Город подробности Успеть за 30 минут. Глеб Никитин озвучил программу действий

Успеть за 30 минут. Глеб Никитин озвучил программу действий

Публикуем полностью речь врио губернатора Нижегородской области

«Эти три месяца стали большим вызовом в моей жизни»

Долгожданная встреча врио губернатора Нижегородской области Глеба Никитина с представителями общественности, руководителями предприятий и органов власти состоялась 26 декабря на Нижегородской ярмарке. Глава региона подвел небольшие итоги своей работы и знакомства с Нижегородской областью, а также рассказал, над чем будет работать.

Речь Глеба Никитина, по сути, программная статья. Поэтому мы решили опубликовать ее полностью. Уверены, что каждый из читателей найдет в речи врио губернатора то, что ему важно и близко.

— В конце сентября президент России Владимир Владимирович Путин поручил мне управление Нижегородской областью. Эти три месяца стали большим вызовом в моей жизни. Сотни встреч, дискуссий, совещаний позволили, как я считаю, достаточно быстро погрузиться в повестку региона, понять основные сложности и конкурентные преимущества области и уже начать решать ряд тактических вопросов, а, главное, я надеюсь, почувствовать суть нижегородской земли, соприкоснуться с ее особым духом.

За три месяца удалось подписать ряд соглашений с крупными инвесторами:

  • Достигнуты договоренности о значительных инвестициях в областную экономику. Подписано соглашение о сотрудничестве с «ЛУКОЙЛом». Компания планирует строительство нового производственного комплекса на заводе в Кстове с объемом вложений в 1 млрд долларов.

  • Достигнута договоренность с компанией ОМК о том, то именно нашем регионе будет создан комплекс по производству бесшовных труб объемом до 500 тысяч тонн. У компании были планы по размещению площадки в другом месте. Объем инвестиций составит не менее 40 млрд рублей.

  • Компания Россети выразила готовность увеличить объем инвестиций в развитие электросетевого хозяйства региона и взять на себя обслуживание муниципальных и постепенно решать проблемы так называемых «бесхозных» электросетей. Прошу глав подключиться к практической реализации передачи сетей. Кроме того, совместно с «Россетями» мы будем развивать инновационный проект по созданию «умной» энергосберегающей системы Smart Grid. Тепло, свободный доступ к свету и газу — это базовые потребности любого человека, потому ими мы стали заниматься в первую очередь.

  • Достигнута договоренность с «Газпромом» о строительстве газораспределительной станции «Горбатовка», а также о начале экономической проработки вопроса по строительству газопровода Йошкар-Ола — Шаранга — Шахунья.

Достигнуты договоренности о выделении федеральным Минпромторгом 640 млн рублей дополнительно на разработки в промышленности. Кроме того, развернута работа по внедрению государственной информационной системы промышленности, направленная на развитие горизонтальной кооперации предприятий внутри региона.

Буквально вчера глава правительства подписал по нашей инициативе распоряжение о передаче нам здания банка Рукавишникова — бывшей фабрики «Маяк» (на Нижневолжской набережной. — NN.RU). Я считаю, это архитектурная доминанта Нижнего Новгорода. Надо теперь правильно распорядиться этим зданием.

Мы очень плодотворно поработали над бюджетом области на ближайший год. Важно не только выделять средства на решение тех или иных задач, требуется выделение целого ряда принципов и подходов. И этот процесс уже запущен. В частности, региональный бюджет принят с профицитом. Мало того что в нем учтены все социальные обязательства, предусмотрены средства для исполнения майских указов,

начиная с января 2018 года мы впервые проиндексировали все 85 социальных пособий на уровень инфляции.

Найдены средства для начала программы капитального ремонта медучреждений и школ. Это только начало. Заложены средства на поддержку промышленности в пятикратном размере по отношению к 2017 году.

Также с 2018 года мы внесли изменения в методику распределения дотаций муниципалитетам, направленные на то, чтобы помощь не уменьшалась по муниципалитетам, которые показывают рост подоходной базы выше среднего. Минимальный рост помощи составил 6,9%, у многих больше. Мы продолжим политику стимулирования муниципалитетов к росту собственных доходов. Я знаю, как это важно для муниципальных образований и для глав, здесь присутствующих.

Мы продолжим подготовку к особенному для нас всех событию — к чемпионату мира по футболу. Это вызов и большая ответственность для всех нас. Нижегородская программа одна из самых масштабных в стране. В ней содержится 15 подразделов, 126 мероприятий, и целый ряд мероприятий уже выполнено. Мы ввели недавно в строй проспект Молодежный, другие объекты. Теперь необходимо завершить работу по строительству стадиона, новой станции метро «Стрелка», реконструкцию Московского вокзала, благоустройство Нижневолжской и Волжской набережных. Кроме того, следует нам всем мобилизовать всю нашу индустрию гостеприимства для того, чтобы болельщики и туристы чувствовали себя здесь как дома и хотели возвращаться в Нижний Новгород снова и снова.

Теперь к задачам. Чтобы достичь качественного рывка в развитии экономики региона, необходимо долгосрочное стратегическое планирование, хотя бы в горизонте 10-15 лет. И в ближайшие полгода нам предстоит заложить основу для таких планов, принять ряд важных стратегических решений, которые создадут задел на будущее.

Нынешний уровень жизни наших граждан не соответствует масштабам региона, который обладает мощным промышленным, логистическим и иным потенциалом.

И ВРП на душу населения, и заработная плата у нас ниже, чем у сопоставимых регионов, ниже, чем даже в среднем по России. Высоко диверсифицированная экономика производства, развитая научная база, близость к Москве, значительный логистический потенциал, возможность доступа нижегородских товаров к массовому потребителю (на расстоянии 500 км отсюда проживают более 40 млн человек) — это серьезное преимущество, которое мы обязаны использовать и развивать. Необходимо использовать устойчивую, позитивную динамику во всех сферах жизни — как в социальной, так и в экономической.

Но, коллеги, хочу особо подчеркнуть: наша главная цель — это повышение материального благосостояния каждого жителя, улучшение качества жизни нижегородцев. Я считаю, что достичь этих целей можно незамедлительно начав работу по четырем основным направлениям:

Первое — это рост региональной экономики и улучшение инвестиционного климата.

Второе — это повышение эффективности управления, без этого мы тоже далеко не уедем.

Дальше. Мы должны понимать, что наша цель — это развитие человеческого капитала.

И, конечно, не можем развиваться без формирования современной инфраструктуры.

И первое, на чем хотелось бы остановиться — это инвестиции. Привлечение инвестиций в регион — это наш основной ресурс роста. Сегодня даже на фоне соседних регионов ПФО Нижегородская область, к сожалению, существенно отстает по показателям объема инвестиций и количеству инвесторов. При этом объем инвестиций в основной капитал снижался в последние годы. Нам предстоит большая работа в самых разных сферах: снизить административные барьеры, усовершенствовать систему «единого окна», расширить спектр электронных услуг, сократить сроки выделения земли. Необходима активизация работы с федеральными институтами развития. Естественно, необходима активизация работы с инвесторами.

Считаю необходимым консолидировать функции по привлечению инвестиций и экономическому развитию в одном органе исполнительной власти — министерстве экономического развития и инвестиций.

Также считаю необходимым создать корпорацию развития Нижегородской области, которая должна будет сконцентрироваться на эффективной работе с инвесторами. Прошу министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области внести соответствующие предложения.

Уважаемые коллеги, big data, blockchain, 3D-печать… Мы все чаще слышим эти слова из разных уст. При этом, на мой взгляд, цифровая экономика может стать повесткой будущего именно для Нижегородской области, поскольку, в отличие от многих субъектов, у нас для этого есть все ресурсы. Считаю, что одним из приоритетов должно стать привлечение инвестиций в сферу инновационных технологий и IT. В нынешних условиях это является необходимым условием повышения конкурентных способностей региона и страны в целом.

Сейчас цифра занимает не более 10% в экономике региона. Наша задача — существенно увеличить этот показатель. Опираясь на лидерские позиции нижегородских предприятий — Росатом, «Ростелеком» и других, важно сконцентрировать усилия для создания отраслевых платформ, таких как «Умный город», «Цифровое производство», «Цифровой муниципалитет». Необходимо создавать центры компетенций по сквозным технологиям, ликвидировать дефицит кадров в сфере IT. Только сейчас для текущих нужд региона необходимо более 3000 выпускников, при этом готовится в два раза меньше. Существующий в регионе международный IT-кластер должен вносить вклад в цифровую экономику в масштабах всей страны. А для его дальнейшего развития нам нужно проработать эффективную политику, дающую преференции перспективным IT-компаниям.

Каждый регион России фокусируется на каких-либо сильных сторонах, присущих им в большей степени. Это больше похоже на такую экономическую самоидентификацию.

Убежден, что наша стратегическая отраслевая специализация нашей области — это именно инновационная высокотехнологическая промышленность.

Сейчас мы одни из лидеров по доле инновационной продукции в отгрузке. Это 17%. Это в два раза выше, чем в среднем по России. Но эта доля с 2014 года упала. Необходимо остановить этот тренд и дальше развивать уникальную компетенцию региона, сделать его центром атомной промышленности, инжиниринга и автоматизации производства.

Мера поддержки промышленных предприятий требует, конечно, детальной проработки. Однако, уже сейчас можно говорить о некоторых стратегических направлениях. В частности, необходимо продолжение развития института специальных инвестиционных контрактов. И у нас уже пять заявок находится в Фонде развития промышленности. Также необходима активизация работы Фонда развития промышленности с нижегородскими предприятиями по основному профилю работы. Так, уже 13 заявок находится на получении льготных займов в Фонде наших региональных предприятий.

У нас доля обработки в промышленности более 90%, тогда как в среднем по России — 65%. В ней же скрыт большой потенциал повышения эффективности. Мы серьезно настроены стать центром развития бережливого производства в России, для чего планируется создание Центра компетенций «Бережливая столица России».

Большим экспортным потенциалом обладает медицинская промышленность, где у нас есть уникальные научные, производственные разработки. Например, совместно с Росатомом, Российской академией наук мы можем создать научный центр по разработке и применению ядерных, лучевых и плазменных технологий в области диагностики и лечения заболеваний, что позволит нам также эффективно развивать такое направление как медицинский туризм. Прошу министерство здравоохранения взять на особый контроль проработку этого проекта.

Развитие нашего агропромышленного комплекса существенно ограничено высокой стоимостью энергоресурсов, недостаточной обеспеченностью сельхозтехникой и высокотехнологичным оборудованием. Мы обеспечиваем при формировании бюджета сохранение объемов господдержки сельского хозяйства. Но необходимо искать новые механизмы привлечения инвестиций в отрасль, развивать новые направления. Например, создать ягодный, овощной кластеры, выращивать и перерабатывать технические культуры. Все бюджетные меры поддержки — федеральные и областные — должны стимулировать появление новых предприятий или развитие старых, а не выживание.

Мы видим перспективу создания диверсифицированных холдингов, где в единую систему объединены растениеводство и животноводство. Важно также обеспечить работу крупных сбытовых центров для фермерских хозяйств.

В конечном итоге мы должны прийти к тому, чтобы полностью обеспечивать область собственной сельхозпродукцией и создавать сильные региональные бренды для продвижения в крупных торговых сетях.

Пока одним из устойчивых брендов региона являются наши народные художественные промыслы. Это, кстати, не только часть туристической индустрии, но и отрасли экономики, нуждающейся в нашей поддержке.

Нижегородцам удалось сохранить более 20 видов народных промыслов. Теперь стоит задача повысить эффективность предприятий НХП. Ключом к этому станет разработка новой маркетинговой концепции, а также привлечение в отрасль молодых специалистов. В этом направлении, вы знаете, уже принят ряд решений. В частности, при формировании бюджета установлены стимулирующие выплаты молодым специалистам, работающим в сфере народных художественных промыслов.

Что касается туризма. Здесь в восстановлении исторического облика наших городов и объектов наследия находится огромный потенциал. Об этом я еще скажу, когда буду говорить про городскую среду. Но мы недопустимо отстаем от сопоставимых регионов по количеству приезжающих туристов. 2 млн туристов при почти 3 млн в Свердловской области и Татарстане. А Нижегородская область может занять достойное место на туристической карте России: Дивеево, Городец, Семенов, еще и Болдино — это красивейшие исторические места, которые способны стать сильными, самодостаточными территориальными брендами.

Отдельное внимание, конечно, заслуживает Дивеево, где построен Центр славянской культуры, где мощные точки притяжения имеют важное культурно-просветительское значение. Уже сейчас Дивеево посещают около полумиллиона человек в год.

Наша задача — обеспечить для туристов необходимую инфраструктуру высокого уровня. Мы должны понимать — недостаточно формально интегрировать регион в федеральный, международный туристический маршрут. Важно реализовать программу продвижения Нижегородской области на туристическом рынке как самостоятельный бренд. Разработка работоспособной туристической стратегии Нижегородской области — исключительно важное и очень эффективное направление как с точки зрения экономики, так и сохранения традиций нашего культурного наследия. Считаю правильным рассмотреть вопрос о создании отдельного органа исполнительной власти по развитию туризма и НХП.

