Экономика «Черная дыра»: ликвидатора свалок в Дзержинске обвинили в бесполезной трате бюджетных миллиардов

«Черная дыра»: ликвидатора свалок в Дзержинске обвинили в бесполезной трате бюджетных миллиардов

Технология уничтожения отходов может нанести вред экологии, считают аудиторы

«Черная дыра» вошла в книгу рекордов Гиннесса как самый грязный водоем планеты

Счетная палата РФ проверила расходование бюджетных средств, выделенных в 2018 году на ликвидацию мусорного полигона «Игумново», свалки промышленных отходов «Черная дыра» и шламонакопителя «Белое море». Выводы аудиторов оказались неожиданными. Стоимость материалов и оборудования завышены, технология уничтожения отходов не просто не эффективна, но, возможно, экологически опасна. А то, ради чего на все три объекта был выбран единый подрядчик, никто даже не планировал делать. Отчет о проверке опубликован на сайте Счетной палаты России.

Превращение Дзержинска в зону экологического бедствия началось в 30-е годы прошлого века, когда город стал центром химической промышленности СССР. На заводах выпускали отравляющие и взрывчатые вещества, ракетное топливо, тетраэтилсвинец и поливинилхлорид. В стремлении «догнать и перегнать Америку» об экологии никто не заботился, и оборонные заводы сбрасывали отходы куда придется.

В карстовой воронке глубиной около 20 метров, куда сливал свои отходы завод «Оргстекло», по оценкам экспертов, находится примерно 70 тысяч тонн химикатов. Она получила название «Черная дыра» и вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самый грязный водоем планеты.

Шламонакопитель щелочных отходов «Белое море» был построен заводом «Капролактам» в 1973 году. На его площади в 55 га хранится, по разным оценкам, от 2 до 7 миллионов тонн отходов.

Полигон «Игумново» площадью 111,5 га, который начал функционировать в 1983 году, тоже стал «достопримечательностью» Нижегородской области — это крупнейшая в Европе свалка твердых бытовых отходов.

Все три свалки остаются опасными для окружающих

Эти три самых грязных места в регионе ждут ликвидации с 2011 года, когда президент России Дмитрий Медведев распорядился подготовить программу рекультивации объектов накопленного экологического ущерба. В 2012–2015 годах на эти цели выделили из федерального бюджета 2 миллиарда рублей. Администрация города заключила контракт с саратовской компанией «Экорос», которая смогла освоить меньше 4% средств. Гигантские свалки остались практически нетронутыми. Было заведено несколько уголовных дел, чиновник администрации и управляющий компанией были осуждены за хищения. А сам контракт в 2015 году Арбитражный суд Нижегородской области признал недействительным.

После череды судебных разбирательств и смены подрядчиков губернатор Валерий Шанцев обратился к федеральному Правительству с просьбой назначить единственным поставщиком услуг по всем трем свалкам компанию «ГазЭнергоСтрой — Экологические Технологии» (входит в группу компаний «ГазЭнергоСтрой». — Прим. ред.). Якобы это позволит без дополнительных вложений объединить все объекты общей инфраструктурой водоотведения и очистки сточных вод. Губернатору пошли навстречу, и в 2016 году распоряжением правительства единый подрядчик был назначен. Заказчиком работ выступило региональное госучреждение «Экология региона».

Компания обещала применить уникальные технологии и назвала сроки, когда сотрет эти темные пятна с карты Нижегородской области. По контракту «Белое море» должны были ликвидировать к августу 2018 года, «Игумново» — к февралю 2019 года, «Черную дыру» — к апрелю 2020 года. Рекультивацию оценили уже в 4,1 миллиарда рублей.

В результате дополнительными соглашениями сумма контракта была увеличена почти вдвое — до 7,1 миллиарда рублей, а сроки окончания работ по двум объектам перенесены на 14 и 20 месяцев — все на апрель нынешнего года. Теперь и ликвидация «Черной дыры» отодвигается больше чем на год: там вдруг обнаружили 5,5 тысячи куб. м пастообразных отходов — на 57% больше от первоначального объема.

— Причиной увеличения сроков проведения работ на объекте «Черная дыра», по данным подрядчика, стал ряд объективных обстоятельств, а именно изменения физико-химических свойств отходов, выявившихся в ходе проведения работ, а также дополнительные объемы отходов, — рассказали в региональном Министерстве экологии.

Однако аудиторы Счетной палаты сделали вывод, что заказчик во время заключения контракта просто не владел достоверной информацией о стоимости и сроках выполнения работ. Кроме того, выяснилось, что единой системы отведения и очистки сточных вод не существует даже в проекте.

«Белое море» постепенно зарастает травой

Аудитор Данил Шилков считает завышенной стоимость используемых материалов. В частности, подрядчик применил мембрану по цене 811,19 рубля. Другой поставщик — компания «Техполимер» — предлагает то же самое за 300 рублей. Разница в ценах составляет 511 рублей за кв. м, а за биоматы — 138,85 рубля за кв. м. Используя более дешевые материалы, можно было бы сэкономить 746,2 миллиона рублей.

Президент ГК «ГазЭнергоСтрой» Сергей Чернин утверждает, что конкурирующая фирма изменила цену задним числом.

— В декабре 2018 года этот же производитель нам предлагал продать этот же материал по цене 684 рубля за 1 кв. м, — заявил Чернин. — При этом примененные нами собственные технические решения в комплексе на объектах «Игумново» и «Белое море», даже с учетом объемов и специфики размещенных на этих объектах отходов, позволили снизить среднюю стоимость проведенных мероприятий до 36 миллионов рублей за 1 га рекультивируемого объекта, что значительно ниже средних по стране показателей.

История ликвидации «Черной дыры» далека до завершения

Но главный недочет, по мнению Шилкова, — недостаточный объем проведенных работ. Так, на «Черной дыре» подрядчик ликвидировал только две из трех фракций отходов. Причем они составляют 20% всего объема. Твердые отходы, на которые приходятся остальные 80%, остались неизолированными в земле.

— Твердая фракция отходов не имеет защитных горизонтальных и нижнего экранов, что не позволяет в том числе исключить загрязнение подземных вод, — пояснил Шилков.

То есть ликвидируется только часть свалки, причем методом, который может нанести серьезный ущерб окружающей среде. А ведь именно такая ситуация стала одной из причин, по которой предыдущий контракт был расторгнут.

Заслуженный эколог России Клара Романова уверяет, что еще в 2012 году все понимали, что речь может идти не о ликвидации, а о консервации двух объектов:

— Что касается «Черной дыры». Твердые отходы просто нельзя изымать, иначе карстовая воронка поведет себя неизвестно как, и мы можем получить экологическую катастрофу, — пояснила она NN.RU. — Карст — это подвижная форма. Эти 80% твердых отходов сейчас в принципе создали новую основу для того, чтобы карстовая воронка не увеличивалась. Мы можем привести к тому, что она разверзнется, и всё это полетит в Оку.

Так откачивают жидкие и пастообразные фракции

У проверяющих из СП есть претензии и к установке термического обезвреживания. Апробация технологии якобы проходила на другом оборудовании, которое не является аналогом того, что применяют на «Черной дыре». Эффективность установки, по их мнению, сомнительна, а цена слишком высока.

— Стоимость данного оборудования составила 1,65 миллиарда рублей, — отметил Данил Шилков. — Результаты мониторинга цен ведущих отечественных производителей оборудования для термического обезвреживания отходов свалки с аналогичными либо улучшенными характеристиками показали, что стоимость применяемой установки завышена.

Кроме того, считают эксперты, это оборудование не подходит для переработки отходов с содержанием ртути и галогенорганических веществ более 1%, как в «Черной дыре». Их термическое обеззараживание может привести к образованию токсичных веществ. По мнению доцента национального исследовательского «Московского энергетического института», кандидата технических наук Игоря Бернадинера, выбранная технология не может считаться уникальной и не обеспечивает экологической безопасности.

Оборудование стоимостью 1,6 миллиарда рублей

Полигон «Игумново», по мнению экспертов, также еще долгое время будет отравлять окружающую среду. В свалочном теле полигона будет собираться фильтрат — жидкость, содержащая свинец, кадмий, фенолы, аммиак и другие вредные вещества. Система трубопроводов для отвода фильтрата на очистные сооружения не обеспечит его сбор полностью, а значит, он неизменно попадет в почву, отметил член Высшего экологического совета Госдумы Валерий Петросян. По проектной документации, этот процесс будет длиться более 11 лет. А выделение биогаза, который образуется в результате распада органических составляющих отходов и содержит оксид и диоксид азота, диоксид серы, формальдегид, аммиак, сероводород и другие вещества, прекратится только к 2035 году.

— На мой взгляд, люди просто не знают технологии, — возражает Клара Романова. — Метановая фаза для любого полигона составляет от 7 до 15 лет. Если полигон начал функционировать в 1983 году, то она уже давно закончилась. Мы были на полигоне, совали нос в отводящие трубы. Ну, есть небольшой запах, но он как фон. Что касается фильтрата, то перехватывающие трубы с колодцами установлены там, где он выходит из тела полигона под естественным уклоном. Ставить их по периметру всего полигона — это закапывание денег, на мой взгляд.

Самый неутешительный вывод проверки Счетной палаты: ликвидация трех отдельно взятых объектов экологического ущерба не приведет к существенному улучшению экологической обстановки в Дзержинске.

