Культура фоторепортаж Как выглядело первое советское бикини: в Нижнем открылась выставка «Модные истории»

Как выглядело первое советское бикини: в Нижнем открылась выставка «Модные истории»

Многие популярные модели одежды создавала нижегородский модельер Надежда Ламанова

Моделью «бикини» стали называть раздельный купальник с короткими трусиками выше колен.

Выставка «Модные истории» открылась в Нижнем Новгороде в Музее портновского искусства имени Надежды Ламановой. Организаторы выставки собрали экспонаты из разных эпох, которые не только раскрывают любопытные подробности эволюции нашего гардероба, но и объясняют происхождение таких выражений как «собираться впопыхах», «хранить за пазухой» и так далее. И даже имя мультипликационной старушки Шапокляк начинает играть новыми красками. Каким было старинное нижнее белье, как выглядело первое советское бикини, что носили хиппари времен Владимира Высоцкого, и какими нарядами модельер из Нижегородской губернии «положила на лопатки» парижских кутюрье — в материале NN.RU.

Создательница и директор музея, владелица модного Дома Parle Ольга Парле рассказывает, что старинные и раритетные вещи для выставки искали на блошиных рынках по всему свету, в частных коллекциях и даже на закрытых аукционах. Многие приходилось выкупать за «целое состояние», но что-то поклонники музея, творчества Надежды Ламановой и самой идеи сделать Нижний Новгород модной столицей, приносили в дар. На выставке представлены не только отдельные предметы одежды и обуви, но и аксессуары, а также портновские приспособления разных эпох.

Министр туризма и народно-художественных промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев, присутствовавший на открытии «Модных историй», отметил, что одежда не только определяет настроение конкретного человека в конкретный день, но и является маркером эпохи, к которой он принадлежит. «Кроме того, через одежду любой человек общается с окружающими — даже с таким же горожанином, проходящим мимо», — сказал министр. Он также обратил внимание, что особая ценность открывшейся выставки — в подлинности всех ее экспонатов.

Министр туризма и промыслов Сергей Яковлев поздравил музей с масштабным событием.

Действительно, для реконструкции девичьего народного костюма — косоклинного сарафана, который носили в Нижегородской губернии, а также для мужской рубашки-долгорукавки были найдены старинные выкройки и антикварные ткани, а подлинные галуны и бахрома были выкуплены за немалые деньги в частных коллекциях.

Кстати, на примере этих нарядов можно узнать, что такое загашник (гашник — это пояс, шнурок, к которому изнутри привязывался мешочек для денег), а также откуда пошло выражение «запазухой» (пазух — это место за вышивкой на груди, которое тоже было служило хранилищем важных бумаг или денег).

Так одевались жители нижегородских сел в дореволюционные времена.

Старинные кружевные панталоны барышень 19-го века называли «попыхи» (с ударением на «ы»), и отсюда пошло выражение — «собираться впопыхах», то есть суетиться в исподнем.

Попыхи, корсет и китовый ус, из которого изготавливали жесткую основу корсета.

Складной цилиндр, которые носили господа, назывался шапокляк (отсюда и имя мультипликационной старушки, которая тоже носила эту вещь).

Мужской костюм и цилиндр-шапокляк, а также платья в стиле «русский модерн».

Отдельный стенд в музее посвящен творчеству Надежды Ламановой — модельера, имя которого носит музей.

Надежда Ламанова (14 декабря 1861 — 15 октября 1941) родилась в деревне Шутилово Нижегородской губернии, в семье потомственного дворянина из обедневшего рода. После окончания гимназии двадцатилетняя Надя решила уехать из родительского дома и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Первым самостоятельным шагом Нади было поступление в Московскую школу кройки и шитья О.А.Суворовой. Первый розничный магазин модных и модно-галантерейных товаров Надежды Ламановой появился в Москве. Она стала одним из самых популярных модельеров столицы. В мае 1898 года ей было пожаловано звание поставщицы Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны. А с октября 1904 года Надежда Петровна стала поставщицей Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны. Совершенствовала своё мастерство в Париже, у знаменитых модельеров. В 1919 году бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества» арестовали. Только благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца её освободили. С 1921 года она работала в театре Вахтангова. После революции Ламанова разрабатывала многочисленные модели одежды, рассчитанной на широкие слои населения. С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината. Ламанова создавала также костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова.

Надежда Ламанова — личность, благодаря которой Нижний Новгород может претендовать на звание модной столицы. Ольга Парле рассказывает, как знаменитый дизайнер работала над своими шедеврами.

Специально для выставки Ольга Парле нашла образец советской школьной формы, разработанной Надеждой Петровной. И платье, аналог которого участвовал во Всемирной выставке в Париже.

— История той коллекции, которая взяла гран-при на Всемирной выставке в Париже, вообще замечательная. Была нехватка тканей. И Надежда Ламанова использовала полотенца с русской вышивкой, рушники. Но сшила из них модели самого модного модернового кроя. И так стиль а-ля рюс покорил Европу, — рассказывает Ольга Парле.

Также именно Надежда Ламанова адаптировала купальник бикини, начавший шествие по миру, под советских женщин. На выставке есть его мощный образец и для сравнения — фото советских гражданок в этом образце первого пляжного эротизма.

Любопытны наряды 70-х годов прошлого века — периода, когда творил Владимир Высоцкий. Это тот период, когда появились мини-платья и мини-юбки.

У представленного на выставке мини-платья ткань индийская, импортная, ведь это был расцвет дружбы между СССР и Индией, и так зарождался стиль бохо.
Рубашка, посвященная Олимпиаде 1980 года, наряды из советских кинофильмов, кремпленовое детское платье.

Есть на выставке и раритетные старинные аксессуары. Портбукет — приспособление для маленького букетика цветов, украшавшего одежду.

Чтобы стебли не пачкали одежду и перчатки, букетик вставлялся в специальную полую брошь.

Самая маленькая в России бальная книжка для записи очередности танцев.

Высота книжки — 2 см

Штопательный прибор времен НЭПа, когда большинство граждан экономили на покупке одежды.

Прибор помогал плотно переплетать нити в местах прорех.

— Кстати говоря, портновское искусство, порты, порт — это все однокоренные слова. Порт — так называлась раньше ткань. От ее названия и пошли термины, которые мы до сих пор используем, — говорит Ольга Парле.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Меня хватило на полгода, а потом возненавидела людей». Как я заработала на недвижимости тревожность вместо миллионов
Алиса Князева
Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Мнение
«Поездка по платной дороге не должна внушать ужас». Что не так с М-12 из Москвы через Нижегородскую область и до Казани?
Дарья Бурмистрова
Корреспондент NN.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления