Уже летом Нижний Новгород собрался отказаться от бумажных символов оплаченного проезда и раз и навсегда перейти на электронные проездные билеты. На пути к инновациям у регионального центра встало правительство Нижегородской области: бумажные билеты жителям региона нужны, сочли в правительстве.
Нелегкие пути внедрения Автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) сегодня, 6 апреля, обсуждали на заседании транспортной комиссии Городской думы Нижнего Новгорода. Директор городского департамента транспорта и связи Анатолий Гусев сообщил, что третий, заключительный этап был запланирован на декабрь 2014 года. К этому моменту новая система электронной оплаты проезда должна была появиться у частных перевозчиков.
Однако о том, чтобы расплачиваться с помощью транспортной карты в маршрутках, в настоящее время речь не идет. 25 марта 2015 года только появилась возможность пополнять счет транспортной карты. В конце мая, по словам Анатолия Гусева, планируется ввести единый проездной на все виды транспорта (кроме маршрутных такси), а к 1 июня отменить бумажные проездные (за исключением единого социального проездного билета (ЕСПБ) и единого социального проездного абонемента (ЕСПА). Отставание по срокам, признал чиновник, есть, и причина – в сложностях работы с региональным министерством социальной политики и передачей данных по «льготникам». А они составляют 50% пассажиропотока, необходимые для эффективной работы системы.
«Администрация Нижнего Новгорода подготовила нормативно-правовую базу АСКОП в Нижнем Новгороде. Мы передали предложения министерству транспорта, чтобы оно рассмотрело нашу «дорожную карту» по совместной реализации проекта», - добавил чиновник.
Компания «НоваКард», которая внедряет АСКОП, ещё год назад выпустила для социально незащищенных категорий нижегородцев 250 тысяч заготовок проездных (это был второй этап внедрения системы). Однако с региональным правительством до сих пор не достигнута договоренность о том, чтобы перевести льготников на пластик. За год споры об отказе от бумаги не привели к какому-либо общему решению с юридической точки зрения. Принятие нового закона о национальной платежной системе ситуацию только усугубило проблему и усложнило бумажную волокиту.
По словам заместителя главы администрации Нижнего Новгорода Андрея Черткова, региональное правительство не переходит на пластик в том числе из-за садоводов, которые в скором времени «откроют сезон» и поедут за город (а в междугородних перевозках, как известно, используются старые добрые бумажные билеты). По словам чиновника, регион не пошел на компромисс, несмотря на готовность «НоваКарда» предоставить новые проездные бесплатно (чтобы определить, по каким направлениям ездят льготники). Бумажные споры продолжаются, и они далеки от стадии завершения.
По словам представителя компании «НоваКард», успешно и быстро АСКОП внедрили только на канатной дороге, поскольку у этого предприятия есть необходимая нормативная база. В муниципальных транспортных предприятиях расходы на оплату комиссии при проведении электронных платежей не предусмотрены. Тестовый режим внедрения системы затянулся на год. «Каждый месяц мы тратим колоссальные средства на поддержание системы и даже не можем расширить штат, хотя потребность в этом есть», - добавил представитель ЗАО «НоваКард».
По словам председателя транспортной комиссии Алексея Гойхмана, обсуждая АСКОП, чиновники забыли о маршрутках. Только за счет них внедрение новой системы и оптимизация транспортной схемы города сделает перемещение по городу более свободным. Депутат заявил, что от частных перевозчиков, которые выполняют 50% наземных пассажирских перевозок, городу отказываться ни к чему. Однако уже сейчас придется думать о деньгах на компенсацию проезда льготников в маршрутных такси. Кроме того, по мнению Алексея Гойхмана, перевозчики попросят возмещения затрат на установку АСКОП в своих автобусах.
ДОПОЛНЕНО. Как сообщили корреспонденту NN.RU в министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, на АСКОП «льготников» планируют перевести уже в июне этого года. Транспортная карта будет использоваться на территории Нижнего Новгорода, в то время как в районах останутся бумажные проездные. "Мы прорабатываем варианты использования различных видов «бумажных» и «электронных» социальных билетов. В ближайшее время... соответствующие проекты нормативных правовых актов будут направлены для согласования в соответствующие структуры правительства Нижегородской области", - объяснили в министерстве.