— При этом объекты накопленного экологического ущерба после завершения работ продолжат оказывать негативное воздействие на окружающую среду, что в том числе подтверждается заключениями привлеченных экспертов (экспертные заключения Валерия Петросяна и Игоря Бернадинера. — Прим. ред.), — заключил Данил Шилков. — По нашему мнению, только комплексный подход с детальным изучением объектов действующего и накопленного вреда окружающей среде, составлением дорожной карты, используемых конкурентных процедур может в корне изменить экологическую ситуацию в регионе.

Результаты проверки направлены президенту и председателю Правительства РФ, в федеральное и региональное Минэкологии, в Совет Федерации и Государственную думу, а также в Генеральную прокуратуру.

Трубы для отвода биогазов, по мнению аудиторов, будут работать до 2035 года

Члены Контрольно-счетной палаты региона и другой авторитетный аудитор Михаил Мень не согласились с выводами комиссии и сформулировали собственное мнение. Последний направил свои возражения председателю Счетной палаты РФ Алексею Кудрину. Также к нему обратился и гендиректор группы компаний «ГазЭнергоСтрой» Сергей Чернин с просьбой еще раз изучить результаты проверки и пересмотреть выводы комиссии. Он заявил, что все работы проводятся в пределах цены контракта и строго по утвержденной смете.

— По результатам веерной рассылки данного отчета Счетной палатой в отношении нашей организации ООО «ГазЭнергоСтрой — Экологические технологии», являющейся подрядчиком, и заказчика в лице бюджетного учреждения «Экология региона» проводится с августа 2020 года целый ряд проверок правоохранительными органами, до настоящего момента никаких претензий со стороны правоохранительных органов к нам не поступало, — пишет гендиректор «ГазЭнергоСтроя».

В отчете отмечается, что с выводами о характеристиках термического обезвреживания и его стоимости не согласен и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

— Стоит отметить, что проводимые в регионе мероприятия по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба не имеют аналогов по масштабу и сложности в новейшей истории России. При подготовке и реализации проектов потребовалось прохождение многостадийных экспертиз и согласований. Это отразилось на сроках реализации. На основании данного опыта были сделаны соответствующие выводы, — рассказали NN.RU в региональном правительстве. — Для того, чтобы избежать этого в дальнейшем, от имени губернатора Нижегородской области в адрес президента России Владимира Путина 2 сентября 2020 года было направлено письмо с просьбой провести совещание по вопросу выработки механизмов повышения эффективности мероприятий по ликвидации объектов накопленного экологического вреда под руководством заместителя председателя Совета безопасности Дмитрия Медведева. Такое совещание было проведено 6 октября 2020 года.

О результатах совещания не сообщается.

На месте полигона «Игумново» вырос зеленый холм

Между тем в конце сентября Росприроднадзор начал проверки на всех трех дзержинских объектах. Указание было получено от заместителя председателя федерального Правительства Виктории Абрамченко. По результатам предыдущей, летней, проверки на «Черной дыре», которая показала превышение нормы выбросов по диоксиду серы, природоохранный прокурор подал иск в суд. На подрядчика наложили штраф и обязали в течение трех месяцев довести выбросы загрязняющих веществ в атмосферу до нормы.

— Я не согласна и с выводами Росприроднадзора. В промзоне Дзержинска отчленить выбросы одного предприятия от другого невозможно. Тем более рядом находится предприятие, которое сжигает промышленные отходы, — заявила Клара Романова. — Я неоднократно нашим чиновникам говорила и на любом уровне повторю: работы выполнены качественно и с максимально возможной минимизацией последствий трех объектов для Нижегородской области. Мое глубокое убеждение, что эта война была спровоцирована теми интересантами, которые пришли на Байкальский ЦБК.

В марте этого года компания «ГазЭнергоСтрой — Экологические Технологии» была выбрана исполнителем работ по рекультивации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Но вчера председатель Правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым подряд на ликвидацию отходов Байкальского ЦБК передан «Федеральному экологическому оператору» (входит в состав госкорпорации «Росатом». — Прим. ред.).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
Читать все комментарии
Форумы
ТОП 5
Мнение
Стаут под Нейромонаха Феофана и «Мою Мишель». Как в Нижнем прошел непривычный для города пивной фестиваль «Горький Крафт»
Дарья Бурмистрова
Корреспондент NN.RU
Мнение
Слоны ходят по дорогам, папайя стоит 150 рублей. Россиянка провела отпуск на Шри-Ланке — сколько это стоит
Алена Болотова
директор по продажам 72.RU
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Мнение
Россиянка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Мнение
«Падали в обморок от духоты и часами ждали трамвай». Правдивая колонка футбольного фаната из России о чемпионате Европы в Германии
Георгий Романов
Рекомендуем
Знакомства
Объявления