![](https://n1s1.hsmedia.ru/81/5e/e0/815ee01b11d52903dbb087e9413d4848/656x438_1:5583_c0051e9f4481dfedac470622a23635ca@1200x800_0xUHoTusJi_0407259284451048525.jpg.webp)
Мгновенно постареть на несколько десятков лет и открыть вклад в банке – такую задачу поставил перед собой управляющий нижегородским отделением Сбербанка Сергей Алимов. С первым пунктом он справился за 5 минут. Второй занял несколько больше времени.
В прошлом году такую же задачу решал руководитель Сбербанка Герман Греф. Надев костюм GERT, имитирующий ощущения человека с плохим зрением, слухом, имеющего проблемы в передвижении, он пришел в отделение Сбербанка, чтобы проверить, смогут ли сотрудники обслужить столь сложного клиента.
Сегодня этот костюм «гастролирует» по отделениям банка в России. По большому счету, он дает возможность ощутить себя очень пожилым человеком: ноги и спина отягощены утяжелителями, на руки надеты специальные перчатки: небольшие импульсы электрического тока имитируют тремор. Уши закрыты берушами, на глаза можно надеть очки «с катарактой», «с глаукомой», «с отслоением сетчатки» и т.д.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/13/3a/06/133a064cd296496e0b971abc9d58ddb1/656x438_1:5583_00163ab85578c472c2ec3e13b2e295a0@1200x800_0x697wLT6a_1947626540704394941.jpg.webp)
Сергей Алимов тестирует костюм в течение часа. За его действиями наблюдают сотрудники Сбербанка, журналисты, эксперт по доступной среде - руководитель НРОИИ «Ковчег» Роман Пономаренко.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/db/59/17/db5917b77b32228ecbb72175e5bb8353/656x438_1:5583_e23bef8641004138ede3a73a40b2280f@1200x800_0xTGqEOxus_4881611754814328433.jpg.webp)
- Наша задача - понять, насколько доступны для человека с инвалидностью сервисы Сбербанка. И для этого нам нужно, образно говоря, примерить на себя мироощущение клиента, - говорит исполнительный директор - начальник отдела клиентского опыта Волго-Вятского банка Сбербанка России Наталья Макарцева.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/18/b7/e1/18b7e119290bb9032143fef53c56cbc2/656x438_1:5583_104726e10964784de8c1000a8d49dd46@1200x800_0xTdS3CitJ_7313889792174478005.jpg.webp)
Сергей Алимов, с трудом передвигаясь на плохо гнущихся коленях (кстати, вес утяжелителя для спины составляет 30 кг, для ног – до 5 кг), заходит в офис. В роли тайного покупателя он выступить не может: слишком заметен его костюм, и мероприятие изначально запланировано как открытое.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/90/4f/c7/904fc7b08c57e3cf11b70031adde3c67/656x438_1:5583_9a3cf7497c636daab6c2c3b115a12e4e@1200x800_0x4pDZiAvl_5804205424623781320.jpg.webp)
Но все равно в процессе оформления вклада оказывается, что плохо видящий покупатель не в состоянии прочитать текст договора на экране монитора: шрифт не увеличивается настолько, насколько нужно, чтобы человек мог его рассмотреть.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/42/d6/29/42d62918f646e9d023c9eb0de2426c64/656x438_1:5583_d48e7bfd22fbf9d27690b812494f1823@1200x800_0xx7hTDvba_1513071274861894389.jpg.webp)
- Давайте я озвучу вам договор, - приходит на помощь сотрудница банка. Но этот вариант не устраивает уже самого «вкладчика»: он хочет быть уверен, что подпишет именно тот документ, который ему нужен.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d4/fc/1d/d4fc1dc50fccda30cc32f3d6c1e8c4f8/656x438_1:5583_94425a590ef95f9c26b58df86c021ccc@1200x800_0xaa9uDE3l_5917223893293040348.jpg.webp)
Небольшие заминки возникают и у банкомата: не все слабовидящие люди могут рассмотреть текст на экране.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f6/a2/46/f6a2462a9c4b62e4f31a797c9b192358/656x438_1:5583_744d70aabf66f68353382f32620ec24f@1200x800_0x0G35jRB9_6474885638001687135.jpg.webp)
- Это уникальный эксперимент, - говорит Сергей Алимов, снимая «костюм пожилого человека». - Испытав на себе то, что чувствуют люди, имеющие проблемы со зрением, слухом, мобильностью, я понимаю, как именно нам нужно трансформировать работу банка, чтобы быть максимально удобными для них. А главное ощущение – чисто эмоциональное: я не хочу стареть. Это очень тяжело.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/27/68/fa/2768fab83e85f1bc3752ce93c0a70a18/656x438_1:5583_dc10e43fa7295bbc4d47437aea2d9f40@1200x800_0xRYSYNfU0_5834766813189953474.jpg.webp)
- Сбербанк – та организация, которая делает реальные шаги к адаптации своих объектов, - оценивает Роман Пономаренко. - Да, есть сложности, но уже практически все отделения оборудованы пандусами, в них широкие проходы, удобные двери. Но, к примеру, взять талон в электронную очередь человеку на инвалидной коляске (или просто человеку маленького роста) сложно: экран бликует и неудобно читать текст. Если бы его можно было повернуть к себе, проблема стала бы решена. На мой взгляд, зона роста для Сбербанка – это обучение персонала. Чем более подготовленными будут сотрудники, тем легче станет обходить даже возможную «неуниверсальность» банкоматов и информационных экранов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/53/7e/75537e59051873ca031ed786cfb10c98/656x438_1:5583_1c1d84c04cc3a0b7d7b1df31f10b7a10@1200x800_0xerKkNp2S_9870711418950348733.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/af/ec/52/afec526ef07b5ce12091e3fe51a35854/656x438_1:5583_dd54d09948761d797994047045d98e70@1200x800_0x24Wu0kiA_5385194386103522588.jpg.webp)
Яна Русова