не прихоть, а насущная необходимость).
На лестницах в здании нет контрастных полос желтого цвета, обозначающих начало и конец спуска или подъема: слабовидящие люди могут, не заметив лестницу, получить травму. А ведь все, что нужно — обозначить спуск-подъем тактильной плиткой специального рисунка и желтого цвета.
Желтый — потому что этот цвет последний, какой перестают идентифицировать люди, теряющие зрение.
Или номера кабинетов. Все они — либо на двери, либо над дверью. Человек плохо видящий их не прочитает. Человек незрячий вообще никогда не догадается, где, например, находится зал приема официальных делегаций. Все, что нужно — разместить тактильные таблички с названиями, написанными шрифтом Брайля, на уровне человеческой руки.
Ведь сами помещения комфортны для всех граждан. Нужно только в них попасть…
— У доступной среды в этом здании плохой пиар, — пошутил кто-то из моих коллег.
Видимо, так и есть. Но ведь сделать пиар уже существующему явлению — это не так сложно, как создать явление с нуля, правильно?
Текст и фото: Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег», член Общественной палаты Нижнего Новгорода.