Целый ряд прошедших в сентябре этого года публичных слушаний был посвящен смене зонирования того или иного участка на территории Нижнего Новгорода. Вопросы о результатах этих слушаний были рассмотрены депутатами гордумы 28 октября. В основном голосование шло "автоматом", но на двух вопросах ход заседания "споткнулся". Предметом горячих прений стали пойменные луга возле поселка Копосово и участок в районе улицы Шевченко, который нужен застройщику для возведения гостиницы.
Что касается гостиницы, то "под нее" зону охраняемых ландшафтов предлагается поменять на зону застройки. Как проходили публичные слушания – неизвестно, никто из депутатов на них не присутствовал. Протокол есть, но до думского заседания чиновники его не донесли. Единственная информация – от третьих лиц – была озвучена замом главы города Елизаветой Солонченко. Она общалась с кем-то, кто на слушаниях был – так вот, по его словам, "возражений от жителей не было". Этому не поверил депутат Евгений Лазарев: «если парк возле домов предложат застроить, жители всегда будут против". По его словам, "слушания наверняка прошли криво".
В связи с этим депутат Алекадр Бочкарев предложил назначить новые публичные слушания и пообещал туда придти, но коллеги его не поддержали.
Само по себе предложение изменить генплан ради строительства гостиницы было воспринято некоторыми депутатами болезненно. "Мы сейчас должны бороться за каждую зеленую зону", - заявил Лазарев, напомнив, что город итак уже лишился множества растительных массивов.
В результате 19 думцев проголосовали за результаты публичных слушаний по данному участку, 12 – против. Решение, таким образом, считается не принятым и будет перенесено на следующее заседание – возможно, к тому времени депутатам удастся ознакомиться с протоколом слушаний.
Кто-то из народных избранников предложил "не рекомендовать" областному правительству утверждать результаты публичных слушаний, даже голосование начали – но тут вмешались представители правового отдела и устроили небольшой ликбез. Они объяснили, что:
1.Утверждает результаты слушаний не областное правительство, а глава города;
2.Как бы жители ни высказывались и какую бы они позицию ни занимали, глава города должен утвердить эти результаты не позднее чем через три месяца после слушаний. Если он этого не сделает, могут последовать какие-то санкции;
3.Депутатам на заседании предлагается просто принять к сведению, что мероприятия состоялись, и проголосовать только за это.
Таким образом, народные избранники оказались примерно в таком же положении, что и их электорат. Формально от жителей на публичных слушаниях требуется только выслушать, что предлагается изменить. Другой вопрос - народ этого понимать не желает, а посему подобные мероприятия частенько оборачиваются и голосованием, и резолюциями. Так вот, теперь от депутатов требуется то же самое: заслушать доклад о слушаниях, принять к сведению, проголосовать за это – и, собственно, все.
В прошлом году было не так: депутаты всегда горячо спорили, менять зону или не менять, а потом принимали достаточно судьбоносные решения. Но в конце 2014 года полномочия по изменению в генплан были переданы в областное правительство, и народные избранники лишились права принимать решения по данным вопросам.
"После передачи полномочий мы придумали процедуру рассмотрения вопросов о результатах публичных слушаний, просто чтобы быть в курсе происходящего", - признался бывший глава города Олег Сорокин.
Многие, между тем, растерялись: если слушания были проведены неизвестно как или же если жители были против предложений по смене зоны, как в таком случае голосовать депутатам гордумы? За или против? И утвердят ли результаты слушаний, если они проголосуют против?
"Пока вы не одобрите, я ничего утверждать не буду", - заверил глава горда Иван Карилин. Между тем, правовой отдел напомнил о трехмесячном сроке: думцы могут голосовать как угодно, но в этот срок глава города должен будет подписать бумажки с результатами.
В конце концов члены городского парламента договорились действовать следующим образом:
*Если нет информации о том, как проходили публичные слушания и что на них народ говорил – голосовать против (что и было сделано по вопросу о гостинице);
*Ели информация есть (позитивная или негативная – неважно) – голосовать за;
*Если согласно этой информации жители были против смены зонирования – голосовать за обращение к областному правительству, чтобы оно учло мнение жителей.
"По полной программе" этот механизм был отработан на вопросе о слушаниях по Волжской пойме, которые состоялись в Сормово 3 сентября. Результаты их хорошо известны. Глава думской комиссии по экологии Михаил Кузнецов напомнил, что участники слушаний были категорически против смены зонирования, и даже показал видео с этого мероприятия, где разгоряченные сормовичи рвутся на баррикады. Правозащитница Мария Попова сообщила, в свою очередь, что сормовичи собрали уже более 1600 подписей под несанкционированной резолюцией слушаний (то есть фактически против застройки поймы).
Учитывая все это, депутаты проголосовали большинством голосов:
*За то, что они были проинформированы о результатах этих слушаний;
*За обращение к областному правительству с рекомендацией учесть мнение жителей и не менять генплан (за – 34 голоса, против – 1).
Таким образом, можно сказать, что городская дума заступилась за пойму рядом с поселком Копосово. Но сколько бы копий депутаты ни ломали, решение по данной территории принимает областное правительство – и оно может не учесть думской рекомендации.