Завершая большую тему развития региональной экономики, нельзя не остановиться на малом и среднем бизнесе. Регион входит в первую десятку рейтинга по опыту развития этого сектора. Но с моей позиции, мы должны и можем укреплять.

Среди основных мер поддержки для предпринимателей мы видим сокращение административных барьеров и доступ к госзакупкам. Последнюю задачу будет решать включение наших предприятий в государственную информационную систему промышленности (ГИСП).

Есть еще один чувствительный вопрос, который влияет на развитие предпринимательства. Это изменение подхода к контролю и надзору за бизнесом.

Надо не гнаться за количеством проверок, а предотвращать серьезные нарушения.

Мы обсуждали этот момент с министром [России по вопросам Открытого правительства Михаилом] Абызовым здесь в Нижнем на совещании. Договорились, что Нижегородская область станет пилотным регионом для введения дискредитированного подхода и других элементов реформы контроля и надзора деятельности. Что это означает? Это означает, что количество проверок должно сокращаться, а уровень их качества и безопасности для граждан должен расти. Эти меры должны сделать наш регион одним из самых привлекательных мест для ведения бизнеса в России. Прошу представителей надзорных и контрольных органов особое внимание обратить на эту тему и на наши обязательства.

Уважаемые коллеги, современная транспортная система для любой промышленности – это как кровеносные сосуды, которые питают человеческий организм кислородом. Стоящие перед экономикой задачи можно решить только при условии качественного улучшения инфраструктуры, прежде всего, дорожной.

Во время нашей встречи с президентом мы обсуждали эту тему. Финансирование строительства дорожной инфраструктуры за счет частных инвесторов. Такой перспективой может стать так называемая «инфраструктурная ипотека», то есть стройка региональных дорог с рассрочкой за счет частных инвесторов с последующим возвратом средств. При формировании соответствующих механизмов на федеральном уровне министерством экономического развития России, мы станем пилотным регионом по его внедрению. Но прошу министерство транспорта сформировать соответствующие предложения на областном уровне.

Параллельно необходимо обеспечить ускоренное обновление общественного транспорта, степень износа которого находится на критическом уровне. Важно подчеркнуть, что сегодня назрела необходимость оптимизации всего транспортного каркаса, для чего необходимо объединить и дополнить все разрозненные планы и программы и сформировать единую комплексную систему развития транспорта. Соответствующее поручение даю министерству транспорта.

Продолжая тему износа инфраструктуры, следует отдельно коснуться систем теплоснабжения. В среднем по отрасли их старение составляет 70%, а в некоторых районах 80%. Здесь надо активизировать работу по привлечению в отрасль ЖКХ частных операторов, в том числе, с использованием концессионных соглашений.

Мы планируем использовать специальные предложения банковского сектора, которые облегчают привлечение кредитов для концессий. Но для этого необходимо создать прозрачные механизмы и критерии отбора концессионеров, предусмотреть ряд стандартных процедур отбора. Тогда эта система заработает полноценно и самостоятельно.

Хотел бы перейти к развитию общественного пространства. В Нижегородской области мы запустили приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». Вы прекрасно о нем знаете. Мы впервые систему начали приводить в порядок в наших городах. В 2017 году благоустроено более 170 дворов в Нижнем Новгороде, Дзержинске, а также 19 парков и скверов по всему региону. И это только начало. В следующем году подключатся все муниципальные образования. На благоустройство парков и общественных пространств мы выделили миллиард рублей.

Крайне важно советоваться с местными жителями по поводу благоустройства среды их проживания, и мы должны помнить, что мы работаем исключительно для людей. В этой связи мы обязательно продолжим программу поддержки местных инициатив, которая как раз ориентирована на учет мнения граждан.

Но, дорогие другие, городская среда — это не только благоустройство общественных пространств, это еще и дух города, который хранят исторические здания и архитектурный облик в целом, это наша идентичность, которую необходимо восстановить и сберечь. Хотел бы здесь особо поручить министерству строительства, министерству земельных и имущественных отношений совместно с управлением по охране памятников обеспечить разработку программы редевеломпента исторического центра в Нижнем Новгороде и других городах. Я считаю, что это решит проблему и закрепления кадров и улучшения нашего туристического потока, нашего положения в туризме. Принципом такой программы должна стать обязательное комплексное развитие кварталов, сохранение исторического облика соответствующих зданий, а также привлечение частных ресурсов с возможным субсидированием нерентабельных проектов.

Выше я уже говорил о важности построения диалога между властью региона и обществом. Пожалуй, это и есть главное в работе госслужащего — сквозь пелену наших дел, забот не разучиться слышать людей. В этом есть суть повышения эффективности госуправления.

Сегодня Нижегородская область находится на 21-м месте в рейтинге эффективности региональной власти. Очевидно, что у нас еще есть резервы для совершенствования.

Переход Нижнего Новгорода на одноглавую модель управления должен в ближайшее время обеспечить дальнейший рост управляемости региональной столицы.

Но нам также предстоит разработать комплекс мер, стимулирующих муниципальные образования к привлечению собственных партнеров. Местные администрации должны быть заинтересованы в развитии бизнеса в своих районах. Мы должны выстроить новые принципы бюджетных отношений таким образом, чтобы финансовая независимость муниципалитетов росла благодаря увеличению налоговой базы. Поручаю Минфину Нижегородской области обеспечить разработку с 2019 года модели бюджета муниципалитетов. При этом, если муниципалитет будет показывать рост налогооблагаемой базы, то даже если фактический расход будет выше модели бюджета, методика формирования бюджетных отношений должна быть предусмотрена не снижением финансовой помощи на сумму роста доходов.

Одним из важнейших факторов увеличения эффективности управления является кадровый вопрос. Поэтому считаю важным начать формирование кадрового резерва глав и заместителей муниципальных образований, глав и заместителей региональных министерств и департаментов. Такая база должна быть единой для всей области, что наряду с открытыми кадровыми конкурсами, обеспечит горизонтальную кадровую ротацию и мобильность специалистов. Мы должны построить работу так, чтобы максимально использовать кадровый потенциал, проектируя жизненный цикл карьеры каждого специалиста с учетом его возможностей, компетенций и преференций.

Также нужно начать работу по профессиональной подготовке кадров для всех сфер госуправления и разработке критериев оценки работы руководителей муниципальных образований и соответствующих органов исполнительной власти. Нижегородская область должна стать пилотной площадкой по внедрению современных технологий государственного и муниципального управления. В рамках проекта предстоит оптимизировать организационную структуру органов власти, внедрить механизмы непрерывного совершенствования процессов и процедур. Учитывая важность этого направления, считаю необходимым создание Управления делами и кадрового развития, на которое будет возложена обязанность по внедрению новых технологий в кадровой политике.

Необходимо повсеместно использовать в работе госорганов проектный подход, повысить прозрачность и эффективность процесса организации госзакупок, максимально использовать возможности развития интернет-технологий для оптимизации работы: внедрять системы видео-конференц-связи, электронного документооборота, дистанционного обучения, развивать сервисы для широкого и оперативного обсуждения проектов и решений. В этой части, в части повышения уровня открытости системы мы планируем создание электронных площадок для обсуждения инициатив и стратегических документов, проведение опросов и публичных дискуссий.

Уважаемые друзья, за цифрами и документами, отчетами не стоит забывать, что главное в нашей работе — это забота о людях, их благополучие, безопасность и комфорт. Сохранение и развитие человеческого капитала — это наша с вами сверхзадача на ближайшие годы.

К сожалению, сейчас наблюдается значительная миграция образованного населения из муниципальных районов в Нижний Новгород, а из Нижнего Новгорода — в Москву.

И этому есть объяснение — слишком велика диспропорция между уровнем жизни. Даже между Нижним и отдельными районами области, не говоря уже о Москве. Необходимо сокращать этот разрыв и стремиться к тому, чтобы все жители нашей области имели равный доступ к объектам культуры, образования, здравоохранения, спорта вне зависимости от места их проживания. Например, в здравоохранении ресурсом развития является телемедицина и другие высокотехнологичные направления.

Но наряду с этим, несомненно, мы должны поддерживать традиционные формы услуг, такие как фельдшерско-акушерские пункты, больницы и поликлиники. Капитальный ремонт объектов здравоохранения должен сопровождаться поэтапным обновлением медицинского оборудования, в том числе за счет средств ОМС, а также с использованием механизма государственно-частного партнерства и приобретением техники в лизинг.

Не менее важно внедрение современных инструментов снижения затрат и потерь с одновременным повышением комфорта обслуживания. Таких, как программа «Бережливая поликлиника». Считаю целесообразным для закрепления специалистов предложить новую систему мер по обеспечению жильем медицинских специалистов. Поручаю соответствующим министерствам проработать предложения по данному вопросу.

Как вы знаете, 70% расходов нашего бюджета предусмотрены на выполнение всех наших социальных обязательств. Мы стремимся к тому, чтобы сделать социальную поддержку граждан адресной и справедливой. Поэтому я поставил задачу усилить контроль в этой сфере, оптимизировать систему стационарного социального обслуживания, разработать закон о социальной политике, который бы определил основные принципы, направления, формы и категории получателей мер социальной поддержки. Мы должны активнее развивать сектор социально ориентированных некоммерческих организаций, которые могут взять на себя часть функций государства в социальной сфере.

Сейчас доля услуг, предоставляемых НКО у нас в сравнении с другими регионами низка. А ведь надо признать, что волонтеры и представители некоммерческих организаций зачастую лучше, чем власть справляются с проблемами помощи пожилым людям и инвалидам. Надо поддерживать таких активистов и оказывать им всемерное содействие. Как правило, волонтерами становятся молодые люди в возрасте до 30 лет. Это совершенно иное поколение, нацеленное на успех, самосовершенствование и творческую самореализацию. Ген справедливости у них с рождения, а стремление изменить мир непреодолимо. Надо им не мешать. Более того, мы планируем им помогать в этом стремлении, будем создавать областной центр молодежных инициатив на базе одного из учреждений министерства образования. Филиалы будут открыты и в районах области. Уверен, что на базе этих центров родятся новые прорывные идеи, а молодые люди активнее включатся в процесс государственного управления и принятия решений по стратегически важным вопросам развития области.

Напомню, что по итогам встречи с участниками Фестиваля молодежи и студентов, а многие из них, я так понимаю, присутствуют сегодня здесь, мной было принято решение о создании Совета по делам молодежи Нижегородской области. В настоящее время идет конкурсный отбор в него. Уверен, что участники совета проявят себя как активные лидеры, и в дальнейшем будут взаимодействовать с министерствами, а, возможно, в конечном итоге и работать в министерстве. В любом случае, даже в составе совета будут участвовать в принятии важных решений на уровне региона. Не сомневаюсь, что нижегородская молодежь поддержит большинство инициатив Года добровольческого волонтерства, который объявлен в России в 2018 году.

Мы сегодня много говорим о том, что нам нужны инновации, высокие технологии, IT-разработки в промышленности и других отраслях. Но надо помнить, что создавать эти разработки и прорывные идеи способны только молодые люди, которые сейчас учатся в школах, институтах и колледжах. Поэтому, говоря о развитии экономики региона, мы в первую очередь должны думать о качестве образования наших детей. Современным школьникам нужны компетенции в тех профессиях, названия которых еще не придуманы. А программы робототехники, киберспорта, 3D-моделирования уже, похоже, скоро войдут в число обязательных школьных дисциплин, таких как русский язык или математика. Для того, чтобы приблизиться к этому, нам предстоит начать реализацию проекта «Цифровая школа», призванного дать школьникам знания, необходимые в будущем цифровом мире.

Мы должны внимательно следить за изменениями, которые происходят в образовательной сфере и вовремя на них реагировать, чтобы не оказаться в числе аутсайдеров. Особое внимание при этом необходимо уделить развитию системы целевого обучения педагогов и поддержке молодых педагогов на начальном этапе карьеры. Считаю необходимым обеспечить доступ нижегородских школьников и студентов к современным образовательным ресурсам, а также сделать доступным высшее и среднее профессиональное образование. Это можно сделать за счет расширения сети ресурсных и научных центров на базе нижегородских вузов и колледжей, повышения их эффективности и включения дополнительных специальностей. С этой же целью необходима организация сетевого взаимодействия слабых и сильных школ.

Культура является стратегическим ресурсом, способствующим повышению уровня привлекательности региона, сохранению и развитию человеческого капитала, росту туристических потоков, стимулированию малого бизнеса и предпринимательства. Кроме того, культура является основой для формирования региональной идентичности и решает важные задачи по социальной интеграции. Степень вовлеченности жителей в культурные события напрямую влияет на оценку ими качества жизни.

