Червеобразный отросток слепой кишки - так переводится с латыни название этой части кишечника - наука ХХ века считала рудиментом, то есть потерявшим смысл этапом эволюции. Поторопилась, однако.
Движение научной мысли в ХIХ и ХХ веках было столь стремительным и успешным, что ученые впали в некоторое высокомерие. Все, что в устройстве человеческого тела не находило объяснения, немедленно объявлялось рудиментарным: миндалины, тимус, эпифиз, коленные мениски и проч. Та же участь постигла и аппендикс. В начале ХХ века после открытия Ильей Мечниковым гнилостного брожения в кишках договорились до того, что не нужен и толстый кишечник, и хирурги вырезали его более чем у тысячи продвинутых сторонников науки...
Но постепенно наука реабилитировала "рудименты" один за другим. Настала очередь и аппендикса. Ученые из медицинского центра Университета Дюка (США) убедились: он несет важную функцию - служит депо полезных бактерий, живущих в кишечнике, помогая формированию иммунитета. Более того, биологи подсчитали, что аппендикс сохраняется и эволюционирует никак не меньше 80 млн лет. А это тоже доказательство того, что никакой он не рудимент.
Полезные бактерии, живущие у нас в кишках, не только помогают пищеварению, но и поддерживают иммунитет. Они синтезируют антитела - иммуноглобулины и муцин, которые подавляют размножение вредных микробов. Но иногда полезные бактерии не могут справиться с инфекцией, возникает диарея. Это защитный ответ на инфекцию, при котором болезнетворные бактерии удаляются из кишечного тракта. Однако при этом выносятся также и полезные. Но часть из них непременно сохраняется в аппендиксе. Вход в него очень узкий - не более 1-2 мм, поэтому проникнуть туда вредоносным микробам довольно сложно. А когда понос заканчивается, полезные микробы вновь заселяют весь кишечник. Почему примерно у 0,5% населения вредные микробы все-таки умудряются влезть в аппендикс и возникает аппендицит, ученые пока объяснить не могут. Но тот факт, что болеют по преимуществу дети и молодые люди (после 50 лет аппендицит - большая редкость), наводит на мысль, что диверсии вредных микробов могут способствовать активные движения. Надо бы изучить статистику аппендицита среди спортсменов и сопоставить ее со средней в популяции. Это наше предложение следующим любознательным ученым.