Город Метеориты над Нижним Новгородом

Метеориты над Нижним Новгородом

Зелёное «солнце» над Америкой, «бомбёжка» Челябинска, Башкирии, Тюменской, Свердловской и Курганской области, ежегодно пополняемые метеоритные коллекции землян… Сбудется ли когда-нибудь голливудская «мечта» об Армагеддоне и скоро ли ждать нам новых «гостей» из космоса? Оказывается, учёные это уже давно посчитали. Информацию уточнял корреспондент NN.RU.

В беседе с известным российским цунамистом Ефимом Наумовичем Пелиновским, профессором Института прикладной физики РАН, мы рассматривали разные варианты развития событий. В том числе – падение метеорита в море или океан. Такое на нашей планете уже происходило – миллионы лет тому назад.

Зловещие «соседи»

- Ефим Наумович, как появляются астероиды вблизи Земли?

- Их основной источник – пояс астероидов, расположенный между орбитами Марса и Юпитера. Часть этих небесных объектов – астероидного (планета), часть – кометного происхождения. Одни упадут на Солнце, другие покинут пределы Солнечной системы, а третьи будут по ней «путешествовать», возможно, сталкиваясь с планетами.

- Но весь пояс астероидов обследовать невозможно…

- Объектом исследования учёных являются околоземные объекты (NEO, Near Earth Objects), расположенные на расстоянии порядка 1.3 астрономических единиц (1 а. е. = 149,6 млн. км, прим.корр.) от нашей планеты. Задача – изучить источник и механизм формирования NEO. Ведь чтобы представлять, какую угрозу они представляют Земле, нужно знать их физические и химические свойства. Тогда, если вероятность столкновения астероида с Землёй, действительно, есть, возможно, удастся смягчить последствия. На данный момент количество исследованных и описанных околоземных объектов превышает 3000. Однако орбиты около 600 объектов не очень понятны, и если они повернут к Земле, то мы об этом будем знать всего за несколько месяцев до события.

- Часто ли Земля подвергалась «бомбёжке»?

- Да, как и другие планеты с момента их формирования. Сегодня на Земле обнаружено 170 кратеров. Наиболее крупные из них (диаметром более 50 км) довольно «молодые»: их возраст – менее 1 гигагода (10 в 9 степени лет). Исключение - кратер Вредефорда 2-биллион-летней давности (диаметр - 300 км) в Южной Африке, и кратер Садбери (его возраст - 1.8 биллионов лет, диаметр – 200 км) в Канаде.

Эхо далекого прошлого

- Как восстанавливается картина событий, имевших место миллионы лет назад?

- По тем сведениям, которые имеются сегодня: величина кратера, предположительный диаметр метеорита, оставшиеся после падения сплавы металлов… К примеру, кратер Чиксулуб в Мексике «увидели», когда обнаружили на данном участке ненормальную концентрацию иридия, в десятки раз превышающую номинальную.

Что касается цунами, то сейчас доказательств падения астероидов в океан гораздо больше благодаря развитию морской геологии. Насколько нам известно, один из старейших подводных кратеров появился 455 млн лет назад. Место падения метеорита называется Локне и находится в Швеции. Теперь там пресноводное озеро, глубина которого составляет как минимум 200 м.

- На территории России – немало следов, оставленных кратерами?

- Это так. Второй по величине крупный астероид упал «у нас&

raquo;, на территории нынешней Калужской области. Случилось это 380 млн лет назад. Сейсмический импульс и спровоцированное астероидом цунами вызвали геологические изменения на расстоянии 500 км от места удара. А в Баренцевом море есть кратер, оставленный астероидом Мьолнир, упавшим 142 млн лет назад. Есть большие подозрения о метеоритном происхождении озера Светлояр в нашей области, и туда организуются специальные экспедиции.

Цунами 2880 года

- Насколько разрушительны последствия падения метеорита в море, океан?

- Приведу пример. В 1883 году извержение вулкана Кракатау (Индонезия), вызвавшее цунами, было зарегистрировано сразу в трёх океанах: в Индийском, Атлантическом и Тихом океане. Общая энергия извержения была равноценна взрыву атомной бомбы мощностью 200 мегатонн. Так вот, количество энергии, высвобождённой при падении астероида, может быть в сотни раз больше. И на Земле это случалось очень часто! Астероиды диаметром более 200 метров падали на нашу планету на протяжении 3000-4000 лет. По нашим подсчётам, вероятность столкновения в данном временном промежутке составляла 2-3%.

- После падения метеорита остаётся кратер. Но как доказать, что было цунами? Как просчитать величину волны, например?

- Смоделировать начальную стадию цунами, вызванного падением астероида, непросто. Обычно отрабатываются различные сценарии, с разными вариантами смещения поверхности океана в очаге. На больших расстояниях от очага возможно использование уже существующих компьютерных моделей цунами, вызванных подводными землетрясениями.

- Эти модели используются не только для восстановления прошлого?

- Верно. Такой подход, к примеру, применялся при моделировании столкновения астероида с Землёй, которое может произойти в 2880 году. Название астероида - 1950 DA. Его диаметр – 1.1 км. При скорости 17.8 км/ч астероид может упасть в океан на расстоянии 600 км к востоку от США и создать кратер диаметром 19 км. Волны цунами обрушатся на берег Европы и Африки через 12 часов, и их высота достигнет 23 м в Ирландии, 16 м в Англии, 17-21 м во Франции, 15 м в Португалии. А в Россию… не дойдут.

Заплатить за космос

- Что делается для того, чтобы вовремя распознать угрозу и обезопасить Землю?

- К этой проблеме на протяжении десятков лет привлекается внимание общественности, правительства, структур гражданской обороны в развитых странах. Этой цели служит международная профессиональная организация – Фонд Космической безопасности. А японское правительство содержит Бисейскую астрономическую обсерваторию, занимающуюся космическим мусором и околоземными объектами. Европейское космическое агентство финансировало исследования, посвящённые происхождению, составу и структуре поверхности околоземных объектов, а также плотности, частоте их распределения вблизи Земли.

Однако сегодня наиболее активное исследование NEO ведётся только в США. В 1998 году NASA (National Aeronautics and Space Administration, национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства) запустило проект «Обозрение космической безопасности» (бюджет – 4 млн долларов в год). Его цель - за 10 лет обнаружить и исследовать 90% околоземных объектов диаметром более 1 км. Это минимальный размер ударного тела, способного спровоцировать катастрофу на Земле. В процессе исследования было обнаружено более 60% таких объектов.

- Ведётся ли «чёрный список» потенциальных угроз Земле и где его можно посмотреть?

- Список NEO с 2005 года доступен на сайте Малого планетарного центра. Он включает наименования потенциально опасных астероидов, которые находятся или будут находиться на расстоянии 0.5 астрономических единиц от Земли в период до 2178 года.

Однако

лист не включает все потенциально опасные астероиды, поскольку нужны более точные и дорогостоящие исследования. Например, астероид 1989 FC был открыт случайно - через несколько лет после того, как пересёк орбиту Земли на расстоянии 700 000 км от нашей планеты. Столкновения не произошло из-за несовпадения в несколько часов. Размер метеорита оценивался в 500 м. Этого было бы достаточно, чтобы оставить на Земле кратер диаметром порядка 40 км. Не считая последствий…

Галина МУБАРАКШИНА

НА ЗАМЕТКУ

Околоземные объекты (The Near Earth objects, NEO) - все небольшие небесные тела, которые находятся на расстоянии меньше 1.3. астрономических единицы от Земли. NEO - общее название для объектов астероидного и кометного происхождения.

Метеориты – это NEO, которые падают на Землю.

*в интервью и в качестве иллюстраций использованы материалы исследований:

- «Asteroid impact tsunamis», Christian Kharif and Efim Pelinovsky (2004)

- «NEO impact Consequences and Hazards», Marcello Fulchignoni and M. Antonietta Barucci (2005).

На фото: 1. Фото кратера НАСА. 2. География больших метеоритов, когда-либо падавших в воду на Земле. 3. География больших наземных кратеров.

Источник фото: аpod.nаsа.gov, amous-scientists.ru