![](https://n1s1.hsmedia.ru/85/71/d4/8571d4b0007ee51a3d3e7b5402d78d90/656x438_1:5583_f3490556f8168d96d8851f374e4159d5@1200x800_0xWwHKdBXA_4603816860373033088.jpg.webp)
В Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) открылась уникальная выставка «Русское серебро». Она состоит из двух коллекций – изделия современных ювелиров и мастеров XV-XIX веков. Наш фотокорреспондент Наталья Бурухина посмотрела, как старые традиции воплощаются в современном ювелирном искусстве.
– Сложилось несколько перевернутое мнение: то, что произведено до царя Гороха, достойно внимания, а сегодня таких мастеров нет. Вот мы и решили на выставке представить изделия, которые произведены в XXI веке в России, – рассказал представитель завода из Волгореченска Дмитрий Володин. – Здесь представлены коллекции 2-х производителей – волгореченского завода «Русское серебро» и костромского «Альтмастер». Среди них 10 гран-при всероссийской ювелирной выставки за последние 10 лет.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/d6/55/c1d65564d88ff6a2fd4088682f3387ef/656x438_1:5583_e255c972f8b477fb10f7e4e5b0e32567@1200x800_0xaEHUfmQi_8445804242200581959.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c0/73/94/c073944bfcf73b94326e74ab6a184afa/656x438_1:5583_49bc63bb966cb056bedef57eea55c66b@1200x800_0xMCTvpTut_9519555538063394645.jpg.webp)
Всего выставлено более 100 экспонатов из современной коллекции и более 50 из коллекции НГХМ, которая работает в режиме особой кладовой, в музейной терминологии – на открытом хранении. Конечно, раритеты имеют, кроме художественной, историческую ценность. Но и современные шедевры уже успели обрасти байками.
Сервиз «Земляника» стал популярен благодаря президенту Владимиру Путину. Такой он подарил на свадьбу легендарному российскому хоккеисту Александру Овечкину и дочери Веры Глаголевой актрисе Анастасии Шубской. «Три сервиза производятся за 2 месяца. Поэтому спрос на сервиз безумный», – заверил представитель завода.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/80/7b/aa807b788f08b136b713ed44837d45aa/656x438_1:5583_5b1025da4d45fc36c5ce79351ec96c73@1200x800_0xrJ0WmEVH_3541675574461035644.jpg.webp)
– Любимая вещь, которая называется «Курочка Ряба» – подставка под яйцо, тут же солонка в форме яйца. Абсолютно русский подарок. Самое большое количество этих курочек уехало в Англию. Граждане Объединенного Королевства не верили, что это сделано в XXI веке, – рассказал Володин.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/c6/66/a8c666632f8289961f1bb5fe5d9c8b32/656x438_1:5583_69aaf30c6fe9161b29230ca18fca52f4@1200x800_0xkwcUzaI0_5188361598685018344.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/7f/0b/2b7f0b5b814e9ace0a03fecf901f6e30/656x695_1_35afb0c0d34fa0160f9b14825ee446f6@945x1000_0xO1isxfyj_8406803664909758497.jpg.webp)
В исторической части выставки представлены предметы в основном из храмов, монастырей, церквей Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии. О них рассказала заведующая отделом зарубежного искусства НГХМ Наталья Свирина.
– Они поступали в музейное собрание в основном в 20-е годы. За каждым из этих предметов стоят трагические страницы нашей истории, – сказала она. – И в то же время это история сохранения, изучения этих предметов и введения их в научный оборот. Это очень-очень важно.
– Оклад иконы Святого Николая. Конец XV – начало XVI века. Это работа новгородских мастеров. Оклад украшен в технике скани. Скань – это тонкая крученая проволока, которая уложена в ажурные узоры. Оклад скромный, простой, иконка небольшая. Очевидно, что это предмет личного характера – икона, которую можно возить с собой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/78/03/2f/78032f52d2c6344d3f44b0ee18b53989/656x438_1:5583_ff58250f671f42d04e4ea114b9a13955@1200x800_0xYPemthaJ_7882483389543763863.jpg.webp)
– Здесь же находятся замечательные работы нижегородских ювелиров. Дело в том, что в XVII веке Нижний Новгород был одним из крупнейших центров ювелирного ремесла. Это прекрасной работы чеканный оклад и великолепное кадило работы нижегородского ювелира Корнелия Скуляпина. Здесь нет украшения из драгоценных камней, но сам по себе этот чеканный орнамент создает ощущение искрящегося света.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/58/34/8d583492cf2318102667a730cf923411/656x438_1:5583_8d7a42ad7da400b885f819fb651cb1e7@1200x800_0xln5iFW11_9410388397243398550.jpg.webp)
Вклад архимандрита Макария в Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь
– А вот это оклад Евангелия – работа московских ювелиров. Оклады богослужебных книг – это отдельная тема. Книгу воспринимали как сакральный объект. Не только чтение текста имело значение, но и демонстрация священной книги прихожанам. Поэтому крышки переплетов Евангелий украшались и чеканным орнаментом, и гравировкой, и вставками. Кстати, вставки здесь не из драгоценных камней, а из ювелирного стекла. Оно датируется XVII веком. В это время в России такое стекло еще не производили, оно привозное. И стоило оно очень дорого, наравне с драгоценными камнями.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a0/91/94/a0919489ef02e7c7b88c26645182df3a/656x438_1:5583_c286f4e6874789298e18185f995a496f@1200x800_0xblSAWM5Q_8850905871537463174.jpg.webp)
Вклад Нижегородского митрополита Филарета в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь в 1686 г.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/d9/a4/1cd9a41cc63d6b00cb16b8cd04034bce/656x438_1:5583_6ca92d6738c3a39fa945b2f10b98d2b0@1200x800_0x1Mvo3dAi_2343470731499620418.jpg.webp)
– Великолепные напрестольные кресты. Они как раз украшены драгоценными камнями – аквамарин, рубин, шпинель, горный хрусталь, сапфир. Серебро считалось материалом символическим, которому приписывали магические свойства. Использование его в богослужебной утвари не случайно. Серебро – символ святости, а позолота – Фаворский свет, то есть святость, озаренная Фаворским светом. И даже подбор камней несет в себе символическую нагрузку. Красные камни символизируют кровь Христову, синие камни – божественную славу, голубой аквамарин символизирует воду крещения, а жемчуг – символ возрождения.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/44/f7/e2/44f7e2b19b05f32202612b50a629c12c/656x438_1:5583_fcd76f24b91d0f12d7a6dac1d2d05f9a@1200x800_0xk0kYeR56_8380948135390321241.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d7/f2/19/d7f219858ab1cc21de8b0036d09194b0/656x438_1:5583_7689d5758f67fc379c850640f14f4f59@1200x800_0xCwsrV23g_0892423284963104979.jpg.webp)
– Каждый из этих предметов имеет историю – поступления и бытования. Вот, например, великолепная водосвятная чаша, работа московских мастеров. Эта чаша стала вкладом в наш Благовещенский монастырь. Его сделал Казанский епископ Тихон. Может показаться странным, что такую дорогую вещь он вложил в чужой монастырь. Но Тихон был уроженцем Нижнего Новгорода. И здесь начал свою карьеру – стал монахом Благовещенского монастыря. Потом он перебрался в Москву и стал главным хранителем патриаршей ризницы – всех сокровищ патриарха. Это была блестящая карьера. Потом его сделали митрополитом Казанским и Свияжским. И вот уже будучи митрополитом, он этот драгоценный сосуд заказывает и дарит родному монастырю.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/01/d6/19/01d619a8f99145c228275d597659287e/656x438_1:5583_f92882d7fe9d9284ce6d411aa3017da8@1200x800_0xcdlU0Xyz_0177508244658812605.jpg.webp)
Вклад Казанского митрополита Тихона в Нижегородский Благовещенский монастырь в 1700 г.
– Идет определенное развитие стилистики ювелирного искусства. Это хорошо заметно по потирам. Потир – это чаша для причастия. Потиры XVI века более скромные, а потиры XVII века – массивные, украшенные великолепным орнаментом. Вот яркий пример: ножка сложная, потир пышный, торжественный, величавый. Это свойственно стилистике барокко.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/9e/29/4a9e29fc709a3cf1a948695ab351f76a/656x438_1:5583_449b381fd6d9115f1080e419861636b1@1200x800_0xrv4lleYY_3344720624056874741.jpg.webp)
Вклад в Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь в 1649 г.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9c/ce/28/9cce28229f9cc5645e70e6fd7d9b305d/656x438_1:5583_db40d61b4e1b00dbe482c7f26b19ef40@1200x800_0xeDdhn4Sb_2497826804869297705.jpg.webp)
– Если говорить о влиянии стиля барокко на русское ювелирное искусство, то пожалуйста: оклад Евангелия. Он весит 16 кг. Это был вклад нижегородских купцов, торговавших на Макарьевской ярмарке. И этот великолепный оклад был вложен в Троицкий собор Макарьевского монастыря «Спасения душ ради». Работа московских мастеров, оклад датируется 1700 годом. К этому времени нижегородская школа развитие утратила.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/85/85/f3/8585f37e166c9e972bcbaf683a1c7861/656x438_1:5583_e36938c2f3f93d11b053188b9abe7c28@1200x800_0xxsomP06v_1254368440384000428.jpg.webp)
Печать — 1689. Москва
Оклад — 1706. Москва
Вклад в Макарьев-Желтоводский монастырь Нижегородской губернии в 1706 г.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/58/38/ba583854a432d44931830c9d6a621697/656x438_1:5583_52fb51f1c984cf766de29368a14c4c53@1200x800_0xwVWL7TRz_1013555889190957622.jpg.webp)
– Здесь наградной фонд – ковши, чарки. В России церемония награждения за заслуги перед государством была выработана еще в Средние века. И награждали не нагрудными знаками, а утварью, как правило, серебряной. Почему было так ценно серебро? В России в допетровскую эпоху разработки серебра вообще не было. Серебро было привозным, даже монеты из привозного серебра чеканили. И потому дарение серебряной утвари было знаком особого государева расположения. Сначала вручали саму утварь, а позднее – средства на ее изготовление
Это ковш, который был вручен атаману Алексею Дикову Екатериной II. На самом деле не ковш вручен, а средства на его изготовление. Когда мы исследовали клейма этого предмета, выяснилось, что к тому времени, когда он был изготовлен, Екатерина II уже почила в бозе. То есть деньги выписали, но пока он доехал из своей станицы, пока ковш был изготовлен, императрица умерла. Расходование средств было целевым, их нельзя было потратить на что-то другое.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d4/49/fc/d449fc50aaa9fba88983d660007dbbfc/656x438_1:5583_01b8b21b5573ff227956c2c410e37575@1200x800_0xN3YOXjUi_2937387061902896306.jpg.webp)
1800. Москва
– Ковши – это очень старя форма русской утвари. Они предназначались для питья вина, браги, сбитня. На Руси мало кто пил крепкие напитки, поздно начали пить. И вот для них предназначались очень маленькие чарочки. Такие чарки дарили во время празднования коронации императора, именин императора и даже торжеств в честь погребения. Всем, кто присутствовал, выдавали памятные подарки. Поэтому нередко в дно чарки впаивали памятный жетон.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/be/80/75/be8075a8ee4bf0eb7468d6ab9275a84f/656x438_1:5583_9734395bbd5020e52ba17dc25377e04e@1200x800_0xcg06XHno_2969693775252001939.jpg.webp)
– Особенно ярко демонстрируют преемственность в ювелирном искусстве изделия Фаберже. Вот чаша для фруктов – хрусталь с серебром, чайница и предмет, который утилитарного назначения не имел: веточка незабудок. Если здесь хрусталь – это стекло, то колбочка – это минерал. Вазочка выточена из цельного кристалла хрусталя. Веточка выполнена из позолоченного серебра. Лепесточки незабудок – это бирюза. В сердцевину каждого цветка вставлен алмаз. В первой экспозиции мы тоже видели соединение хрусталя с серебром и позолотой, драгоценными и полудрагоценными камнями. Те же традиции продолжаются и современными ювелирами.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/56/fd/f456fd97968fadc45b1d3848163f6be4/656x438_1_38e921d245a087a80ad1b65e6b109e0b@1200x800_0xeXTf8aDJ_5833406123530127028.jpg.webp)
Фирма «Фаберже». Начало XX века. Москва
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/d4/12/edd41251200c4232934c13fd02a0f55a/656x438_1_fab1cb16ecce1995430e72e1c88609fb@1200x800_0xF00RXgFi_9067013962658745381.jpg.webp)
Фирма «Фаберже». Конец XIX — начало XX века. Санкт-Петербург
– Памятный сувенир, который был подарен сотрудниками фирмы Башкирова Матвею и Анне Башкировым в честь 25-летия свадьбы. Об этом говорит поздравительный адрес. Этот предмет сохранился частично. Он был найден в составе клада на Гребешковском откосе в конце 90-х годов, когда там велись строительные работы. Предмет изображает хлебную баржу. На постаменте фигура грузчика, ключника. Он присутствует не случайно, потому что сам Башкиров начинал на Волге с самых низов – портовым грузчиком. А если говорить о технологии изготовления, то это гальвано-пластическое литье, которое очень широко использовалось в конце XIX – начале XX века. На поставах постамента – виды Нижнего Новгорода, башкировских мельниц и пристаней.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c9/02/ac/c902ac76e287af0580eb3297147557b2/656x438_1:5583_993c29d91ab6c51fbb53ed844b953fb3@1200x800_0xfkVa27rB_1270638798154910974.jpg.webp)
Фирма «Эдуардъ». 1904. Санкт-Петербург
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a6/fe/c7/a6fec76851294e424dff84fbb668ce8f/656x438_1:5583_acc626df50884aef694771674bc6d236@1200x800_0x3fpun478_5073264153448788042.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/70/b5/36/70b5368f55e90abefa5801a81e0efbdc/656x438_1:5583_1e0ba042840c07daac7d782debe98e91@1200x800_0x8pfEXOeV_5115448463414394978.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3d/3d/39/3d3d39088cc30437283325855e56d589/656x438_1:5583_5bbfc5e6f2acb25e8a1eef1f5947dd88@1200x800_0xhNsS6BOG_0384895943157620486.jpg.webp)
Выставка продлится с 1 по 6 ноября. Экскурсии для посетителей проводятся по специальному графику, а также по групповым заявкам: в среду в 14:00, в пятницу в 15:00, в субботу в 14:00 и 15:00; в воскресенье в 14:00 и 15:00.
Фото: Наталья Бурухина
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассники.ru". Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.