Экономика Культ холёной бороды: как нижегородские мужчины обеспечивают рост индустрии барбершопов

Культ холёной бороды: как нижегородские мужчины обеспечивают рост индустрии барбершопов

Бизнес-колонка о том, почему парикмахерские превращаются в мужские клубы и отчего эта мода не уходит

Годы идут, но барбершопы подозрительным образом продолжают оставаться популярными

Модные тенденции в последние годы меняются крайне быстро, но, кажется, мода на аккуратно стриженную бороду успела прочно закрепиться в этом вихре. Несмотря на высокие цены, многочисленные насмешки и периодические обвинения всей сферы в шовинизме, барбершопы продолжают стабильно открываться по всей стране, в том числе и в Нижнем Новгороде. О том, зачем мужчины туда ходят и почему «культ бороды» оказался так живуч, рассуждает наш эксперт Константин Барановский.

Если в первой трети XIX века «наше всё» Александр Сергеевич Пушкин был вынужден в «Евгении Онегине» оправдываться, мол, можно быть дельным человеком и думать о красе ногтей, то век XXI принёс слом гендерных стереотипов. И никого не удивляют брутальные мужчины с ухоженной головой или усами-бородой. Немалая заслуга в этом — барбершопов, фактически сформировавших особую субкультуру.

Что это такое?


Термин «барбершоп» пришёл к нам из английского. «Барбер» можно перевести как старорежимное «цирюльник» или «брадобрей», «шоп» — магазин. Здесь можно не только постричься, но и купить всевозможные аксессуары по уходу за бородой или усами. Деятельность барбершопа организована по принципу мужского клуба, женщин здесь не обслуживают, как правило. Да им было бы и некомфортно в пропитанной тестостероном атмосфере.

Конечно, такая вопиющая дискриминация прекрасного пола не могла остаться без внимания борцов с мужским шовинизмом, и в апреле 2019 года на сайте Change.org появилась петиция с требованием законодательно запретить отказывать женщинам в стрижке в барбершопах. Кроме того, автор петиции, некая Наталья Лумпова, призывала проверить барбершопы на соблюдение ст. 5.62 КоАП о дискриминации и не выдавать мужским салонам разрешение на предоставление услуг, если статья не соблюдается. Акция ненадолго вызвала шумиху в узких кругах и благополучно умерла.

Павел Сеньков, барбер из Красноярска, не считает отказ в обслуживании женщин дискриминацией, это всего лишь соблюдение концепции, иначе барбершопы превратятся в обычные салоны красоты. Барбершоп — мужская территория, здесь царит атмосфера мужского клуба, и, хотя есть барберы — женщины, всё-таки профессия это мужская, считает Алексей Локонцев, основатель и владелец франшизы барбершопов, развивающейся по России. К слову, в нижегородских барбершопах примерно треть барберов — женщины, а вот среди клиентов — только мужчины.

Многие посещают барбершопы не столько ради стрижки и бритья, сколько ради атмосферы

Как это работает?


Размер инвестиций в открытие барбершопа — от 2 миллионов рублей, срок возврата инвестиций — от 1 года до 2 лет. В Нижнем Новгороде сейчас работают 4 федеральные сети барбершопов и независимые местные заведения. Ежемесячные отчисления за франшизу — порядка 250 тысяч рублей. Франшиза не гарантирует успех: так, у нижегородского барбершопа «от Тимати» сменились собственники.

Выходить в города Нижегородской области пока никто не планирует, не уверены, что там найдут стабильный регулярный спрос. А редкие клиенты из районов, кому вот никак без услуг барбера не прожить, могут и в Нижний Новгород скататься раз-другой в месяц или реже.

Барбершопы зависят от сезонного фактора. Лето — низкий сезон, когда многие клиенты уезжают из города и даже страны в отпуск, падает посещаемость и приток наличности. Зато с сентября предстоят горячие деньки — слегка подзапустившие себя на отпуске модники ринутся в барбершопы наводить лоск и красоту.

Цены в барбершопах выше расценок в салонах красоты. Стрижка обойдётся в 800–1200 рублей, мытьё и укладка волос — в 500–700 рублей, моделирование бороды — порядка 1000. Скидки не особо приветствуются, но есть комплексные услуги, так сказать, «два в одном»: «друг+друг», «папа+сын» или пакетные предложения на 2–3 услуги, они будут стоить дешевле, чем получение каждой отдельно.

Персонал — ключевой фактор для успешности барбершопа. Андрей Тихонов, владелец барбершопа в Нижнем Новгороде, уверен, что атмосфера и дизайн для барбершопа важны, но от профессионализма мастеров и администраторов зависит очень многое.

— Для нашей страны — это только зарождающаяся профессия, поэтому большую часть средств мы тратим на обучение ребят, — поясняет Алексей Локонцев.

Поэтому тренера для барберов ждёт довольно щедрое вознаграждение — в Нижнем Новгороде, по данным на июль 2019 года, оно составляет 60 тысяч рублей в месяц.

Как утверждают владельцы таких заведений, барбершоп — это мужская и только мужская территория

Кому это нужно?


Типичного посетителя у барбершопов нет, сюда ходят мужчины разных социальных слоёв и возрастов, есть хипстеры, есть и любители классики. Не меньше мастерства барбера важно ощущение комфорта и доверия, окружающее клиента. Едва ли не каждый барбершоп решает эту задачу по-своему, предлагая набор сопутствующих услуг.

В качестве каналов продвижения владельцы барбершопов предпочитают социальные сети и «сарафанное радио». Некоторые не против стать партнёрами ивентов, но пока не видят подходящих по целевой аудитории и философии, сформулируем это так. Представители классической индустрии красоты не видят в барбершопах конкурентов. Более того, довольно критично относятся к самой идее подобного заведения.

— Барбершопы — это не продажа услуги, а определённая культура, созданная для мужчин. Некий салон-клуб. Их посещают определённые люди, которые отдают дань моде и уделяют максимальное внимание своему культу личности. Сейчас в мире произведено большое количество брендов для барбершопов. Это целая индустрия, но не всегда нужных или необходимых продуктов для жизни человека. Индустрия специального оборудования, техники для барберских услуг — эта мода меняется, очень сомнительно, что каждый второй мужчина сможет ходить 10 лет с бородой и усами. А средств для ухода за усами и бородой выпущено на многие годы вперёд, — считает Елена Барановская, владелица и управляющая одноимённого салона красоты.

А вы хоть раз посещали барбершоп?

Да, регулярно там бываю
Нет. Зачем, если есть обычная парикмахерская?
Бывал, но не оценил
Я женщина, но результаты узнать интересно
Текст: Константин Барановский
Фото: Matt Stratton / Flickr.com, Erin Williamson / Flickr.com, Stephen Kallao / Flickr.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Мнение
Не хочешь — заставим: ответ депутату, который предложил закрепить законом статус «Глава семьи» за мужчиной
Екатерина Бормотова
Журналист оперативной редакции
Мнение
«Если уж начал дело, забери хотя бы лопату». На популярном озере в Нижнем у корреспондента NN.RU вскрыли машину
Дарья Бурмистрова
Корреспондент NN.RU
Мнение
«Чтобы пройти к воде, надо маневрировать между загорающими»: турист рассказал об отдыхе в Адлере с семьей
Александр Зубарев
Тюменец
Мнение
«Полжизни подвергаются влиянию липкого налета»: действительно ли нужно чистить зубы дважды в день?
Лилия Кузьменкова
Рекомендуем
Знакомства
Объявления