![](https://n1s1.hsmedia.ru/db/91/0f/db910fc16ee2cff1e0a0eeb004d1b789/656x438_1:5583_b60ebeb80bd327640e64fb9ff4954757@2560x1707_0xDVCFpk88_5700189680353038126.jpg.webp)
Выставка «Модные истории» открылась в Нижнем Новгороде в Музее портновского искусства имени Надежды Ламановой. Организаторы выставки собрали экспонаты из разных эпох, которые не только раскрывают любопытные подробности эволюции нашего гардероба, но и объясняют происхождение таких выражений как «собираться впопыхах», «хранить за пазухой» и так далее. И даже имя мультипликационной старушки Шапокляк начинает играть новыми красками. Каким было старинное нижнее белье, как выглядело первое советское бикини, что носили хиппари времен Владимира Высоцкого, и какими нарядами модельер из Нижегородской губернии «положила на лопатки» парижских кутюрье — в материале NN.RU.
Создательница и директор музея, владелица модного Дома Parle Ольга Парле рассказывает, что старинные и раритетные вещи для выставки искали на блошиных рынках по всему свету, в частных коллекциях и даже на закрытых аукционах. Многие приходилось выкупать за «целое состояние», но что-то поклонники музея, творчества Надежды Ламановой и самой идеи сделать Нижний Новгород модной столицей, приносили в дар. На выставке представлены не только отдельные предметы одежды и обуви, но и аксессуары, а также портновские приспособления разных эпох.
Министр туризма и народно-художественных промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев, присутствовавший на открытии «Модных историй», отметил, что одежда не только определяет настроение конкретного человека в конкретный день, но и является маркером эпохи, к которой он принадлежит. «Кроме того, через одежду любой человек общается с окружающими — даже с таким же горожанином, проходящим мимо», — сказал министр. Он также обратил внимание, что особая ценность открывшейся выставки — в подлинности всех ее экспонатов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/77/dd/a977dd7f346f15cb39da6056cfb4cde4/656x492_1:5583_e7943579c40102d9865ddc39f2b9f426@2560x1920_0xly0XPGCv_8854659734237271465.jpg.webp)
Действительно, для реконструкции девичьего народного костюма — косоклинного сарафана, который носили в Нижегородской губернии, а также для мужской рубашки-долгорукавки были найдены старинные выкройки и антикварные ткани, а подлинные галуны и бахрома были выкуплены за немалые деньги в частных коллекциях.
Кстати, на примере этих нарядов можно узнать, что такое загашник (гашник — это пояс, шнурок, к которому изнутри привязывался мешочек для денег), а также откуда пошло выражение «запазухой» (пазух — это место за вышивкой на груди, которое тоже было служило хранилищем важных бумаг или денег).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/08/be/68/08be6830e9740f437cc1f2c89fa3e3ff/656x438_1:5583_86f7194ff4415d580cd2fb20d59ff3e7@2560x1707_0x4R6JI1W0_7969102881168610793.jpg.webp)
Старинные кружевные панталоны барышень 19-го века называли «попыхи» (с ударением на «ы»), и отсюда пошло выражение — «собираться впопыхах», то есть суетиться в исподнем.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/74/db/4a/74db4ade04684c05589c5a2e894fb975/656x438_1:5583_972d5251cb189b754069e9fbc065deb5@2560x1707_0xnJBRho3x_8111053731742191599.jpg.webp)
Складной цилиндр, которые носили господа, назывался шапокляк (отсюда и имя мультипликационной старушки, которая тоже носила эту вещь).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/88/ef/77/88ef77907aa7e2a4f760c45056076e6f/656x438_1:5583_2f7943e96e71cba3b7163c0835e5e915@2560x1707_0xDkGqLMWq_1566301637011418279.jpg.webp)
Отдельный стенд в музее посвящен творчеству Надежды Ламановой — модельера, имя которого носит музей.
Надежда Ламанова (14 декабря 1861 — 15 октября 1941) родилась в деревне Шутилово Нижегородской губернии, в семье потомственного дворянина из обедневшего рода. После окончания гимназии двадцатилетняя Надя решила уехать из родительского дома и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Первым самостоятельным шагом Нади было поступление в Московскую школу кройки и шитья О.А.Суворовой. Первый розничный магазин модных и модно-галантерейных товаров Надежды Ламановой появился в Москве. Она стала одним из самых популярных модельеров столицы. В мае 1898 года ей было пожаловано звание поставщицы Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны. А с октября 1904 года Надежда Петровна стала поставщицей Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны. Совершенствовала своё мастерство в Париже, у знаменитых модельеров. В 1919 году бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества» арестовали. Только благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца её освободили. С 1921 года она работала в театре Вахтангова. После революции Ламанова разрабатывала многочисленные модели одежды, рассчитанной на широкие слои населения. С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината. Ламанова создавала также костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/ff/45/ddff45a133b2618982b5fa35478cb12b/656x492_1:5583_68dda2a33e28eac0820836636ef83cc3@2560x1920_0x1TylXLFg_9331870899779003061.jpg.webp)
Специально для выставки Ольга Парле нашла образец советской школьной формы, разработанной Надеждой Петровной. И платье, аналог которого участвовал во Всемирной выставке в Париже.
— История той коллекции, которая взяла гран-при на Всемирной выставке в Париже, вообще замечательная. Была нехватка тканей. И Надежда Ламанова использовала полотенца с русской вышивкой, рушники. Но сшила из них модели самого модного модернового кроя. И так стиль а-ля рюс покорил Европу, — рассказывает Ольга Парле.
Также именно Надежда Ламанова адаптировала купальник бикини, начавший шествие по миру, под советских женщин. На выставке есть его мощный образец и для сравнения — фото советских гражданок в этом образце первого пляжного эротизма.
Любопытны наряды 70-х годов прошлого века — периода, когда творил Владимир Высоцкий. Это тот период, когда появились мини-платья и мини-юбки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/db/25/f4/db25f466ce3161da85782d5648e018c9/984x1312_1:5583_cda0750ab59329260406609906eae5d8@1620x2160_0xonF3Z7wS_0877455219994769290.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/54/cf/4d/54cf4dcab4861029f515059aa9a83d9e/984x1312_1:5583_465df5a72568ebdef043cdb873a8f6c3@1620x2160_0xkWPmMPn7_6119740953782118612.jpg.webp)
Есть на выставке и раритетные старинные аксессуары. Портбукет — приспособление для маленького букетика цветов, украшавшего одежду.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2c/99/fa/2c99facd999f0de2eaa3c18093cec291/656x492_1:5583_cb17337953c54342809dd97e07328eb4@2560x1920_0x6Urb3pDq_1622449775159549658.jpg.webp)
Самая маленькая в России бальная книжка для записи очередности танцев.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/ba/9b/c2ba9b8b8d2b015fbb1ad9e73eb97318/984x1312_1:5583_0dabf628d1a2cea33adc7dab12ca4ca9@1620x2160_0x4nR7jMwY_9350873027730106929.jpg.webp)
Штопательный прибор времен НЭПа, когда большинство граждан экономили на покупке одежды.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/be/87/2bbe87424e4a913f0c26954400eb4983/984x1312_1_d9e4dfb053a6706bad2eeab261a2d82b@1620x2160_0x0I9JAgCA_3515776230047997771.jpg.webp)
— Кстати говоря, портновское искусство, порты, порт — это все однокоренные слова. Порт — так называлась раньше ткань. От ее названия и пошли термины, которые мы до сих пор используем, — говорит Ольга Парле.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.