Необычность фестиваля «Малая сцена большой жизни», который готовится в Нижнем Новгороде, обусловлена уже тем, что творческие работы студийцев из семи городов России впервые увидит широкая публика. Спектакли, которые привезут в Нижний Новгород юные актеры, нельзя назвать детскими. Каждый из них – серьезное размышление о жизни.
Открытие. Легенды и провокации
Торжественное открытие фестиваля пройдет на сцене Кремлевского концертного зала 3 марта. В этот вечер на площадке будут нижегородцы и уфимцы.
Нижегородская студия подготовила необычный по выразительной технике спектакль «Ногов ковчег». Режиссер и педагог студии Маша Кашина решила, что ноги даны человеку не только для того, чтобы ходить. В результате историю Ноя и пассажиров Ковчега ребята «рассказывают» именно ногами.
Ироническую сказку «Ха-ха-чу» покажут студийцы из Уфы. Это спектакль-провокация, спектакль – тайна. Созданный на основе детских вербатимов, он отрывает взрослым тайны, которые дети никогда не рассказывают родителям.
Начало вечера в 19.00.
Спектакли о непрожитом и современном
4 марта будут показаны два спектакля, связанные темой Великой Отечественной войны.
В 15.00 на сцене центра культуры «Рекорд» пермская студия представит спектакль «Блокада», созданный на основе документальных свидетельств о блокадном Ленинграде. Сегодняшние школьники читают дневники детей, оказавшихся Ленинграде во время блокады 1941-44 годов. Организаторы пишут: «Покажите это своим детям. Возьмите с собой бабушек и дедушек. Чтобы они знали, что мы об этом помним».
В Доме актера в это время будут выступать участники фестиваля из Казани. «Перелистывая страницы» - спектакль по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». О нем пишут: «...Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай. В обычной жизни человек никогда не замечает этого. Но на войне, где нервы напряжены до предела, где на первый жизненный срез снова выходит первобытный смысл существования - уцелеть - минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности. Война - явление не только не женское, но и не человеческое. Однако особенно ярко ее смертоносная сущность воспринимается в противопоставлении с женщиной, которая всегда является воплощением любви, тепла, материнства».
Вечером 4 марта в «Рекорде» гости из челябинской студии Константина Хабенского сыграют спектакль, созданный на основе реальных историй артистов.
«Папа, я люблю тебя» - в этом непростом спектакле дети только со сцены осмелились сказать то, что никогда не говорили друг другу в жизни. Здесь не дают ответов, здесь задают вопросы.
«В процессе создания спектакля мы осознали, что ПАПА - это не просто слово. Это человек, который может превратить твою жизнь в сказку, подарить счастье или разрушить ее…» - пишут студийцы. Этот спектакль – история каждого. Каждого взрослого, каждого ребенка, каждой живой души. Это не детский спектакль, это не комедия, это не трагедия, это разговор о самом главном и о самом личном. Сочетание потрясающей игры актеров, музыки, пластики, текстов, костюмов, света делают этот спектакль уникальным и единственном в своем роде, но при этом доступным для всех.
В Доме актера вечером этого дня покажут спектакль «Я могу ошибаться, но...», созданный по произведению Андрея Платонова "Ювенильное море" в студии Воронежа.
На сцене - эпоха строителей коммунизма, эпоха контрастов: мечты и утопии о великом будущем, и скотская механическая реальность, убивающий, перемалывающий личность мясокомбинат.
В спектакле выстроены очень емкие и точные образы бесцветной покорной толпы и психоделическая пластика, отражающая безысходную, лишенную смысла жизнь эпохи социализма. Спектакль воронежской студии Хабенского не претендует на академизм или высокий психологизм. Но он задействует в игре все козыри, которые есть на руках у постановщиков – свежесть восприятия и огромную отдачу юных актёров, их пластичность, податливость руке мастера.
Совместное творчество воспитанников и их наставников рождает поток визуальных образов, обладающих выразительностью и рельефностью произведений искусства. Удивительно, но факт – если снять этот спектакль на видео и нарезать на стоп-кадры, почти каждый из них будет иметь безупречную композицию.
Начало вечерних спектаклей в 19.00.
Закрытие. Северные легенды.
Закрытие фестивальной программы пройдет в нижегородском Театра юного зрителя 5 марта в 17.00.
Завершающим представлением станет спектакль , поставленный в студии Новосибирска.
«Жить на Севере…» – это калейдоскоп придуманных легенд и историй, написанных на основе дошедших до нас обрывков сказаний северных народов - эвенков. Это добрый, теплый, искренний, яркий музыкальный диалог с залом о том, что помимо "цивилизованной" жизни, есть жизнь фантазийная, сказочная, природная, живая, по-детски наивная и завораживающая.
В спектакле затрагивается тема ценностей в жизни человека, не знающего, что такое телефон, интернет, другие элементы современного комфорта. Эти ценности раскрываются через аллегории детского восприятия. Например: «когда люди стали злыми, солнце ушло, и стало очень холодно». Просто, но ведь это так.
Студийцы пытаются говорить со зрителем о важных в жизни каждого человека вещах. О том, что является самым дорогим для каждого из нас... Очень хочется, чтобы все, кто посмотрит этот спектакль, на некоторое время вспомнили про ребенка внутри себя и посмотрели на мир его глазами. Это простая, доступная, легко рассказанная и воспринимаемая придуманная история о природных людях и важных непридуманных ценностях в жизни каждого человека.
Сам Константин Хабенский сыграет вместе со своими подопечными в спектаклях «Ха-ха-чу», «Перелистывая страницы» и «Папа, я люблю тебя».
Организаторы фестиваля делают его искренне и от души. К слову, организатором фестиваля стал центр культуры «Рекорд», который осенью 2016 года принял в свои стены нижегородскую студию Хабенского.
Вот, что написал о своем предощущении художественный руководитель центра Олег Шакирский: «Признаюсь вам, я эгоист. Я делаю этот фестиваль для себя. Потому что я убежден, что волна от каждого человека, посетившего хотя бы один из этих удивительных спектаклей, созданных детьми из разных городов России, накроет очень многих людей вокруг него. А значит, эти люди хоть немного, но изменятся. И этой удушающей серости, пошлости и агрессии вокруг меня будет меньше».
Но только одними спектаклями фестиваль не ограничивается. Как сообщают организаторы, это еще и широкая программа мастер-классов в самых разных творческих техниках.
Каждому ребенку, пришедшему на фестиваль обещают помочь открыть для себя новые грани творчества. Возможно, это полностью изменит чей-то мир и откроет кому-то глаза на свои способности. Ведь именно этим - открытием и развитием творческих способностей детей - и занимаются в студиях Константина Хабенского в самых разных городах России.
Пока фестиваль не начался, читатели портала NN.RU могут проверить, насколько хорошо они знают творчество Константина Хабенского.