Город С Верой по жизни. Уникальная история одного нижегородского режиссера

С Верой по жизни. Уникальная история одного нижегородского режиссера

Она поставила 70 спектаклей и создала первый в Нижнем Новгороде самодеятельный детский театр

Вера Горшкова со своими актерами-учениками

В 1976 году Вера Горшкова создала Театральную Студию Будущего, которая дала рождение новому камерному театру для детей и молодежи в Нижнем Новгороде. Сегодня она отметит свой 70-летний юбилей. Пока, к сожалению, не в своем театре. Но со своими актерами и друзьями.

Решением Исполнительного комитета Нижегородского городского Совета народных депутатов № 999 от 9 декабря 1991 года было создано муниципальное предприятие театр юного зрителя «Детский театр «Вера».

Театр стал «официальным», но не потерял тех основ, на которых строилась студия.

— Нельзя приспосабливаться, угождать или угнетать других, расталкивая по разные стороны «невидимых врагов», — считает Вера Горшкова. — Слава богу, я могу с уверенностью говорить и вчера, и сегодня: со дня своего рождения наш театр живет по студийным убеждениям. Единомыслие — это не одинаковые мысли, а, скорее, мысли об одном.


За время существования в театре поставлено более шестидесяти спектаклей по пьесам Аристофана, Шекспира, Чехова, Пушкина, Метерлинка, современным сказкам Драгунской, Хакса, Бартенева, Ольшанского.

После спектакля

А на новогодние представления в «Веру» билеты распродаются задолго до праздников.

Начиналось же все с мечты юной Верочки о сцене. И мечтала она стать не режиссером, а актрисой.

Она вообще росла странной девочкой. В куклы играла лет до 13. Но не просто в дочки-матери, а сочиняя собственные истории. Классе в шестом она поставила в школе пьесу «Снежок» про черного мальчика и белую девочку. Распределила роли и никто не сопротивлялся. Ее беспрекословно слушались даже ребята из более старших классов.

После школы Вера отправилась в Ярославль, решила поступать на актерское отделение театрального училища. Она успешно дошла до третьего тура. Но тут мастер, набиравший актерский курс, предложил ей... сыграть партию в шахматы. Она выиграла.

Тогда педагог и заговорил с юной девушкой о режиссуре. Что-то он рассмотрел в ней, что направил ее на совсем новый творческий путь.

Комиссар Горшкова — впереди всех

— Я закончила режиссуру (заочно), актрисой хотела быть всегда и режиссёром в своем театре, и всю жизнь хотела такой Театр, какой есть сейчас, — писала Вера Горшкова в письме. — Только свой, маленький, но свой, где всем правят дети! И все на свете понимают и любят друг друга и наш театр. Театр — Дом! — Школа! — Любовь!

Все началось в комнате №40 Дворца имени Ленина — огромного здания величественной архитектуры 20-х годов. Под его, по-настоящему дворцовыми сводами, размещались кинотеатр, огромный концертный зал в котором была лучшая во всем городе акустика, библиотека с богатейшими книжными фондами, различные мастерские, секции и детские кружки.

Одним из них и была та самая Театральная студия Будущего. Каким должно быть это будущее тогда мало кто представлял. Ну, кроме одного человека, для которого из этой 40-й комнаты начался его путь к мечте всей жизни.

Первым спектаклем Театральной студии Будущего стала «Синяя птица» Мориса Метерлинка — своеобразный гимн тем, кто готов идти за своей мечтой, хоть на край света. Потом была удивительно красивая «Золушка» Шварца », озорные «Димкины паруса» Александра Усова и Дмитрия Медведева, лихие «Красные дьяволята» Павла Бляхина…

Студийцы

Не сразу, но студии выделили подвальное помещение в правом крыле Дворца Ленина. И вот этот подвал, в котором были только грязные стены, Вера Горшкова вместе со студийцами превратили в настоящий театр — со сценой, зрительным залом, служебными комнатами и даже буфетом.

В мае 1981 года студия целую неделю играла спектакли. Это было испытание. И в итоге ему было присвоено звание «Народный театр юного зрителя». Это была еще одна ступенька к профессиональному театру.

Сцена из спектакля

— Мы испытывали опьянение молодостью, и еще у нас было чувство единения, — вспоминали потом студийцы. — Мы были все вместе».

Первым спектаклем Народного ТЮЗа стали «Три мушкетера» по бесконечно популярной тогда инсценировке Марка Розовского, которая легла в основу знаменитого советского фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра». Однако по следам фильма, разумеется, не пошли. Это был совершенно самостоятельный спектакль с собственной музыкой и собственным решением.

Дальше была большая и сложная работа, сложные отношения с повзрослевшими уже студийцами. Да, все признают, что характер у Веры Александровны непрост. Но с другим она не смогла бы так упорно идти к цели. А результаты работы начали появляться.

Вера Александровна Горшкова

— К спектаклям театра «Веры» уже нельзя подходить с меркой: «Хорошие, симпатичные ребята. Мило играют», — писала московский театральный критик Елена Кузнецова. — Они актеры, актеры настоящие. Они любят зрителя так, что делают его своим партнёром, вовлекая в игру, предлагая спектакль не в качестве результата, а в форме процесса. Зрители в этом театре получают возможность познакомиться с необычной театральной эстетикой, где актер, сценическое пространство, бутафория, сам зритель — все одинаково равноценно. Без сомнения в Горьком состоялся ещё один театральный коллектив.

И зритель шел на спектакли с удовольствием. И вскоре Вера решилась на серьезный шаг — уйти из под крыла Дворца Ленина и пуститься в самостоятельное плавание. Так появился театр-студия.

Труппа в особняке Рукавишниковых

— Это был театральный эксперимент, и он дал нам жизнь, — писала в своем дневнике Вера Горшкова. — Это был театр людей, которые не могли жить иначе, они могли жить только Театром. И никто тогда не думал о зарплате, которая могла бы быть.

Вместе с новым статусом театр обрел и имя. Вообще-то поначалу особо оригинальных идей насчёт названия у студийцев не было. Но тут в город с гастролями приехал Областной московский театр. Гастроли проходили как раз в Дворце культуры имени Ленина. И завлит театра — очень красивый статный человек по фамилии Михеев, познакомившись со студийцами, и предложил им назвать свой театр «Вера». Поскольку именно верой они все и жили — верой в дело, которым занимались, верой в друзей своих, верой в театр, верой в мечту.

С актерами и друзьями

А Вера Горшкова задумалась о том, что ее актерам нужно получить профессиональное образование. В училище поступать было уже поздно — все уже вышли из возраста школяров. Сколько порогов она оббила, неизвестно, но в Государственном институте искусства и культуры в Самаре появился целый актерский курс из студийцев Горшковой.

Руководителем и профессором курса стал заслуженный артист России, блистательный режиссёр Ефим Давыдович Табачников, а Горшкова — доцентом. Специальные предметы преподавали специалисты из Самары и, Москвы, а все образовательные дисциплины — в местном педагогическом университете.

Вера Горшкова

— И самое главное — я нашла удивительного человека, который все это оплатил, все пять лет об — учения, — рассказывает Вера Горшкова. — Это был начальник Горьковской железной дороги Омари Хасанович Шарадзе. Это был такой долгосрочный договор: театр и железная дорога — роднее просто не сыскать!

Такого в России тогда ещё не делал ни один человек. Все пять лет актёры «Веры» учились, не отрываясь от родной сцены.

Потом уже был ее собственный курс в театральном училище, выпускники которого пополнили труппу театра. И все же признание давалось тяжело.

— Унывать некогда, — говорит Вера Горшкова

— Строить театр было нелегко, — вспоминала позже в одном из интервью сама Горшкова. — Город меня никогда по головке не гладил.

Действительно, городские власти долгое время с мрачным упорством не желали замечать ее откровенных удач.

Новость о том, что им нужно освободить подвал, в котором все было создано их собственными руками, грянула, как снег на голову. Они пытались бороться за свой дом.