Родина Горького, Добролюбова, Балакирева… Мы просто обязаны соответствовать высокому уровню культурного развития, заданного великими предшественниками. Необходима модернизация учреждений культуры и отрасли целом в соответствии с общемировыми трендами на вовлеченность жителей в общественную жизнь региона. Нам нужна концертно-театральная и музейно-выставочная инфраструктура, отвечающая всем современным требованиям. Кроме того, необходимо формирование условий для развития современного искусства. Считаю необходимым рассмотрение вопроса о создании Центра творческих индустрий. Поручаю министерству культуры дать предложения по созданию такого центра. И считаю возможным его размещение на территории передаваемого нам здания бывшей фабрики «Маяк».

Искусство, культура и творческое саморазвитие должны быть положены в основу воспитания с самого раннего детства, что невозможно без равномерного обеспечения доступа к культурным центрам на всей территории области. С новыми подходами, развитой инфраструктурой, а также привлечением новых финансовых и кадровых ресурсов мы можем проводить по-настоящему крупные и значимые события на международном уровне.

Коллеги, даже краткое перечисление всех стоящих перед нами задач занимает достаточно много времени. Их многовекторная разноуровневая структура требует системного, комплексного подхода.

Я считаю, что назрела необходимость в разработке полноценной Стратегии развития Нижегородской области, с учетом современных вызовов и технологических изменений.

Необходимо дополнить, обозначить вектор содержания проектов. Очень важно при этом подключить к разработке Стратегии профессиональное сообщество, взять за основу успешные практики экспертов разного уровня, в том числе — бизнеса, государственных корпораций. Вижу необходимость создания экспертных отраслевых советов по каждому из направлений. Каждый совет должен провести детальный анализ ситуации и сформировать перечень предложений по реализации актуальных проектов. Обязательно надо учитывать положительный опыт прошлых лет и наладить общественный диалог. Жители Нижегородской области должны иметь возможность высказать свои предложения и дать свое мнение относительно этого документа.

Предлагаю всем вам, коллеги, активно включиться в эту работу. И надеюсь, что вы в ходе этой работы в рабочем порядке разовьете те мысли и идеи, которые сегодня я обозначил.

Очень важно, как организационно будет построена реализация тех задач, о которых я говорил. Понятно, что это один из самых интересных вопросов. Я убежден, что было абсолютно правильно закончить 2017 год с той командой, с которой я начинал. Я самым искренним образом благодарю всех, с кем мы бок о бок трудились все эти три месяца. Это была хорошая, слаженная работа. В ближайшее время — уже после Нового года — я подпишу новую структуру, в рамках которой мы будем работать в ближайшее время. Конечно, она будет в дальнейшем актуализироваться с учетом использования современных процессных подходов, создания модели расчета оптимальной численности персонала и других. Также обеспечим наполнение кадрами, профессионалами в ближайшие месяцы соответствующие структуры. Я уверен, что со всеми, с кем мы работали в последние три месяца, мы в том или ином качестве будем продолжать трудиться на благо Нижегородской области.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья, наш регион всегда играл важную роль в истории России. Нижегородцы хранят особую память о героях Нижегородского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. В наши дни Нижегородская область в очередной раз стала поворотной точкой в российской истории. 6 декабря именно здесь, на нашей нижегородской земле, Владимир Путин объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента России в 2018 году. Это о чем говорит? Это говорит об уважении к Нижнему Новгороду, к нижегородцам. И для нас всех это большая честь и доверие. Мы должны оправдать его, обеспечив максимальную прозрачность и легитимность выборов главы государства в нашем регионе в марте 2018 года. Сегодня, обладая гигантским потенциалом, Нижегородская область вправе занять достойное место среди регионов России. Мы действительно можем больше с вами, коллеги. Это означает, что впереди большая работа. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

Спасибо вам всем за внимание!

Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.

Фото: Наталья Бурухина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
Слоны ходят по дорогам, папайя стоит 150 рублей. Россиянка провела отпуск на Шри-Ланке — сколько это стоит
Алена Болотова
директор по продажам 72.RU
Мнение
Как бить жену правильно и почему все зря набросились на имама из Казани, который этому учит
Галеева Венера
Мнение
Россиянка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Мнение
«Чтобы пройти к воде, надо маневрировать между загорающими»: турист рассказал об отдыхе в Адлере с семьей
Александр Зубарев
Тюменец
Рекомендуем
Знакомства
Объявления