СЕЙЧАС +19°С
Все новости
Все новости

О выставке в Каргополе написали модные телеграм-каналы и Forbes: чем она так интересна

Поговорили с ее идейной вдохновительницей Натальей Плехановой

В 2020-ом маленький уютный Каргополь засветился в сводках модных новостей, когда свою коллекцию одежды там показал известный дизайнер Фрол Буримский. И вот снова всплеск интереса — в июле Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей открыл выставку «Дивование. Открытие Севера». В единый рисунок на ней сплелись предметы прошлого и современное искусство. Некоторые экспонаты приехали в северную глубинку из самого Эрмитажа. Обо всем этом написали и Forbes, и «Коммерсант», и крупные модные телеграм-каналы. Узнали, из чего состоит и как создавалась выставка, о которой говорят далеко за пределами Поморья.

Как придумали выставку

«Дивование. Открытие Севера» придумала Наталья Плеханова. Она петербурженка, известный менеджер культурных проектов, идеолог фонда «Дорогами Ломоносова». Впервые в Каргополе Наталья побывала в около двух лет назад. Признается, до этого была лишь наслышана о наследии этих мест — о знаменитой каргопольской игрушке. А увидев воочию и посетив музей, влюбилась.

— Я увидела, какие сокровища там хранятся, и совершенно была уверена, что мои знакомые, и петербургские, и московские, должны этотоже увидеть: это ручной труд, тщательно сделанные вещи. При том все эти кокошники — не предметы искусства, а предметы для жизни, которые были сделаны так, что через многие годы стали искусством, — рассказывает Наталья.

В итоге отобрали 70 предметов старинного костюма: не только из местного музея, но и из Эрмитажа, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Архангельского краеведческого музея. Традиционную часть выставки дополнили работы пяти современных художниц из Москвы и Санкт-Петербурга (Ульяна Подкорытова, Анна Самойлова и Анна Слобожанина), а также из Архангельска (Ульяна Каль, Соня Кислякова). Девушки переосмысляли взгляд на патриархальные ценности, ремесла, роль женщины на Русском Севере.

Кстати, о художницах с именем Ульяна вы уже могли слышать. Ульяна Каль в 2020 году вошла в шорт-лист биеннале графического дизайна «Стрелка», а Ульяна Подкорытова стала одной из первых участниц арт-резиденции в Чаколе.

Наталья Плеханова добавляет, что и у самого Каргопольского музея как раз были идеи «обновиться» — поменять экспозицию. Предложение петербурженки поработать совместно эти намерения расширило.

Как появились современные художники и предметы из Эрмитажа (условно)


Образ выставки складывался около двух лет: хотелось не просто показать музейную коллекцию костюмов из прошлого - это вещи XVII и XIX-XX веков, но и связать их с нашим временем. А как это сделать? Обратиться к современному искусству.

- Мы стали смотреть, что происходит в современном искусстве с точки зрения воплощения народного костюма. Совриск — совершенно живое искусство, но попадается много фейковых или очень коммерческих художников, которые используют русские мотивы, - рассуждает Наталья. - Задача была найти тех, кто очень бережно отнесется с одной стороны к этому наследию, а с другой сможет его полностью использовать.


Так в проекте появились петербургский куратор Саша Генералова и архангельский - Кристина Дрягина. Они как раз и искали художников.

Еще одна задача, по словам Натальи Плехановой, была в том, чтобы определиться, каких "музейных игроков" привезти в Каргополь, чтобы привлечь к выставке максимальное внимание. Самым известным из тех, с кем договорились сотрудничать, стал Эрмитаж.

У меня были собственные проекты в Питере, но мы часто приезжали. я приезжала несколкьо раз сама. когда образ выставки сложился,.. показать просто коллекцию костюмов музейную — это довольно просто с тз организации. но это довольно сложно сделать привлекательным для довольно большого колва людей, а дл себя мы поставили задачу, что это должно увидеть максимальное колва людей, которые смогут туда заехать.

идея была, понять какими игроками большими можно туда привлечь, мы дополнили это костюмами из армитажа, эскизами костюмов интерьированными увлечением эпохой аля-рюс в начале 20 века.

дальше мы стали периодически приезжать, приезжала куратор современного искусства, художницы, которых она выбрала. для меня это довольно часто: мы часто приезжали в каргополь и летом, и зимой.

выставка не искустсвенно придуманная — она всегда растущий организм. даже наша идея, которая в начале нам казалоась абсолютно ясной, она трансформировалась. И собралась команда.

внутренними вещами конечно должны заниматься кураторы. это были музейные кураторы. эрмитажа и театрального музея. когда возникла идея продлить эту историю с 17 века через 19 и 20-ый к 2020 году.

тандем кураторов современного искусства мне кажется и создал очень правильный подбор совриска.

Собрать предметы из эрмитажа было легче, потому что они хорошо знают коллекцию, знают, из чего она состоит. предметы не подвижны, а


Я давно работаю в спб и у меня с коллегами из эрмитажа давние рабочие отношения. и как только возникла эта идея, никакого внутреннего сопротивления, что артефакты из большого музея поедут в музей каргопольский, естественно ничего не было, поскольку в эрмитаже сотрудники, в том числе сотрудники отдела истории русской культуры, они суперпроф. любую идею, которая им кажется правильной, я счастлива, что коллеги так поддержали, они поддерживают максимально. как только было сформлуировано, что должно быть на выставке, дальше работа пошла в близкой связке. кураторы каргопольского музея. количество предметов эрмитажных до последнего момента согласовывалась.

как отнеслись люди?


я рада очень, что вместе с Каргопольским музеем нас поддержала администрация города. Вот представьте, с одной стороны есть музейн люди, которым легко воспринимать разнвые идеи, все музейщики говорят на одном языке. с другой стороны была местная администрация, люди, у которых миллионы других проблем, им не до обсуждения состава выставки. но они сразу поддержали. как встретило местное сообщество- очень по-разному. мы встретили ряд встреч кураторских в музее. наши кураторы вели беседы по зуму с местными жителями. безусловно, у всех были опасения, современное искусство, как оно встроится в традиционный музей, как все будет представлено.

мы встретили некую настроженность, что это будет, что за люди приедут, как встанут вещи, которые они пр думали, рядом с нашими традиционными вещами.


обратная связь — это и туристы, и местные жители — в среднем 10 к 1–2 нравится или нет выставка. такая сложная выставка не может нравиться все тотально.


когда мы монтировали выставку, последние минуты перед открытием, пришла тетенькА, которая убирает в музее, села перед фильмом ульяны подкорытовой — фильм снимался частично в кенозерье. посмотрела несколько раз, говорила, что это вот такая вся наша жизнь, хотя кино довольно сложное.

в течение нескольких месяцев перед открытием.

мы для себя определили круг изданий, которые интересны нам, как организаторам, круг изданий, которые интересны фонду -презид и культ инициатив.

круг изданий глянцевых, которому эта тема была интересна, резко сократился за последнее время, поэтому мы подобрали тех авторо, которые интересны, котороый могли максимально широко осветить выставку для самой разной аудитории. поэтому это был и антиглянец, и форбс, и коммерсант, и арт ньюс пейпер. — максимально большое количество социальных страт.


я не увидела противодействия. одной из задач выставки было развитие туристического кластера. не то чтобы это сама по себе выставка прошла и забыли. она должна у нас стать инструментом для развития местного туризма. многие люди хотят поехать и посмотреть.


мы много общались с местными, те люди, с которыми общались, они рады.


сейчас обсуждается, не знаем, насколько это будет возможно. возникла идея продлить ее на несколько месяцев. обговаривается что выставка перееедт в арку.


после показа фрола буринского. привезли картины из кгэллери


Про Анну Злотко


  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter