Компания IKEA разрабатывала операцию по сбору информации о российских политиках и предпринимателях, собираясь шантажировать и дискредитировать их
Скандал с мебельным гигантом IKEA получил неожиданное развитие. Подобного, пожалуй, еще не случалось с «иностранцами в России» - а тем более столь солидными: этот концерн со штаб-квартирой в Голландии является крупнейшим российским инвестором.
В руки шведских журналистов попали секретные документы, которые и приоткрыли тайну поразительной удачливости «самой моральной» компании Европы, декларирующей честное ведение дел, свободу от коррупции, заботу о природе и многое другое, столь же милое сердцу современного покупателя недорогой добротной продукции.
В прошлую пятницу сотрудники шведской «Экспрессен» проинформировали руководство концерна о том, что через несколько часов опубликуют «бомбу» - доказательства того, что топ-менеджеры IKEA в России попустительствовали взяткодательству со стороны своего субподрядчика. «Барашек в бумажке» предназначался неким представителям российских властей, подписавшим фиктивный акт о приемке электрооборудования, установленного уже давно, по неутвержденному проекту в питерском торговом комплексе IKEA «Мега Парнас». Заниматься согласованием на уровне проекта мебельщикам было недосуг: нужно было любой ценой открыть Центр в намеченные сроки и начать продавать стулья. Так и продавали, три года эксплуатируя «Мегу» по подложному разрешению. Кстати, дело было, как оказалось, не только в формальностях. Выяснилось, что вся система электрообеспечения была установлена турецкой компанией-генподрядчиком неправильно, оборудование было просто опасно для жизни.
Уже через несколько часов после обнаружения «верховным» руководством концерна утечки закрытой информации в прессу оба проштрафившихся начальника (Пер Кауфманн, гендиректор IKEA в России, и Стефан Гросс, руководитель IKEA Mos, дочерней компании, занимающейся российской недвижимостью концерна) были уволены. Однако остановить волну разоблачений было уже нельзя. Вчера, в воскресенье, Европа в полном шоке перечитывала опубликованные в «Экспрессен» документы, изумляющие своим цинизмом. Оказывается, расширяясь на российском рынке и приглядывая, где бы еще что «меблировать», компания нацелилась на ведение поистине подрывной деятельности.
Дорогие гости, не надоели ли вам хозяева?
«Мебельный гигант разрабатывал операцию по сбору информации о российских предпринимателях и высокопоставленных политиках, а также планировал их шантаж и дискредитацию», - сообщает «Экспрессен». Фактов, подтверждающих такой вывод, хватает. Вот один из них.
Торговый комплекс московской IKEA «Мега Теплый стан» является крупнейшим в Европе. Продажи в нем дошли в прошлом году почти до миллиарда евро. Тем не менее, руководство российским отделением концерна в погоне за сверхприбылями решило еще больше его расширить. Но ни о каком строительстве нельзя говорить, пока не решится затяжной спор: часть земли, на которой раскинулся комплекс, принадлежит российской компании «Масштаб», которая предложила IKEA эти площади выкупить. Мебельщики отказались, и дело было передано в суд. Возникла реальная угроза потери не только надежды на расширение, но и части уже существующих помещений. В столь напряженной битве за светлое будущее российская «дочка» гиганта, IKEA Mos, решила, как пишет «Экспрессен», хорошенько надавить на владельца драгоценной земли — Вадима Мошковича, являющегося не только бизнесменом, но и членом Совета Федерации. В секретном «руководстве к действию», ставшим достоянием гласности, предлагается в преддверии суда использовать небезызвестные «грязные игры». Вот что предлагалось сделать сотрудникам IKEA в России: «Проверить источники дохода Мошкевича для выяснения его слабых сторон; собрать досье на российских юристов и чиновников, занимающихся судебным делом по Теплому стану; связаться с органами федеральной милиции, чтобы
установить, в чем уязвим Мошкович; осторожно изучить, пользуясь источниками в милиции и спецслужбах, возможности шантажа Мошковича», и т.п.
Еще один вопиющий пример - «самарский конфликт». В городе на Волге тоже была построена «Мега», и здесь также возникли проблемы с получением разрешения на эксплуатацию сооружений. В секретном докладе, подготовленном на имя ныне «свежеуволенного» Стефана Гросса, перечисляются главные враги IKEA в российской глубинке: «губернатор Самарской области Владимир Артяков и его жена Татьяна Артякова, которая является конкурентом, поскольку вовлечена в строительный бизнес» и «глава городского округа Самара Виктор Тархов, владеющий группой компаний FOM, специализирующейся среди прочего на торговле мебелью». Согласно IKEA Mos, Тархов, например, «является бывшим представителем организованной преступности, сохранившим свои связи в преступном мире». В списке методов борьбы с «врагами», изложенном еще в одной секретной инструкции, есть, например, такие указания: «...изучить возможные слабости городских и региональных чиновников, занимающихся IKEA, выяснить круг их экономических интересов, их слабые стороны и возможность привлечения к сотрудничеству на основе взаимных интересов; осторожно установить контакты с парламентариями, источниками в милиции и правительственной администрации в Москве; склонить их к оказанию поддержки».
Выход на новые рынки — всегда сложный путь, и пройти его «не поступившись принципами» тяжело. Тем не менее, еще прошедшим летом 83-летний Ингвар Кампрад, один из богатейших людей планеты и основатель концерна IKEA, продолжающий контролировать его работу, публично заявлял по радио: «Мы не даем взяток, мы никогда так не делали». Увы - «непорочный старт» концерна в нашей стране обернулся скандалом. Что и говорить, жаль, ведь магазины этой компании быстро прибрели популярность у россиян, покоренных веселым энергичным слоганом «Есть идея? Есть IKEA!» Как выясняется, идеи у IKEА не всегда гениальны.
Сегодня, 15 февраля от компании ИКЕА был получен письмо следующего содержания:
ИКЕА выявила в своем российском подразделении случай терпимости по отношению к коррупционным действиям подрядчика. В связи с этим два топ-менеджера российского подразделения, руководящего деятельностью торговых центров МЕГА, лишились своих постов и покинули компанию.