Журналисты — местные и даже московские, писали статьи, снимали сюжеты в их защиту. Зрители собирали подписи, среди которых даже значились фамилии тогдашних городских и областных начальников. Все бесполезно. Свежеиспеченные бизнесмены потихоньку прибирали недвижимость и власть.

 «Три мушкетера» и другие на природе

И театр «Вера» стал одной из первых жертв зарождавшегося капитализма. Благо на улице их все-таки не оставили. Районные власти выделили бездомному театру в глухом спальном районе заброшенное здание Дворца бракосочетания — с текущей крышей, разбитыми стеклами, вздувшимися полами, подвальными трубами, порезанными автогеном.

Они вновь практически сами построили свой театр. Как положено — с залом, костюмерными, гримерными, монтировочным цехом, поделочными мастерскими, комнатой художников и т. д.

Специально из леспромхоза, привезли саженцы 176 деревьев, которые высадили вокруг.

С друзьями

— Я не справилась бы сама, если бы не помощь моего мужа, который вопреки всем правилам (у нас фамилии-то одинаковые) был «сверху» назначен директором театра и нес на себе эту непосильную ношу, говорит Вера Александровна. — Он, тончайший актер, ходил по чиновникам и выбивал нам жизненные блага. Поклон ему низкий от всех нас! И за наш театр на семи ветрах на Мещере.

Прошли годы. Областные власти решили, что здание пора реконструировать. И тут началась свистопляска с передачей театра в городское подчинение, заморозили реконструкцию... Не один год спектакли «Веры» идут на самых разных площадках. Но, похоже, этой истории скитаний подходит конец.

Ранее NN.RU сообщал, что скоро здание на Мещерском бульваре будет возвращено театру в отремонтированном виде.

Совсем недавно, например, в рамках Российского театрального фестиваля им. А.М. Горького режиссер Александр Ряписов поставил спектакль «Последние» в интерьерах музея-квартиры Горького на улице Семашко.

Так что праздновать юбилей Вера Александровна Горшкова будет на площадке Дома актеров. Сегодня вечером там оберутся те, для кого она стала и режиссером, и учителем, и мамой, и Верой.

— Я без детей не живу, — признается Вера Александровна. — Какой же детский театр без любви к юному зрителю? Эта любовь выражается во всём: в театре «Вера» детям позволяется больше, чем в любом другом.

С верным мужем и соратником

В 1991 году театр получил профессиональный статус. Художественный руководитель театра — Заслуженный работник культуры России Вера Александровна Горшкова. На сегодняшний день в она поставлено около 70 спектаклей. По инициативе В.А. Горшковой реализуются социально значимые культурные проекты. В 2006 проект «Почта Деда Мороза — детям-нижегородцам» удостоен Премии города Нижнего Новгорода. В 2012 спектакль «Великий летчик великого времени» участвовал в мероприятиях, посвященных юбилею перелета Валерия Чкалова «Москва — Северный полюс — Ванкувер». В 2012 спектакль «Минин» стал участником празднования 400-летия нижегородского ополчения.

Текст подготовлен по книге нижегородского журналиста Неллы Прибутковской «Мечты, которые мы выбираем…», изданной к юбилею Веры Горшковой в Санкт-Петербурге.

Текст: Tатьяна Кузнецова
Фото: архив театра «Вера»

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040.

Читайте новости где удобно: 
«ВКонтакте»Facebook«Одноклассники.ru». Наши новостные каналы — в TwitterViber и Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Слоны ходят по дорогам, папайя стоит 150 рублей. Россиянка провела отпуск на Шри-Ланке — сколько это стоит
Алена Болотова
директор по продажам 72.RU
Мнение
«Полжизни подвергаются влиянию липкого налета»: действительно ли нужно чистить зубы дважды в день?
Лилия Кузьменкова
Мнение
This is a man's world. Почему мужчина не всегда прав — колонка злой нижегородки
Кристина Калинина
Журналист
Мнение
Россиянка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления