![](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/02/bb/0a02bbcc4b323280600c5ca0438607b4/656x492_1_6ea7703975517ffc89dd82fe7cb3908a@1200x900_0xAuqmQDVM_5564763287444883659.jpg.webp)
По данным Росстата в вузах обучается достаточно большой процент лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, однако только половина находит работу после выпуска. Могут ли современные высшие учебные заведения решить проблему трудоустройства? Кто заинтересован в трудоустройстве выпускников с ОВЗ и инвалидностью? Можно ли в сегодняшней ситуации решить эту проблему? Разбирались в подобных вопросах на дискуссионной площадке, прошедшей в Мининском университете в ноябре.
Светлана Каштанова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, рассказала:
- В 2016-2017 году Мининский университет в рамках исполнения заказа Министерства образования и науки России разработал мониторинговые формы оценки деятельности вузов и региональных ресурсных центров высшего образования по инклюзивному образованию. По результатам мониторинга, проводимого весной 2017 года, из 831 вуза страны 60% обучают студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Только небольшой процент вузов грамотно решает задачи содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения таких выпускников.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ab/ff/67/abff67e1a5ba2a618838c51b7ff3daee/656x492_1_cbd7823fd3899fd5c78919830f0ba050@1200x900_0xD2fHpEtR_4467298571103176160.jpg.webp)
На дискуссионной площадке, которую организовал Ресурсный учебно-методический центр по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью (РУМЦ) Мининского университета 15 ноября, обсуждали проблемы, перспективы и инновационный опыт содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью. Мероприятие транслировалось в онлайн режиме на площадки 20 вузов, находящихся на территории Нижегородской, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Саратовской областей, Республики Мордовия, Пермского края.
Картина получилась интересная: в обществе заметно движение в сторону понимания проблем таких людей, работодатели начинают поворачиваться к ним. Но главное – позиция самих выпускников. Если студент пассивен, ни один преподаватель не уговорит его лучше учиться, двигаться вперед. Не поможет ни оборудование, ни безбарьерная среда. В чем решение?
Вот, как видит его Владимир Кудрявцев, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета:
- Мы готовим не прекрасно знающего предмет выпускника, а человека, конкурентоспособного на рынке труда, способного работать в команде, гибкого, приспособленного к современным условиям, владеющего современными компетенциями, способного отвечать современным вызовам.
Сергей Цымбалов, доктор технических наук, доцент, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), руководитель проекта (экология) ООО «БазэлЦемент», представил позицию работодателя:
- Если человек имеет цель и ежедневно работает над ее достижением, она, в большинстве случаев, достигается. Работодателю приятно иметь дело с образованным, владеющим современным программным обеспечением специалистом, не смотря на имеющиеся у него ограничения по здоровью.
Как трудоустроить выпускника с ограниченными возможностями здоровья? К примеру, Мининский университет разработал и представил программу содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью и авторскую разработку индивидуальной карты «Карьерный маршрутизатор».
Поиски идеальной модели на мероприятии проводили все участники. Лучшие авторские решения включат в копилку инновационных задач содействия трудоустройству.