Транспортная тема у горожан – одна из самых обсуждаемых, и это вполне объяснимо: большая часть нашей жизни проходит в автобусах и трамваях, троллейбусах и метро. Хочется, чтобы статусу города-миллионника соответствовал и достойный уровень комфорта пассажирских перевозок.
О том, какие улучшения в сфере общественного транспорта произошли и произойдут в городе, корреспондент NN.RU поинтересовался у директора департамента транспорта и связи Нижнего Новгорода Анатолия Гусева.
- Анатолий Анатольевич, в ряде крупных российских городов уже произошло сезонное повышение стоимости проезда в общественном транспорте. В Нижнем Новгороде билет за поездку в электротранспорте подорожал весной. Перевозчики давно просили повысить и плату за проезд в автобусе. Когда это произойдет?
- Муниципалитет не устанавливает плату за проезд в общественном транспорте. Согласно указу президента РФ, регулирование тарифов – это полномочия субъекта, правительства Нижегородской области. У нас информации об изменении тарифов нет. Нам неизвестно, какие перевозчики выступали с инициативой повысить плату за проезд.
Гусев Анатолий Анатольевич. Родился в 1962 году. Окончил Горьковское высшее военное училище тыла, имеет звание офицера. В 1980 – 2001 году служил в Вооруженных силах РФ, с 2001 по 2013 год работал в коммерческих структурах. В 2013 году устроился в отдел автотранспорта департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода. В 2014 году возглавил департамент.
- В начале ноября в муниципальном транспорте была введена автоматическая система оплаты проезда (АСКОП). Нижегородцы могут ездить по электронным проездным. Правда, с ограничениями: нельзя расплатиться им в разных видах транспорта, пополнить «счет» карты и так далее. С чем это связано? Когда АСКОП заработает полноценно?
- До конца этого года горожане будут ездить по электронным проездным в таком виде, как они есть сейчас. В 2015 году льготные категории граждан перейдут с «бумажных» на электронные проездные без изменения их стоимости. Трудности связаны с изменением законодательства о персональных данных, а также принятием закона о национальной платежной системе. В настоящее время мы приводим работу АСКОП в соответствие с законом. Это большая и сложная задача, поскольку требуется обработать большое количество сведений, обеспечить должный уровень защиты данных. Во многих городах внедрение системы потребовало 3-5 лет.
Как только мы решим все вопросы, связанные с соблюдением законодательства (а мы рассчитываем сделать это до конца 2014 года), в течение 2015 года горожанам станет доступен более широкий спектр услуг: к примеру, единый проездной на разные виды транспорта, «электронный кошелек», гибкая система платежей (по электронной карте билет будет дешевле, чем одноразовый проездной). Кроме того, большое количество людей, обладающих правом льготного проезда, мы будем переводить на электронные карты совместно с областным министерством транспорта и автомобильных дорог. Льготники первыми получат, к примеру, персональные проездные карты. Рядовые горожане смогут оформить их по заявлению.
Больше «гармошек», меньше маршруток
- Если планы по внедрению АСКОП, действительно, буду реализованы, горожанам станет гораздо легче платить за проезд. А что касается транспортного обслуживания города – изменится ли оно к лучшему? И если да, то как и когда?
- Летом 2015 года в Нижнем Новгороде будет завершена разработка комплексной транспортной системы, мы начнем внедрять новую маршрутную сеть. Разработкой проекта, стоимость которого составляет 61,5 млн рублей, занимается ООО «Строй Инвест Проект». Стратегия развития транспорта в Нижнем Новгороде уже признана одной из лучших среди аналогичных стратегий для городов, принимающих ЧМ-2018. Комплексная транспортная схема нужна для того, чтобы понять, как будет город развиваться. Исторически сложилось, что многие маршруты: коммерческие, муниципальные - у нас дублируются. В перспективе эти «наложения» будут устранены. Мы сократим количество транспортных средств на маршрутах. На магистральных направлениях с наибольшим пассажиропотоком будут эксплуатироваться автобусы особо большой вместимости. Мы также перейдем к единому расписанию, чтобы нижегородцы точно знали, когда смогут уехать с конкретной остановки.
- Не так давно тридцать новых «гармошек» вышло на городские маршруты. Если у «Нижегородпассажиравтотранса», который всегда считался убыточным, есть новые автобусы, почему бы не поставить их на самые популярные направления, устранив частников?
- У них действуют муниципальные договоры, расторгнуть которые без оснований мы не имеем права. Вместе с тем, более чем у половины предпринимателей в 2015 году истекают сроки действия контрактов. Тогда мы, действительно, сможем провести конкурсы уже по новым, измененным маршрутам.