![](https://n1s1.hsmedia.ru/5e/7b/f5/5e7bf5e445dab701b17c8c49766e3f03/656x370_1_ae1b17832e820133a2c565d06a57626f@860x485_0xqUGPtP0T_3054387062529365230.jpg.webp)
15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей. Это повод, чтобы напомнить себе, что даже в булочной с самыми милыми продавцами вас может поджидать крендель с тараканом, а в продуктовом у дома вместо сахара попадутся камни. Что делать в такой ситуации? И где вежливость и уступчивость покупателя граничат с его правами?
Мы придумали тест, в котором описали типичные ситуации, случающиеся с людьми на рынке, в супермаркете, ателье и даже автобусе. Проверьте, легко ли обмануть вас?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/05/9a/2e/059a2ebf7c6f570af135a9db11321ef9/1000x667_0xybkI5lB8_0552975371053646548.jpg)
- 57 рублей
- 90 рублей
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9c/06/31/9c063164c0ec917b536ac13d7b3c5e09/1000x667_0xe9lM2P9y_4760159685316318504.jpg)
- «Вы не правы!»
- «Ладно, сейчас поищу мелочь»
![](https://n1s1.hsmedia.ru/20/3e/2a/203e2a931087e12276c39ad549be2929/1000x667_0xxttAN4jt_4854934547631609221.jpg)
- Продавцу
- Коробке
![](https://n1s1.hsmedia.ru/19/d7/32/19d73213bbc36c801bd7472c74dea73d/1000x667_0xAuLF7M4f_1655206174780912565.jpg)
- Не платить за стрижку
- Заплатить, смириться и отращивать
![](https://n1s1.hsmedia.ru/17/7f/92/177f92d1f4aa24bc90652c3c7e71bbfc/1000x667_0xpARSZANz_5059268742946726901.jpg)
- Получится
- Не получится
![](https://n1s1.hsmedia.ru/58/b2/5d/58b25dd4223e789c933ee96224d7afd0/1000x667_0xbISu6KQE_6850509822637539642.jpg)
- Ни за что
- Придется, пальто же нужно!
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a1/97/14/a1971413fcc370b4ad915b4ff1dec2c0/1000x667_0xT9ZgoX2O_9652351601220372856.jpg)
- Прав
- Не прав
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/c8/94/bac89481a57ef5796e4093b65522a96f/1000x667_0xwQEbnpBF_8183202559601738107.jpg)
- Вы
- Магазин
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/a0/e5/32a0e5b5c636c707dc7ccad4192f3a54/1000x667_0xt3n1sKp9_2014036702786306230.jpg)
- Возвращаться в магазин и возвращать товар
- Смириться и больше в этом магазине сахар не покупать
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/4e/0b/c14e0b914611a8ab8c5b7d094aa77c5f/1000x667_0xUvjKtACn_3387664337356511081.jpg)
- Буду требовать, чтобы сдачу нашли
- Разменяю деньги в другом месте
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/6d/1b/9a6d1b1aa4968b66250a4bbd49e7de3d/1000x667_0xxLKVpQ4z_1667883420222900755.jpg)
- И будет прав
- Будет не прав
Отношения потребителя с продавцами, парикмахерами, консультантами и прочими работниками сферы услуг регулируются множеством документов, но главное ваше оружие — это Гражданский кодекс и закон «О защите прав потребителей». В отдельных случаях стоит почитать правила продажи товаров по образцам или свод правил продажи товаров дистанционным способом, а также о продажах отдельных видов товаров.
Если купили некачественный товар или вам не понравилось, как вас обслужили — обращайтесь в местный Роспотребнадзор. Если охранник применяет физическую силу или продавец требует показать содержимое сумки — в полицию. Вернуть деньги можно, написав претензию, а в отдельных случаях — через суд.
Мария Захарова