Отходы с Шуваловской промзоны хотят вывезти на новый полигон, а территорию засеять травой. В будущем здесь обустроят парк и построят дома. Такой план представили нижегородцам на общественных слушаниях.
Шуваловская свалка много лет травит своими парами жителей Автозаводского, Канавинского и Ленинского районов. Ее границы находятся в 300 метрах от улицы Автоматной, в 620 — от Политотдельской, в километре — от Гороховецкой, вплотную примыкают к кладбищу «Красная Этна».
Территория помойки занимает 20,5 га. Отходы покрывают ее слоем от 5 до 13 м, их общий объем оценивается в 956,3 тысяч куб. м. Год открытия свалки неизвестен. Она считается официально закрытой с 1983 года, но заполняется по сей день.
В 2016 году Нижегородский районный суд обязал мэрию ликвидировать Шуваловскую свалку за два года. Городская администрация стала ответчиком, так как земли под ней оказались бесхозными и ни одного нелегального перевозчика мусора за это время поймать за руку не удалось. Хотя «свежих» отходов за последнее время навезли 22 куб. м.
По проекту планировки и межевания промзоны, утвержденном в 2017 году, здесь должен появиться жилой район с зонами рекреации и развитой инфраструктурой. Через два с лишним года после решения суда появился наконец проект рекультивации свалки. Его выполнил «Гипроводстрой», к анализу отходов привлекли аккредитованные лаборатории Волгограда и Нижнего Новгорода.
Эксперты пришли к выводу, что территория является умеренно опасной и опасной. Проектировщик рассматривал два варианта. Один из них — нулевой: отказ от ликвидации свалки. Но это невозможно, значит, остается единственный вариант: вывоз отходов и техногенного грунта на полигон компании «Маг Груп» «МАГ-1», что в 27 км от промзоны.
— По официальным данным, мощность этого полигона — 400 тысяч тонн в год. Судя по вашим данным, вы будете вывозить больше миллиона, — заметила представитель Ассоциации нижегородских предпринимателей в области обращения с отходами Клара Романова. — Всего у них должно быть девять карт, сейчас строят третью. Если мы им добавляем двухгодичную норму, значит, они будут вынуждены строить две карты с опережением. Все это ляжет на плечи нижегородцев. Капиталовложения входят в тариф, который устанавливается для населения. У нас и так тарифы бешеные.
Главный инженер проекта Максим Леонов ответил, что на «МАГ-1» с уверенностью подтвердили, что примут этот объем. Кроме того, поступило еще одно предложение от полигона Игумново. Правда, по его признанию, он неместный и не знал, что этот полигон тоже закрыт и там тоже начались работы по рекультивации.
Один из окрестных жителей поинтересовался, как собираются контролировать территорию и пресекать несанкционированный ввоз новых отходов — может, огородить, видеокамеры поставить?
— Шуваловская промзона имеет один официальный въезд — на нем стоит охрана и камеры — и 17 несанкционированных въездов. Территория свалки огромная, контролировать ее достаточно сложно. Забором ее не огородить, — посетовал первый замглавы администрации Ленинского района Владимир Петрухов. — Территория подтопляемая, на ней много каналов и болот. Передвижение по ней крайне ограничено, оно возможно только в сухую погоду, а сейчас — только пешком и с проводником.
Между тем процесс предстоит долгий. Сначала выберут все отходы «до подстилающего грунта погребенной поверхности». Затем завезут грунт.
— Мы посчитали, если используем 100 машин в день на вывоз этого количества отходов, то нам понадобятся 2 250 дней — семь лет. Это если мы завтра приступим, — рассказала Клара Романова корреспонденту NN.ru. — На полигоне Игумново запланировали рекультивацию исходя из распоряжения президента в 2008 году. И вот только приступили. Скажите, мы сколько будем ждать начала работ?
На расчищенном месте начнется биологический этап. Он рассчитан на четыре года. В первый год участок засеют многолетними травами, еще три года будут выращивать покров: поливать, подкармливать, подсеивать, косить.
— А как мы на эти четыре года обеспечим, чтобы там снова не началась свалка? Какие у нас гарантии, что, увезя отходы на «МАГ-1», мы через четыре года не получим новую свалку, которою снова нужно будет рекультивировать? — задал риторический вопрос корреспонденту NN.ru руководитель экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов.
Не сошлись экологи и проектировщики и в оценках затрат. Максим Леонов назвал сумму в 1,08 млрд рублей, включая оплату отрицательного воздействия на окружающую среду. Но он считал по льготному тарифу для твердых коммунальных отходов — по 95 рублей за тонну. Романова же уверена, что его наличие в многолетних залежах будет трудно доказать и платить придется по 663 рубля. По ее оценкам, проект выльется в 1,5 млрд рублей.
— Мы можем через официальный выход выехать, а через 17 обратно въехать. А если говорить об экономии в 600 рублей, с каждой машины — это 6 тысяч. И даже если меня поймают и оштрафуют на тысячу — да фиг с вами, — пояснила Клара Анатольевна корреспонденту NN.ru. — Я считаю, по данной свалке должны заниматься компетентные органы: искать физические, юридические лица, которые незаконно везут отходы, и все это перекладывать на них, а не на плечи бюджета.
Экологи уверены, что для этого необходима политическая воля. Как это случилось со свалкой в садовом товариществе «Родник» в центре Нижнего Новгорода. С ней тоже боролись много лет, но полиция никаких нарушений не находила. Теперь наконец въезд на самовольную свалку опечатан Росприроднадзором, идет проверка.
— Что касается судебного решения, то его надо выполнять, и город на правильном пути. Но все это очень медленно. И насколько это будет эффективно при таких затратах, трудно сказать, — подытожила Клара Романова.