Город Инвалидность была признаком героизма

Инвалидность была признаком героизма

Авторская колонка Романа Пономаренко

Нахимовцы отдают честь Анатолию Леопольдовичу Голимбиевскому в день Победы.  Фото: Куртов Иван Игнатьевич, ruwiki.org.

День Победы. Праздник, в котором смешалась бесконечная боль и безграничная радость. В одном из своих интервью композитор Давид Тухманов рассказывал: его уверяли, что песня не может звучать одновременно и в миноре, и в мажоре, это неправильно, так не бывает. Песня Тухманова «День Победы» (та самая, которая - «это праздник с сединою на висках; это радость со слезами на глазах…») давно уже стала одним из главных символов праздника. Победа приходит через боль.

Они возвращались домой – солдаты Великой Отечественной. Возвращались не все. И далеко не все – здоровыми. Война разом принесла тысячам людей инвалидность. И тогда, в послевоенные годы, инвалидность была неким признаком героизма.

Потому что все знали: если человек лишился руки, ноги, зрения – скорее всего, это произошло в бою.

Их уважали – ветеранов Великой Отечественной. Но и сами они словно взяли на себя повышенные обязательства каждый день доказывать себе и миру: даже теперь, даже со справкой об инвалидности они остаются полноценными членами общества.

Уверен: сейчас каждый, кто читает этот текст, вспомнил легендарного летчика Алексея Маресьева, который продолжил воевать и после того, как ему были ампутированы обе ноги. Случай Маресьева – самый известный (благодаря «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого), но далеко не единичный.

Почтовая марка России, выпущенная 20 мая 2016 года, к 100-летию Героя Советского Союза А. П. Маресьева. Портрет лётчика, годы его жизни и самолёт Ла-5 ФН

В 1943 году на танках, идущих в атаку, можно было прочитать: «За Зину Туснолобову!» Белорусская медсестра, спасшая с поля боя сотни раненых, сама в ходе боев получила ранение, а вслед за ним – ампутацию конечностей. В 23 года красивая девушка Зина осталась без рук и без ног. Она думала, что жизнь кончилась. А оказалось, все только начинается.

Она вышла замуж и родила двоих детей. Ездила по школам и вузам, рассказывала о войне. В Полоцке в ее честь был открыт музей.

Любимый многими поэт Эдуард Асадов носил на лице черную полумаску – скрывал следы ранения от осколка снаряда. Он ушел на фронт добровольцем сразу после школьного выпускного, а вернулся домой тотально невидящим. И стал одним из самых популярных поэтов в СССР.

Снимок, сделанный в 1989 году ИТАР-ТАСС, считается легендарным. Молодые курсанты – нахимовцы отдают честь ветерану Анатолию Голимбиевскому. Он идет вдоль шеренги. Точнее, едет - на низенькой тележке, отталкиваясь руками от земли. Его пиджак едва выдерживает тяжесть орденов и медалей. У него нет ног. Но есть несгибаемая сила воли.

Примеры можно приводить бесконечно. Их было очень много – героев Великой Отечественной. Людей, о которых писали газеты, рассказы которых с восторгом слушали дети, которым писали письма со всего Советского Союза.

Казалось бы, после того, как человек с инвалидностью практически был приравнен к статусу героя, проблема доступной среды в принципе не должна возникать. Но она не только не исчезла – с каждым годом та самая среда становилась все более недоступной.

В чем причины этого? В установке на коллективизм (а кто не такой, как все, пусть подстраивается, даже если он – герой?). В желании залакировать действительность («инвалидов у нас нет!»). Или в банальном, непробиваемом, несгибаемом: «Ой, да мы как-то не подумали…»

Не знаю. Пожалуй, для того, чтобы оценить, как менялось отношение к людям с инвалидностью на протяжении семидесяти послевоенных лет, нужно проводить серьезные научные исследования. Но факт остается фактом. Героев почитали. Ими восхищались. Их искренне уважали и не менее искренне ценили. Но в повседневной жизни они продолжали совершать уже свои маленькие подвиги, преодолевая недоступную среду вокруг себя. Стране, победившей фашизм, нужны были герои, а не обычные пандусы и забота об отдельном человеке.

А ведь инвалидность – она появляется не только вследствие подвига. В инвалидности может вообще не быть ничего героического. Но это вовсе не означает, что человек, которому не очень просто ориентироваться в пространстве или передвигаться в нем, не имеет права на нормальную жизнь. Мы все равны – и те, кто пробегает стометровку за 10 секунд, и те, кто не выходит из своей квартиры без белой трости. Мы все – люди.

Солдаты Великой Отечественной сражались именно за что – чтобы жители нашей страны были свободными. Низкий поклон им за их мужество, стойкость и героизм. И давайте продолжать дело наших дедов. Свобода – она не только в отсутствии рабства. Свобода – она еще и в равных возможностях для всех членов общества.

С Днем Победы, друзья!

Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег».

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях "ВКонтакте"Facebook"Одноклассники.ru". Наши новостные каналы — вTwitterViber и Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Поездка по платной дороге не должна внушать ужас». Что не так с М-12 из Москвы через Нижегородскую область и до Казани?
Дарья Бурмистрова
Корреспондент NN.RU
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
«Похоже на потревоженный улей»: в Турции начались погромы. Опасно ли там находиться россиянам
Анна Голубницкая
внештатный корреспондент Городских порталов
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Мнение
«Это страшный сон»: россиянин откровенно рассказал о плюсах и минусах отдыха в Турции
Егор Лешкин
Путешественник
Рекомендуем
Знакомства
Объявления