Массовый переход на удаленное обучение в Нижегородской области произошел 6 апреля, что стало большим испытанием для более тысячи школ и десятков тысяч школьников в регионе. Сложности возникли не только у учителей и учеников, но и у родителей школьников. Кто-то справился с ними относительно легко. Так, мама девятиклассника Михаила Наталья говорит, что сын достаточно быстро адаптировался к новому формату, но в первые дни привыкал. «Задания оказались даже немного проще, чем в школе», — добавляет Михаил.
Чтобы подробнее узнать, как проходил переход на онлайн-формат, с какими проблемами столкнулись учителя и какие вопросы до сих пор волнуют родителей, мы пообщались с СEO направления развития цифрового образования TalentTech Алексеем Половинкиным.
Технологическая компания TalentTech работает в трех направлениях: EdTech, HRTech и фриланс. Образовательные проекты организованы по модели онлайн-обучения. Весной 2020 года спрос на него резко вырос из-за массового перехода на дистанционку: в начале года на платформе «Фоксфорд» было зарегистрировано 3 млн пользователей, а в марте-апреле цифра увеличилась до 5 млн. К такому приросту пользователей компания подготовилась заранее: нарастила инфраструктурные мощности и увеличила штат службы поддержки. Теперь на сайте одновременно может находиться до полумиллиона человек.
Алексей Половинкин рассказал, как изменилась работа образовательной платформы:
— В условиях пандемии у нас была одна цель — помочь учителям в регионах организовать дистанционное обучение с помощью имеющихся решений. TalentTech вместе с командой «Фоксфорда» обратились к регионам с предложением использовать наши ресурсы бесплатно. Нижегородская область стала одной из первых, где мы помогли развернуть дистанционное обучение.
Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин рассказал о помощи платформы в нашем регионе:
— Нижегородская область вошла в число приоритетных субъектов для онлайн-школы «Фоксфорд». Оказавшись в ситуации вынужденного перехода на цифровое пространство, мы получили поддержку от «Фоксфорда» и возможность использования бесплатной платформы. Со стороны компании мы получили весь комплекс методической и технологической поддержки для учителей и хороший информационный материал для родителей. Наша совместная работа дала возможность быстро и эффективно наладить работу дистанционного образования и расширить спектр образовательных возможностей нашей экосистемы образования области.
Алексей отмечает, что просто дать доступ к курсам недостаточно, важно помочь учителям организовать урок, контроль за выполнением заданий:
— На платформе «Фоксфорд» есть не только видеоуроки, но и дополнительные инструменты для учителей. С ними педагоги создали виртуальные классы и видели, что ученики уже сделали, а к каким заданиям еще не приступали. Тренажеры в конце каждого урока автоматически подсчитывают баллы и экономят учителю время на проверку. Ученики тоже довольны: не надо ждать, пока учитель скажет результат. Они видят его сразу и знают, где допустили ошибки.
Освоиться с новым форматом оказалось проще тем учителям, кто ранее уже использовал подобные онлайн-ресурсы. Но и они столкнулись с рядом трудностей.
Дело техники
Елена Пантелеева, учитель биологии Ветошкинской общеобразовательной школы, отмечает, что зарегистрировалась она быстро, а вот у некоторых учеников были проблемы с работой платформы из-за нестабильного интернета.
— Для учебы на платформе нет каких-то особенных технических требований, — объясняет Алексей. — Достаточно интернета и смартфона с поддержкой браузера. Конечно, смотреть видео и выполнять задания удобнее на большом экране. Проблемы вроде нестабильной связи, одного компьютера на всю семью известны давно, но их нельзя решить за 1 день. Движение в сторону цифровизации должно быть плавным. Как раз сейчас мы разрабатываем новую платформу для общеобразовательных школ, которая автоматизирует рутинные задачи учителя и администрации школы и создаст условия для реализации индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. Она же поможет построить системную работу с талантливыми детьми: находить их и сопровождать не только на этапе подготовки к олимпиаде или другому конкурсу, но в течение всего года.
Нагрузка стала больше
Татьяна Лопотовская, учитель русского языка и литературы БОУ СМР СОШ № 3, поделилась своим опытом:
— Первые два-три дня мы с ребятами осваивали новый формат коммуникации, но потом со всем разобрались и привыкли. Конечно, есть некоторые сложности: теперь нужно обрабатывать больше информации, и поступает она в другом виде. Кроме того, мы продолжаем заполнять онлайн-журнал. Стало казаться, что рабочий день стал длиннее.
Алексей Половинкин считает, что привыкание к новому формату — дело времени, и цифровые инструменты станут неотъемлемой частью школы:
— Информации много поначалу, но после периода адаптации видны все удобства системы. Один из плюсов цифровизации обучения в том, что знания можно точно измерить. Как сейчас вы понимаете, хорошо ли ребенок учится в школе? По оценкам. Но оценка не всегда отражает реальные знания. Важно наблюдать сам процесс получения знаний. Когда вся информация об обучении собрана в одном месте, формируется «цифровая карта», наподобие портфолио. Возможно, скоро университеты будут именно по ней будут принимать решение о зачислении.
«Фоксфорд» — онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей и родителей. На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профпереподготовки, а для родителей — открытые занятия о воспитании и развитии детей. Аудитория «Фоксфорда» — более 5 миллионов пользователей. Проект входит в состав «Нетология-групп» и является резидентом «Сколково».
В 2019 году в TalentTech появилось направление, которое разрабатывает цифровые инструменты в области школьного образования. Это решения для педагогов, учеников и школьной администрации, которые помогают государственным учебным заведениям с внедрением цифрового образования. В команде работает 50 человек.