Город Создатель грозы авианосцев скончался в Нижнем Новгороде

Создатель грозы авианосцев скончался в Нижнем Новгороде

Александр Лещев руководил проектом модернизации субмарин с крылатыми ракетами

А.Г.Лещев

В Нижнем Новгороде на 87-м году жизни скончался конструктор атомных подводных лодок (АПЛ) Александр Лещев. Пожалуй, главное его детище - модернизированные субмарины проекта 670 М "Чайка", имевшие на борту крылатые ракеты. Основная функция данных аппаратов, созданных в период холодной войны, – "охота" на авианосцы противника.

Александр Георгиевич закончил наш водный институт, после чего уехал в Пермь работать инженером, а потом вернулся в Горький, где вплоть до выхода на пенсию работал в ЦКБ "Лазурит".

В должности заместителя главного конструктора принимал участие в создании дизельных подводных лодок проекта 633, а потом – атомных субмарин с крылатыми ракетами проекта 670 ("Скат"). В 1970 году в ходе строительства лодки К-320 этого проекта прямо на стапеле произошла радиационная авария, и Лещев вместе с сотрудниками завода "Красное Сормово" принимал участие в ее ликвидации. После выхода на пенсию он станет активным борцом за права ликвидаторов.

Затем в "Лазурите" было решено модернизировать "Скат": оснастить подлодки более эффективными ракетами ("Оникс" вместо "Аметиста") и увеличить их количество, практически не увеличивая при этом объема самих аппаратов. Главной задачей этого проекта - №670 М ("Чайка") – стало уничтожение авианосцев, и возглавил его именно наш герой.

"В результате ударная мощь лодок была увеличена в три раза, - вспоминает конструктор "Лазурита" Альберт Постнов. – Было восемь ракет, а стало 23. Корпус стал прочнее, увеличилось количество отсеков… И когда американцы начали давать нам деньги на утилизацию экологически опасного ядерного вооружения, они поставили условие начать ее с подводных лодок именно этого проекта".

Проект 670 М

Всего было построено шесть подлодок проекта "Чайка".

Коллеги вспоминают, что Александр Лещев был очень требовательным как к себе, так и к сотрудникам: когда шла работа над проектом, ни о каких отпусках речи идти не могло. Естественно, это порождало конфликты, не всех устраивал такой подход.

"Он был очень скромный, - добавляет Альберт Постнов. – Награды и премии получал, но никогда не гнался за ними. И никогда не хвалился достижениями".

Александр Лещев – обладатель двух орденов Трудового Красного знамени (1970 и 1978 гг) и ордена Октябрьской революции (1989 г.).

Между тем, атомными подлодками интересы Александра Георгиевича не ограничивались. Он автор целой серии проектов и патентов, связанных с добычей полезных ископаемых в арктическом шельфе – многие из них ждут сегодня реализации. Под его руководством создавались также глубоководные спасательные аппараты - такие, как небезызвестный "Приз".

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Индийские курьеры и персидские трущобы: репортаж из Еревана, который так полюбили россияне
Дмитрий Капустин
Мнение
«У многих пластические операции»: скрипачка рассказала, как на самом деле живут в Саудовской Аравии
Анна Аберле
музыкант из Тюмени
Мнение
Чистое море и пустой пляж. Туристка — об отдыхе с палатками под Анапой
Валерия Дульская
Заместитель главного редактора
Мнение
«Впечатляет бессмысленность этих усилий». Автожурналист — о крахе рынка электромобилей в России
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
Почему в Турции стало много ДТП с россиянами? Журналист — о движении на дорогах в этой стране
Анна Голубницкая
внештатный корреспондент Городских порталов
Рекомендуем
Знакомства
Объявления