В декабре 2015 года муниципальные транспортные предприятия Нижнего Новгорода объявили тендеры на услуги оператора автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) в виде запроса котировок. Техзадание заказчиков совпадает с тем, что было дано компании «НоваКард» в 2007 году, однако конкурсный принцип отбора предполагает, что операторов АСКОП может быть несколько.
В начале декабря на сайте госзакупок была опубликована информация о том, что МП "Нижегородпассажиравтотранс", МП "Нижегородэлектротранс" и МП "Нижегородское метро" проводят конкурсы на право заключения договора об обслуживании АСКОП на 35,9 млн рублей, 20 млн рублей и 2 млн рублей соответственно. Корреспондент NN.RU пообщался с руководителем проекта АСКОП в Нижнем Новгороде Юрием Рябиковым, чтобы разобраться, зачем это нужно делать и что сейчас вообще происходит в сфере городского общественного транспорта.
- Юрий Геннадьевич, систему АСКОП в городе уже создала в рамках другого тендера ваша компания. Зачем делать это снова?
- С момента проведения конкурса, по итогам которого с нами был заключен договор, законодательство изменилось. Вступили в силу положения федерального закона № 223, которые обязывают муниципальные предприятия проводить госзакупки по-новому. Поэтому каждым из предприятий проводится дополнительная конкурсная процедура.
- Но ведь «НоваКард» выиграл конкурс на тех же условиях…
- Да, в ТЗ прописано, что создается оператор АСКОП, который должен как бы заново её создать, наладить работу и прочее. И мы эти требования уже два года как выполнили в полном объеме. К сожалению, ни я, ни кто-либо другой изменить процедуру не может. В законе одно противоречит другому, но приходится как-то выкручиваться.
- Закупка «Нижегородпассажиравтотранса» не состоялась. Теперь компания вправе обратиться с предложением поработать оператором АСКОП к вам, а также любой другой компании. Не получится ли так, что к системе каждое транспортное предприятие будет подключать другой оператор?
- Думаю, что нет. Насколько мне известно, мы единственные участники аналогичных закупок «Нижегородского метро» и «Нижегородэлектротранса», поэтому, скорее всего, госзаказ получит «НоваКард». Не думаю, что на планете найдутся такие же дураки, как мы, которые вложили в АСКОП массу денег и два года бесплатно работают, называя это тестовым режимом. Хотя на самом деле мы дожидаемся, когда городские и областные власти выполнят свои обязательства.
- Ну а если дурак все-таки найдется?
- Не сможет. Дело в том, что он для всех транспортных предприятий должен будет создать единую транспортную систему. А если уже на «НПАТ» никто не вышел – до свидания. Смешно, что при всей очевидности ситуации предприятиям все-таки необходимо проводить свои закупки, так сказать, «покупать купленное», хотя администрация города уже провела единый конкурс много лет тому назад.
«Упали аппетиты сборщиков денег»
- Победитель трех тендеров получает в общей сложности порядка 80 млн рублей.
- Нам и из этой суммы достанется три копейки. Банки, почтовые отделения, киоски «Роспечати» забирают порядка 3% от транзакций за то, что пользователи пополняют транспортные карты у них, за то, что они обслуживают счета. Нам остается 2%. Мы вбухали массу денег в оборудование, в эти карты, сейчас собираем данные со льготников, чтобы выпустить, наконец, электронные карты для них, мы содержим порядка 30 работников в Нижнем Новгороде. Наш проект не окупится ни за десять, ни за пятнадцать лет. С учетом того, как внедрялась система, для нас эта история превратилась уже в садомазохизм. Просто назад дороги уже нет: мы слишком много денег вложили.
- Изначально, насколько я помню, речь шла о 7% «НоваКарду» с каждой транзакции?
- Да, вы правы. Но когда все начиналось, были одни рыночные условия, а сейчас они другие. Когда заказчики запросили единую рыночную ставку по стране, она оказалась ниже на 2%. Упали аппетиты сборщиков денег.
- АСКОП, действительно, принесет городу прибыль?
- Конечно. Теперь у транспортников отпадает нужда в содержании огромной сети распространения льготных проездных. Не будет этих будок с бабульками из позапрошлого века. Не будет и массы других распространителей, на которых они тратят кучу денег! Только Почта России получала 4,5% с распространения ЕСПБ, ЕСПА (единых социальных проездных билетов и абонементов для пенсионеров) от выручки предприятий.