Членам семей военнослужащих, погибших в боевых действиях в Чечне, пришлось через суд доказывать своё законное право на повышение пенсии. Выступая в суде, представитель нижегородского областного военкомата усомнился в том, что некоторые из них вообще воевали. Об этом корреспонденту NN.RU сообщили во всероссийском благотворительном фонде «Право матери».
Фонд предоставляет семьям погибших военнослужащих бесплатную квалифицированную юридическую помощь и отстаивал в суде законные права нижегородцев.
Согласно федеральному закону «О ветеранах», члены семей ветеранов боевых действий, погибших в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе, имеют право на повышение пенсии по случаю потери кормильца. С 1 января 2008 года размер выплат должен был увеличиться на 32%. Но для семей военнослужащих-нижегородцев этого не произошло.
«В последнее время случаи нарушения прав членов семей погибших военнослужащих стали настолько массовыми, что наш фонд вынужден обращаться в суды с коллективными исками», - поясняет Вероника Марченко, руководитель фонда.
Вот и 13-ти нижегородским семьям в военкомате отказались повышать пенсию и делать перерасчёт за предыдущие годы, ссылаясь на то, что повышение пенсии положено только самим ветеранам, а не членам их семей. Но, видимо, потому, что закон обязывает платить, как положено, ответчику пришлось придумывать другие причины. В суде представитель нижегородского областного военкомата усомнился в подлинности выданных военнослужащим документов.
«Представитель военкомата – начальник отдела социального обеспечения Александр Разумейко, - глядя в глаза родителям и вдовам погибших, начал рассуждать о том, что их близкие,
, и вовсе не воевали», - сообщают в фонде.
Так, говоря об офицере Дмитрии Волкове (он провёл в Чечне 150 дней и ценой своей жизни спас множество людей, отгоняя от колонны, обстрелянной боевиками, загоревшийся бензовоз), Разуменко сообщил, что, по его мнению, командир части Д. Волкова был уличён в фальсификации справок об участии людей в боевых действиях. Доказательств он не представил.
Досталось и другим родителям и вдовам:
«Почему Вы считаете, что погибшие являются ветеранами боевых действий? Ведь им не выдавали удостоверения?!», - цитирует фонд слова А. Разумейко (отчёт с судебного заседания выложен на официальном сайте организации).
«Действительно, военнослужащие не успели получить свои удостоверения ветерана боевых действий – потому что погибли… - подтвердили в фонде. – Вместе с тем, если военнослужащий по каким-либо причинам этот документ не получает, это никак не отменяет его статуса ветерана…»
У каждого из 13 погибших и без этого было достаточно документов, которые подтверждали, что конкретный человек, действительно, находился в зоне боевых действий, действительно, участвовал в них и погиб. Приказы командиров частей, извещения о гибели… Подтверждение тому – и решения суда в пользу всех семей, участвовавших в «битве с военкоматом».
Судебные заседания по коллективному иску проходили с 11 октября 2012 года по 29 января 2013 года. В январе было вынесено решение суда в пользу семей погибших. По мнению представителей фонда, судебный процесс был искусственно затянут, поскольку пришлось запрашивать дополнительные документы – из-за ничем не подкреплённых сомнений военкомата. На днях стало известно о положительном решении в пользу семьи ещё одного военнослужащего.
А вот в отношении господина Разумейко представители фонда «Право матери» направили жалобу в Нижегородскую районную прокуратуру. Они, в частности, потребовали провести проверку и уточнить, действительно ли командир части, в которой служил Д. Волков, был обвинён в фальсификации документов. А если нет – привлечь, при наличии к тому оснований, А.
Разуменко к уголовной ответственности по статье 128.1 «Клевета».
КАК ОНИ ПОГИБЛИ
Михаил Аврамчик, командир мотострелковой роты. Погиб в бою.
Владимир Бараненко скончался от «множественных огнестрельных пулевых проникающих ранений головы», полученных в бою.
Дмитрий Волков, увидев, что неминуем взрыв топлива в обстрелянном боевиками бензовозе, не раздумывая, лично сел за руль машины и вывел ее на безопасное расстояние от колонны. Покинуть горящую машину отважный офицер не смог. Своим поступком Дмитрий предотвратил гибель многих своих соратников.
Станислав Степаненко погиб, пытаясь спасти Дмитрия Волкова. Получил многочисленные ожоги.
Артем Гольцов погиб в бою. Его мотострелковая рота при взятии высоты попала в засаду. После получения команды на отход Артём остался прикрывать отход товарищей.
Капитан Андрей Гринченко, заместитель начальника штаба 2-й мотострелковой бригады, «выполняя специальное задание», был тяжело ранен и погиб.
Валерий Косарев, начальник разведки, погиб в бою. Скончался от потери крови. Награжден Орденом Мужества (посмертно).
Андрей Кулаков служил сапером и погиб от взрыва мины, при исполнении служебных обязанностей.
Сергей Теряев, заместитель командира батальона по воспитательной работе. Погиб от многочисленных ожогов.
Лейтенант Алексей Телегин погиб во время обстрела со стороны боевиков.
Майор Александр Ярош погиб от огнестрельного пулевого ранения головы.
Александр Яшин «погиб, честно выполняя свой воинский долг».