Магазины низких цен (некоторые еще обидно называют их «нищемаркетами») становятся всё более популярными на российском рынке. И это неудивительно: стоимость товаров в обычных супермаркетах растет с невероятной скоростью. NN.RU выяснил, какие сети дискаунтеров работают в Нижнем Новгороде и кому они принадлежат.
Fix Price
Сеть магазинов Fix Price появилась на российском рынке в 2000-е. Ее создатели взяли за основу западные «долларовые» дискаунтеры, где все товары продавали по единой цене. Первые магазины открылись со слоганом «Всё по 30 рублей». Позже планку подняли до 35 рублей, а затем еще выше.
— Мы вынуждены поднимать цены, но делаем это последними и всё равно стараемся держать самую низкую цену по рынку. Что такое подорожание на 2 рубля при росте доллара в два раза и инфляции в 15% за два месяца? — рассказывал изданию «Афиша-Город» Дмитрий Кирсанов в 2015 году, который тогда был гендиректором компании.
Уже много лет в магазинах Fix Price нет единой цены: на полках можно найти товары, например, за 69, 199, 249 рублей. В продаже — средства личной гигиены, канцелярия, детские игрушки, одежда и продукты с длительным сроком хранения. Нередко это товары малоизвестных брендов.
Основатели компании — предприниматели Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. Они заняли место на рынке ретейла с помощью «Копейки» — сети магазинов «у дома». В 2007 году партнеры продали свои доли в фирме. Тогда же приобрели часть уральской сети «Монетка» и создали Fix Price.
— В нулевых годах память о гиперинфляции 1990-х была еще свежа, поэтому сама идея фиксированных цен производила вау-эффект. К тому же рынок был пустой, конкурентов в формате магазинов фиксированных цен в России тогда не существовало, — цитирует гендиректора компании издание Forbes.
Fix Price захватил российский рынок и вышел на зарубежный. В 2021 году компания успешно провела IPO (первая публичная продажа акций на бирже всем желающим. — Прим. ред.) на Лондонской бирже. Основателей компании это сделало миллиардерами. Состояние каждого из них Forbes оценивает свыше 1600 миллионов долларов. Оба, по данным издания, живут на Кипре.
Сейчас в регионах работает более шести тысяч магазинов с «фиксированной ценой». Еще около 600 точек открыто в Беларуси, Казахстане, Латвии и других странах.
Сетью магазинов Fix Price управляет компания «Бэст Прайс», которая зарегистрирована в Московской области. Ее уставный капитал составляет 110 млн рублей. Учредителем фирмы, по данным сервиса «Контур.Фокус», с 2023 года значится «Фикс Прайс Груп Плс» из Казахстана. По итогам прошлого года прибыль компании достигла 22 млрд рублей при выручке в 281 млрд.
«Светофор»
В сленге сотрудников ретейла есть термин «жесткий дискаунтер». Это магазин самообслуживания с максимально простым оформлением торгового зала. Нередко он напоминает склад, а товары лежат на паллетах. Яркий пример такого жесткого дискаунтера — «Светофор».
Сеть магазинов низких цен — детище семьи Шнайдеров из Красноярска. Известно о предпринимателях немного: они не дают интервью, а у компании нет пресс-службы. До «Светофора» они развивали фирму «Ленком» (занималась дистрибуцией пива и слабоалкогольных напитков) и сеть магазинов алкоголя и табака «Напильник». После кризиса 2008 года с бизнесом начались проблемы, работу «Ленкома» свернули.
В 2009 году на окраине Красноярска открылся первый магазин-склад «Светофор». По словам одного из местных предпринимателей, расчет был на покупателей с самым низким доходом.
— Однажды в беседе один из Шнайдеров признался, что они рассчитывали лишь на 1,5% покупателей от того населенного пункта, где будет расположен магазин, — цитирует спикера Forbes, отмечая, что дискаунтеры оказались востребованы гораздо большим количеством людей.
По данным Forbes, новые торговые точки открывались юридическими лицами под общим названием «Торгсервис». Каждому юрлицу присваивали цифру — номер региона: к примеру, 52 — Нижегородская область, 43 — Кировская. Также фирма вышла на зарубежный рынок: склады появились в Китае, Румынии, Польше и Германии. Сейчас «Светофор» насчитывает более трех тысяч магазинов.
По итогам 2023-го выручка торговой сети выросла до 400 млрд рублей, согласно оценке агентства Infoline. А Сергей Шнайдер, основатель и основной совладелец группы, впервые попал в рейтинг Forbes с оценкой капитала в $1,4 млрд.
«Моя цена»
В Нижнем Новгороде работает несколько сотен магазинов «Магнит». Параллельно с ними торговая сеть развивает еще один бренд — «Моя цена». Этот формат отличается более сжатым ассортиментом товаров, низкими ценами и упрощенным сервисом.
Первые магазины «Моя цена» открылись в тестовом режиме в 2020 году. «Магнит» называет их сетью «мягких дискаунтеров». В прошлом году количество таких магазинов достигло тысячи.
— В первом квартале 2023 года сопоставимые продажи магазинов «Моя Цена» выросли более чем на 28%. Средний чек с НДС в «мягких» дискаунтерах увеличился на 8,9% год к году и составил 368 рублей, — отметили в пресс-службе «Магнита».
Бренд «Моя цена» принадлежит торговой сети «Магнит». Основной владелец компании — банк ВТБ (он на 60,9% принадлежит государству). Еще одним собственником сети значится «Марафон Фарма», связанная с зятем министра иностранных дел РФ Александром Винокуровым.
«Магнит» недавно начал развивать еще одну сеть — жесткий дискаунтер — В1 («Первый выбор»). В регионах, в том числе Нижегородской области, открылось более сотни магазинов такого формата.
«Чижик»
«Чижиков» в нашем городе — несколько десятков. Торговая сеть активно захватывает российский рынок. Ее магазины отличает простота, относительно небольшой выбор товаров и упрощенная выкладка — иногда прямо в транспортной упаковке.
Эта сеть дискаунтеров принадлежит крупнейшему российскому ретейлеру X5 Retail Group (развивает сети «Пятерочка» и «Перекресток»). Первый «Чижик» появился в Москве в 2020 году. Сейчас насчитывается около двух тысяч торговых точек в разных регионах страны.
— Наша стратегическая цель, так же, как у X5 — быть лидером в российском ретейле в целом, — это безоговорочное лидерство в сегменте «жестких» дискаунтеров. Наша промежуточная цель — выручка 1 трлн рублей. И мы планируем это сделать в 2028 году, — рассказал управляющий директор торговой сети Илья Якубсон на конференции X5 Dialog 2024 (цитата по ТАСС).
Как отметили в издании, по итогам 2023 года выручка сети «Чижик» составила 118,4 млрд рублей — втрое больше по сравнению с 2022-м.
X5 Group зарегистрирована в Нидерландах, ее основной акционер — структура «Альфа-групп» CTF Holdings (ей на конец 2023 года принадлежало 47,8% акций). В России работает ее дочерняя компания «Корпоративный центр ИКС 5». Этой весной Минпромторг обратился в суд с требованием приостановить права зарубежной корпорации на ее российскую «дочку». Объяснили это так: X5 входит в перечень экономически значимых организаций, потому наличие основного иностранного акционера представляет риски. Суд удовлетворил этот иск. По данным Forbes, Х5 заканчивает процесс перерегистрации в России.
Smart
Среди магазинов низких цен есть и нижегородские представители. В 2021 году компания «Сладкая жизнь» (ее дочка по франшизе развивает сеть Spar) открыла в Нижнем Новгороде первый дискаунтер Smart. Сейчас компания управляет десятками магазинов в разных регионах России. Слоган фирмы — «Низкие цены для лучшей жизни».
Бренд Smart принадлежит «дочке» группы компаний «Сладкая жизнь плюс». Ее прибыль по итогам 2023 года составила 171 млн рублей, а выручка — 101,9 млрд.
Группа компаний «Сладкая жизнь» — один из крупнейших дистрибьюторов продуктов питания в России. Бенефициаром является бизнесмен Альберт Гусев. Компания управляет сетью магазинов Spar, Smart, «Малинка» и «Авокадо». В 2020 году «Сладкая жизнь» вошла в число крупнейших частных российских компаний с выручкой в 140,8 млрд рублей.
Ранее мы публиковали обзор супермаркетов с низкими ценами в Нижнем Новгороде. Как они выглядят и сколько стоят товары, читайте в отдельном материале.