Город фоторепортаж От хлебной баржи до курочки Рябы. История русского серебра

От хлебной баржи до курочки Рябы. История русского серебра

Путешествие по выставке

Современные ювелиры, побывав в особой кладовой, решили, что могут сделать не хуже

В Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) открылась уникальная выставка «Русское серебро». Она состоит из двух коллекций – изделия современных ювелиров и мастеров XV-XIX веков. Наш фотокорреспондент Наталья Бурухина посмотрела, как старые традиции воплощаются в современном ювелирном искусстве.

– Сложилось несколько перевернутое мнение: то, что произведено до царя Гороха, достойно внимания, а сегодня таких мастеров нет. Вот мы и решили на выставке представить изделия, которые произведены в XXI веке в России, – рассказал представитель завода из Волгореченска Дмитрий Володин. – Здесь представлены коллекции 2-х производителей – волгореченского завода «Русское серебро» и костромского «Альтмастер». Среди них 10 гран-при всероссийской ювелирной выставки за последние 10 лет.

Многие произведения созданы по мотивам русских сказок 

Всего выставлено более 100 экспонатов из современной коллекции и более 50 из коллекции НГХМ, которая работает в режиме особой кладовой, в музейной терминологии – на открытом хранении. Конечно, раритеты имеют, кроме художественной, историческую ценность. Но и современные шедевры уже успели обрасти байками.

Сервиз «Земляника» стал популярен благодаря президенту Владимиру Путину. Такой он подарил на свадьбу легендарному российскому хоккеисту Александру Овечкину и дочери Веры Глаголевой актрисе Анастасии Шубской. «Три сервиза производятся за 2 месяца. Поэтому спрос на сервиз безумный», – заверил представитель завода.

Президентский сервиз

– Любимая вещь, которая называется «Курочка Ряба» – подставка под яйцо, тут же солонка в форме яйца. Абсолютно русский подарок. Самое большое количество этих курочек уехало в Англию. Граждане Объединенного Королевства не верили, что это сделано в XXI веке, – рассказал Володин.

Солонка в форме яйца
Подставка «Курочка Ряба» 

В исторической части выставки представлены предметы в основном из храмов, монастырей, церквей Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии. О них рассказала заведующая отделом зарубежного искусства НГХМ Наталья Свирина.

– Они поступали в музейное собрание в основном в 20-е годы. За каждым из этих предметов стоят трагические страницы нашей истории, – сказала она. – И в то же время это история сохранения, изучения этих предметов и введения их в научный оборот. Это очень-очень важно.

– Оклад иконы Святого Николая. Конец XV – начало XVI века. Это работа новгородских мастеров. Оклад украшен в технике скани. Скань – это тонкая крученая проволока, которая уложена в ажурные узоры. Оклад скромный, простой, иконка небольшая. Очевидно, что это предмет личного характера – икона, которую можно возить с собой.

Оклад иконы «Николай Чудотворец». XVI век. Новгород

– Здесь же находятся замечательные работы нижегородских ювелиров. Дело в том, что в XVII веке Нижний Новгород был одним из крупнейших центров ювелирного ремесла. Это прекрасной работы чеканный оклад и великолепное кадило работы нижегородского ювелира Корнелия Скуляпина. Здесь нет украшения из драгоценных камней, но сам по себе этот чеканный орнамент создает ощущение искрящегося света.

Кадило. Корнелий Скуляпин. 1639. Нижний Новгород
Вклад архимандрита Макария в Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь

– А вот это оклад Евангелия – работа московских ювелиров. Оклады богослужебных книг – это отдельная тема. Книгу воспринимали как сакральный объект. Не только чтение текста имело значение, но и демонстрация священной книги прихожанам. Поэтому крышки переплетов Евангелий украшались и чеканным орнаментом, и гравировкой, и вставками. Кстати, вставки здесь не из драгоценных камней, а из ювелирного стекла. Оно датируется XVII веком. В это время в России такое стекло еще не производили, оно привозное. И стоило оно очень дорого, наравне с драгоценными камнями.

Евангелие напрестольное со вставками из ювелирного стекла. 1681. Москва
Вклад Нижегородского митрополита Филарета в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь в 1686 г.

– Великолепные напрестольные кресты. Они как раз украшены драгоценными камнями – аквамарин, рубин, шпинель, горный хрусталь, сапфир. Серебро считалось материалом символическим, которому приписывали магические свойства. Использование его в богослужебной утвари не случайно. Серебро – символ святости, а позолота – Фаворский свет, то есть святость, озаренная Фаворским светом. И даже подбор камней несет в себе символическую нагрузку. Красные камни символизируют кровь Христову, синие камни – божественную славу, голубой аквамарин символизирует воду крещения, а жемчуг – символ возрождения.

Напрестольный крест

– Каждый из этих предметов имеет историю – поступления и бытования. Вот, например, великолепная водосвятная чаша, работа московских мастеров. Эта чаша стала вкладом в наш Благовещенский монастырь. Его сделал Казанский епископ Тихон. Может показаться странным, что такую дорогую вещь он вложил в чужой монастырь. Но Тихон был уроженцем Нижнего Новгорода. И здесь начал свою карьеру – стал монахом Благовещенского монастыря. Потом он перебрался в Москву и стал главным хранителем патриаршей ризницы – всех сокровищ патриарха. Это была блестящая карьера. Потом его сделали митрополитом Казанским и Свияжским. И вот уже будучи митрополитом, он этот драгоценный сосуд заказывает и дарит родному монастырю.

Чаша водосвятная. 1700.
Вклад Казанского митрополита Тихона в Нижегородский Благовещенский монастырь в 1700 г.

– Идет определенное развитие стилистики ювелирного искусства. Это хорошо заметно по потирам. Потир – это чаша для причастия. Потиры XVI века более скромные, а потиры XVII века – массивные, украшенные великолепным орнаментом. Вот яркий пример: ножка сложная, потир пышный, торжественный, величавый. Это свойственно стилистике барокко.

Потир XVI века.
Вклад в Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь в 1649 г.
Потир XVII века.

– Если говорить о влиянии стиля барокко на русское ювелирное искусство, то пожалуйста: оклад Евангелия. Он весит 16 кг. Это был вклад нижегородских купцов, торговавших на Макарьевской ярмарке. И этот великолепный оклад был вложен в Троицкий собор Макарьевского монастыря «Спасения душ ради». Работа московских мастеров, оклад датируется 1700 годом. К этому времени нижегородская школа развитие утратила.

Евангелие напрестольное
Печать — 1689. Москва
Оклад — 1706. Москва
Вклад в Макарьев-Желтоводский монастырь Нижегородской губернии в 1706 г.

– Здесь наградной фонд – ковши, чарки. В России церемония награждения за заслуги перед государством была выработана еще в Средние века. И награждали не нагрудными знаками, а утварью, как правило, серебряной. Почему было так ценно серебро? В России в допетровскую эпоху разработки серебра вообще не было. Серебро было привозным, даже монеты из привозного серебра чеканили. И потому дарение серебряной утвари было знаком особого государева расположения. Сначала вручали саму утварь, а позднее – средства на ее изготовление

Это ковш, который был вручен атаману Алексею Дикову Екатериной II. На самом деле не ковш вручен, а средства на его изготовление. Когда мы исследовали клейма этого предмета, выяснилось, что к тому времени, когда он был изготовлен, Екатерина II уже почила в бозе. То есть деньги выписали, но пока он доехал из своей станицы, пока ковш был изготовлен, императрица умерла. Расходование средств было целевым, их нельзя было потратить на что-то другое.

Ковш наградной
1800. Москва

– Ковши – это очень старя форма русской утвари. Они предназначались для питья вина, браги, сбитня. На Руси мало кто пил крепкие напитки, поздно начали пить. И вот для них предназначались очень маленькие чарочки. Такие чарки дарили во время празднования коронации императора, именин императора и даже торжеств в честь погребения. Всем, кто присутствовал, выдавали памятные подарки. Поэтому нередко в дно чарки впаивали памятный жетон.

Памятная чарка

– Особенно ярко демонстрируют преемственность в ювелирном искусстве изделия Фаберже. Вот чаша для фруктов – хрусталь с серебром, чайница и предмет, который утилитарного назначения не имел: веточка незабудок. Если здесь хрусталь – это стекло, то колбочка – это минерал. Вазочка выточена из цельного кристалла хрусталя. Веточка выполнена из позолоченного серебра. Лепесточки незабудок – это бирюза. В сердцевину каждого цветка вставлен алмаз. В первой экспозиции мы тоже видели соединение хрусталя с серебром и позолотой, драгоценными и полудрагоценными камнями. Те же традиции продолжаются и современными ювелирами.

Ваза -лохань
Фирма «Фаберже». Начало XX века. Москва
Вазочка с веткой незабудок
Фирма «Фаберже». Конец XIX — начало XX века. Санкт-Петербург

– Памятный сувенир, который был подарен сотрудниками фирмы Башкирова Матвею и Анне Башкировым в честь 25-летия свадьбы. Об этом говорит поздравительный адрес. Этот предмет сохранился частично. Он был найден в составе клада на Гребешковском откосе в конце 90-х годов, когда там велись строительные работы. Предмет изображает хлебную баржу. На постаменте фигура грузчика, ключника. Он присутствует не случайно, потому что сам Башкиров начинал на Волге с самых низов – портовым грузчиком. А если говорить о технологии изготовления, то это гальвано-пластическое литье, которое очень широко использовалось в конце XIX – начале XX века. На поставах постамента – виды Нижнего Новгорода, башкировских мельниц и пристаней.

Скульптурная композиция «Хлебная баржа Башкирова»
Фирма «Эдуардъ». 1904. Санкт-Петербург
Дарственная надпись
Мельница Башкировых
Пристань

Выставка продлится с 1 по 6 ноября. Экскурсии для посетителей проводятся по специальному графику, а также по групповым заявкам: в среду в 14:00, в пятницу в 15:00, в субботу в 14:00 и 15:00; в воскресенье в 14:00 и 15:00.

Текст: Ирина Видонова


Фото: Наталья Бурухина

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассники.ru". Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Стаут под Нейромонаха Феофана и «Мою Мишель». Как в Нижнем прошел непривычный для города пивной фестиваль «Горький Крафт»
Дарья Бурмистрова
Корреспондент NN.RU
Мнение
This is a man's world. Почему мужчина не всегда прав — колонка злой нижегородки
Кристина Калинина
Журналист
Мнение
«Падали в обморок от духоты и часами ждали трамвай». Правдивая колонка футбольного фаната из России о чемпионате Европы в Германии
Георгий Романов
Мнение
«Чтобы пройти к воде, надо маневрировать между загорающими»: турист рассказал об отдыхе в Адлере с семьей
Александр Зубарев
Тюменец
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления