История передачи филиалов предприятия «Нижегородпассажиравтотранс», занимающегося автобусными пассажирскими перевозками, из области на баланс Нижнего Новгорода тянется уже около восьми лет
Еще в 2004 году городская администрация вела переговоры с правительством Нижегородской области о передаче госпредприятия «Нижегородпассажиравтотранс» на муниципальный баланс. Ведь городские автобусы, которые входят в схему движения городского транспорта, должны принадлежать муниципалитету. Однако до 2011 года переговоры о передаче городских автобусов не имели результата. И вот, наконец, полтора года назад область решила-таки отдать городские «басы» муниципалитету. Но оказалось, что забрать четырехколесное имущество не так-то просто. Об истории вопроса, о сегодняшнем положении дел и о перспективах владения городом городскими автобусами наш разворот. НУЖНА НОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СХЕМАУ города и сегодня имеется свое транспортное хозяйство — трамваи, троллейбусы, метро. И еще маршрутные такси, ведь деятельность частных городских перевозчиков контролирует департамент транспорта и связи.А вот так называемые социальные автобусы сейчас не входят в городское транспортное хозяйство. И, значит, создать единую схему организации движения всего пассажирского транспорта сегодня невозможно. Потому нередко в час пик в Нижнем Новгороде можно заметить, что маршрутные такси, автобусы и троллейбусы не выдерживают интервалов между посадкой и отправлением. Так, например, только на Гордеевском пятачке практически в одно время могут пройти 12 автобусов, следующих по одному маршруту. Плюс маршрутки и троллейбусы. Такая неразбериха мешает и пассажирам, и водителям.У городской администрации большие планы по разработке комплексной транспортной схемы города и введению единого проездного билета.— Нам предстоит большая работа, направленная на развитие муниципального общественного транспорта, результатом которой станет значительное повышение уровня обслуживания пассажиров, — заявил глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов.По словам главы администрации города, единое управление всеми видами общественного транспорта на территории приволжской столицы позволит усилить контроль над перевозчиками, объединить в общую схему движения маршруты электротранспорта, социальных автобусов и такси.Для развития всех видов транспорта необходимо провести обследование пассажиропотока, построить разворотные кольца, разработать и реализовать программу обновления подвижного состава, модернизировать систему диспетчерского управления. Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о введении единого проездного билета, который будет выполнен в виде электронных карт.— Сейчас в Нижнем Новгороде около 638 графиков движения подвижных составов. Ежедневно автобусы осуществляют около 557 рейсов, — рассказывает директор департамента транспорта и связи Олег Семечкин. — Необходимо пересмотреть действующие маршруты, чтобы уменьшить нагрузку на определенные транспортные «артерии» города. Кстати, последний раз схема движения автобусов принималась в 1988 году. Но тогда ее разрабатывали студенты и активные жители города, которые стояли около определенных участков дорог со счетчиками и фиксировали, сколько легкового, грузового транспорта проехало на конкретном месте за определенный промежуток времени. Сегодня разработка транспортной схемы такими дедовскими методами будет малоэффективна. Нужны специалисты. На создание схемы движения городского транспорта потребуется от 18 до 24 месяцев. Ее стоимость — около 45 млн рублей.Но пока НПАТ не перейдет в муниципальную собственность, реализация этих мероприятий невозможна.ИСТОРИЯ ВОПРОСАЕще в 2004 году администрация Нижнего Новгорода вела переговоры с правительством Нижегородской области о передаче госпредприятия «Нижегородпассажиравтотранс» на муниципальный баланс. По словам тогдашнего мэра Вадима Булавинова, передача «Нижегородпассажиравтотранса» на баланс города позволила бы создать в Нижнем Новгороде единую систему пассажирского транспорта.Однако проблема заключалась в том, что город просил отдать предприятие бесплатно, а область
хотела отдать его за деньги. А это, по мнению мэра, автоматически повлекло бы за собой повышение тарифов на проезд для населения.Корень вопроса на протяжении восьми лет как раз и заключался в том, как именно передавать «Нижегородпассажиравтотранс» — за деньги, бесплатно, с долгами или без. Для обеих сторон это было принципиально важно. Ведь речь шла о довольно больших деньгах.Впрочем, поначалу в качестве аргументации отказа отдать автобусы городу область ссылалась на опасения, что это «грозит потерей ремонтной базы и инфраструктуры автопарков, обслуживающих как городские, так и областные автобусы».А вот акционирование пассажирских автопредприятий позволит сохранить неприкосновенной единую транспортную систему области. Так считает министерство имущественных отношений. «Нижегородпассажиравтотранс» даже включили в областной план приватизации на 2005 год. При этом, уверяли в министерстве, все сто процентов акций останется в собственности области. Таким образом, имущество авто транспортных предприятий будет сохранено в едином комплексе.Вопрос этот в областном правительстве считали принципиальным из-за того, что еще в начале 1990-х некоторые районы области воспользовались заложенным в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правом и получили автобусы в свою собственность. Однако уже спустя несколько лет от переданного транспорта практически ничего не осталось или он был продан частникам. Наступать второй раз на те же грабли область считала недопустимым.В 2005 году город вновь напомнил области о том, что по закону все автопарки должны быть переданы в муниципальную собственность. С приходом нового губернатора Валерия Шанцева городские власти ожидали ускорения процесса передачи, но этого не произошло. Шанцев заявил, что «Нижегородпассажиравтотранс» останется в собственности правительства Нижегородской области, хотя администрация Нижнего Новгорода подтвердила, что, несмотря на убыточность пассажирского автотранспорта, город готов принять его на свой баланс.Однако уже в начале 2006 года областное правительство пообещало передать в собственность города территорию и имущество одного из автопарков, которые находятся на балансе государственного предприятия «Нижегородпассажиравтотранс». Например, предлагался автопарк в Приокском районе, но мэрию не устроило расположение площадки, она слишком удалена от основных маршрутов и водители будут тратить много бензина, чтобы добраться до нее. Город просил передать НПАП-2, располагавшийся на улице Республиканской, но нижегородское правительство отказывается.В том же 2006 году правительство области провело работу по укрупнению автопарков, в результате из семи осталось три парка. По мнению правительства, подобная реорганизация должна была снизить непроизводственные расходы, поскольку убытки от содержания автопарков составляют около 60 млн рублей ежегодно.Однако в 2007 году убытки «Нижегородпассажиравтотранса» составили 380 млн рублей, а в 2008 году — уже 831 млн рублей.Тем не менее в феврале 2011 года глава городской администрации Олег Кондрашов вновь подтвердил, что город готов принять на баланс имущество госпредприятия «Нижегородпассажиравтотранс».Принципиальное решение о передаче областного автобусного предприятия в муниципальную собственность было принято на совместном совещании главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым тогда же, в феврале. По оценкам специалистов, процесс оформления пакета документов должен был занять около полугода.Однако до сих пор в муниципальную собственность городские автобусы не перешли.ДОЛГИ РАСТУТВ марте нынешнего, 2012 года депутаты городской думы вновь были вынуждены вернуться к вопросу о передаче «Нижегородпассажиравтотранса» из областной собственности в муниципальную. По общему мнению депутатов, процесс недопустимо затянулся, что, в свою очередь, ведет к срыву других мероприятий,
в частности разработки комплексной транспортной схемы и введения единого проездного билета.Дума Нижнего Новгорода еще в ноябре 2011 года одобрила передачу в собственность муниципалитета всего автотранспортного хозяйства НПАТ (свыше 900 автобусов, автомобилей и объекты недвижимости) на определенных финансовых условиях. Предполагалось, что город погасит текущую задолженность предприятия (около 230 млн рублей), а остальные долги (654 млн рублей) возьмет на себя руководство области. Но после дополнительной финансовой проверки оказалось, что долги предприятия только по бухгалтерской отчетности на 1 января 2012 года составили около 1 млрд рублей.— Финансовое состояние предприятия ухудшается с каждым месяцем. Думаю, на 1 марта 2012 года долг составляет уже больше 1 миллиарда, — сказал директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Олег Семечкин. — Это долги перед фондами, поставщиками ГСМ и запасных материалов, по налогам, зарплате.— Кроме этого, существуют издержки, о которых пока никто даже не говорил, — продолжил председатель думской комиссии по транспорту и связи Алексей Гойхман. — Речь идет о 211 автобусах, которые стоят без движения и которые нужно восстанавливать. Сколько на это потребуется денег, никто не знает. Но, по моим подсчетам, реанимация автобусов обойдется как минимум в 70 млн рублей.Алексей Гойхман отметил, что если к середине 2013 года автохозяйство города не будет восстановлено, то оно пойдет «ко дну». К 2014 году от всех автобусов предприятия останется не больше 150 единиц.Кстати, на сегодняшний день общее количество подвижного состава предприятия «Нижегородпассажиравтотранс» составляет около 850 единиц.С ЧИСТОГО ЛИСТА— Складывается такое впечатление, что мы пытаемся оживить больного, который умер полгода назад, — отметил депутат Вадим Агафонов. — Не думаю, что это возможно. Процесс передачи предприятия слишком затянулся, поэтому нужно рассмотреть альтернативные варианты смены собственника.— Так как не исполнено решение ноябрьской городской думы, мы можем вернуться к рассмотрению варианта, который уже выдвигался нами еще в октябре: принять не предприятие, где идут бесконечные финансовые споры, а только имущественный комплекс, — предложил заместитель главы города Дмитрий Бирман. — А затем создать новое муниципальное предприятие.— Вслед за этим можно было бы провести конкурс для крупных пассажироперевозчиков, которые уже зарекомендовали себя и у которых хорошая кредитная история, — поддержал коллегу Вадим Агафонов. — Они пришли бы со своими автобусами, а базы взяли бы в аренду.Депутаты, которые участвовали в заседании комиссии по транспорту и связи, эту инициативу поддержали.РЕАНИМАЦИЯ ГОРОДСКОГО АВТОПАРКАЕще в январе текущего года глава городской администрации Олег Кондрашов заявлял о том, что компания Hyundai (Республика Корея) предложила городу приобрести в лизинг 800 автобусов.— Представители компании Hyundai предлагают автобусы по лизинговой схеме на 5 лет под 5 процентов. Возможна схема и под ноль процентов, то есть в рассрочку. Но обновление подвижного состава возможно только после передачи «Нижегородпассажиравтотранса» на баланс города, — сказал тогда глава городской администрации Олег Кондрашов.Поменять городские автобусы администрации Нижнего Новгорода предлагали и представители павловской компании «Русские автобусы».По словам заместителя главы администрации Нижнего Новгорода Сергея Гладышева, городская администрация подала заявку на участие в федеральной программе по приобретению 100 автобусов.По словам индивидуального предпринимателя Дмитрия Каргина, который руководит крупным автотранспортным предприятием города, Нижнему нужны автобусы большого класса, минимум на 100 человек.Противоположная точка зрения у депутата Анатолия Волкова. По его мнению, в первую очередь необходимо закупать малогабаритные автобусы, которые могли бы
доставлять граждан в отдаленные уголки города, например в совхоз «Цветы».А вот депутат Михаил Барковский отметил, что городу не хватает экологического транспорта. Но пока об экоавтобусах можно только мечтать.— Думаю, что экспериментировать с внедрением экоавтобусов в нашем городе не будут. Ведь любые штучные транспортные средства такого плана непомерно дороги, а обслуживать их может только компания-производитель, — говорит Михаил Барковский. — Но если в Нижнем Новгороде все-таки решат, что городу нужны автобусы с солнечными батареями, которые в разы снизят уровень загрязнения атмосферы, я как председатель комиссии по экологии первым обращусь к руководству города с предложением о закупке таких машин.В конце марта глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов заявил, что в течение апреля вопрос о передаче из областной собственности в муниципальную имущественного комплекса «Нижегородпассажиравтотранса» должен быть решен.ЖДЕМ «ЭЛЕКТРОННОГО КОНДУКТОРА»А уже в ближайшем будущем на общественном транспорте в Нижнем Новгороде появится «электронный кондуктор». Городская администрация 27 марта 2012 года объявила открытый конкурс среди организаций, готовых внедрить и обслуживать «Автоматизированную систему контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории Нижнего Новгорода».Электронная система учета пассажиров позволит узнать объемы перевозки пассажиров на конкретных маршрутах. А потом на основе этих данных можно будет легко модернизировать маршрутную сеть и оптимально использовать подвижные составы.По словам советника главы городской администрации по экономическим вопросам Бориса Силенко, сейчас рабочая группа, организованная при городском департаменте транспорта и связи, рассматривает предложения, которые есть на рынке технологий электронных проездных.— Один-два раза в неделю в департаменте транспорта и связи проходят презентации систем регистрации проезда, работающих на основе электронного проездного, — говорит Борис Силенко. — Мы решили провести такой отбор, чтобы не повторять ошибок других городов. Так, например, в Москве в общественном транспорте на ступеньках установили турникеты. Пассажиры от такой «инновации» не были в восторге. В итоге из транспорта турникеты пришлось демонтировать. А ведь на их установку были потрачены немалые бюджетные средства.Когда система регистрации проезда по электронному проездному будет закончена, начнется подготовка конкурсной документации. После конкурса два-три месяца потребуется на закупку оборудования. Затем начнется длительная работа по обучению персонала и информированию жителей о том, что такое «электронный кондуктор».По опыту других российских городов, автоматизированная система контроля оплаты проезда внедряется несколько лет. Как отметил Борис Силенко, уже в этом году планируется сделать пробные запуски системы, проверить новое оборудование и сделать электронный проездной билет. Если говорить о программе в целом, то ее можно легко разбить на несколько ступеней.— В рамках первого этапа проекта до 30 июня 2012 года выбранное по конкурсу предприятие должно изготовить миллион бесконтактных смарт-карт. Дизайн карт необходимо согласовать с городским департаментом транспорта и связи, — говорит Борис Силенко.— При этом нововведений, которые бы кардинально изменили схему работы водителей или кондукторов, не планируется. В автобусах, как прежде, будет работать кондуктор, но в руках у него уже будет не сумка с билетами, а прибор, считывающий информацию с электронного проездного. Транспортные карты будут продаваться в киосках, где сегодня каждый нижегородец может купить проездные билеты. Если возникнет необходимость, сеть киосков расширится. Кстати, стоимость проезда и проездных из-за введения транспортной карты ничуть не поднимется.На втором этапе проекта карты должны быть выпущены и выданы для льготных категорий граждан. Такие нижегородцы будут ездить в общественном транспорте
бесплатно. Всем кондукторам дадут средства автоматизированного контроля электронных проездных билетов. Программа этого этапа должна быть реализована до 31 марта 2013 года. Городская администрация намерена выступить с предложением — участвовать в федеральной программе по внедрению универсальной единой электронной социальной карты граждан. В такой карте планируется ввести транспортное приложение, а затем использовать карту, на которой зашифрованы паспортные данные, информация о льготах, данные медицинского полиса и многое другое, в качестве электронного проездного билета.Организация, которая выиграет конкурс на внедрение автоматизированной системы контроля оплаты проезда, должна иметь производственную базу для изготовления, хранения и персонализации транспортных, социальных и банковских карт. Предприятие должно изготавливать не менее 100 тысяч карт в сутки и иметь практический опыт обработки баз персональных данных.Кстати, на первых порах в транспорте можно будет расплачиваться как картой, так и деньгами. А чтобы нижегородцы активнее приобретали электронные карты, городская администрация планирует предлагать выгодные условия и скидки.Что касается электронных проездных, то они будут внедряться на всех видах общественного транспорта: автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. Система электронного проездного будет работать и в коммерческих маршрутных такси. Ее планируется ввести до 31 декабря 2013 года. Как показал опыт других городов, крупным перевозчикам выгодно использовать электронный билет. Это позволяет вести учет поездок, а у водителей уже не будет почвы для нелегальных заработков.На думской комиссии по транспорту и связи крайний срок введения электронного проездного в Нижнем Новгороде определили как 1 января 2014 год.Кстати, у нижегородцев и гостей города будет возможность приобрести электронный проездной билет с помощью интернет-ресурсов. Председатель комиссии по транспорту и связи Алексей Гойхман не исключает возможности оплаты такого проездного с помощью «электронного кошелька».О том, что уже пришла пора переходить на более современные формы оплаты проезда, говорят и сами нижегородцы. Так, среди предложений, присланных жителями Нижнего Новгорода по программе «Большой муниципалитет», есть и такие: «Ввести электронную интегрированную систему оплаты проезда на всем городском пассажирском транспорте, в транспортные средства всех перевозчиков установить специальные устройства, регистрирующие на электронном билете пассажира легальность поездки и списывающие электронный эквивалент оплаты за проезд. Все транспортные средства подвергаются диспетчерскому контролю». Так что в этом вопросе городские власти идут в ногу и с жителями, и с требованием времени.Мария Тарасова, Марина Сергеева.