![](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/4e/64/ce4e648801be9127033df4f2512a1e7d/656x438_1:5583_b013d1c713e69485d683a161e28e0dde@1280x853_0xkj32Kj6T_1413184402799609926.jpg.webp)
Исторически сложилось, что Нижегородская область была одним из главных центров старообрядчества. Даже после раскола Русской церкви наш регион оставался местом, в отдаленных уголках которого еще были живы древние традиции. Корреспондент NN.RU побывал в селе Филипповское под Бором, где сохранился Малиновский скит — современный центр старообрядчества в Нижегородской области и единственный скит в наших краях, доживший до сегодняшнего дня.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/64/71/b36471e91a4634b3c67daecc2323eb8d/656x438_1:5583_c6cb6080697aaba0d404ef76b09a1eb4@1280x853_0xv8ohb1mo_8627522784873713383.jpg.webp)
Мы приехали в деревню Филипповское рано утром. Поодаль от основного поселения виднелся большой и необычный храм из красного кирпича — это Бугровская церковь Казанской иконы Божией Матери, главная составляющая единственного сохранившегося в Нижегородской области древлеправославного Малиновского скита.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/76/67/7f766753f9a8d9e13daaec65754f207e/656x438_1:5583_939e360d89341fbbd50da26fa71d1557@1280x853_0x9FRGN6BL_9707998930304979815.jpg.webp)
«Старообрядцы тогда прятали иконы, закапывали в землю»
Изначально на месте величественной постройки стояла лишь маленькая часовенка, где жили около 800 монахинь и послушниц из числа беглых крестьян и не сосватанных девиц. Незамужние девушки тогда нередко сбегали от незавидной участи и селились в монастырях, коими зачастую становились скиты. Также в них селились беглые раскольники, спасавшиеся от церковной реформы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fd/a3/a0/fda3a04b3fdfdeed5a7dbbfe4cf6a012/656x438_1:5583_086c6dd6e6cb6bfb57931e6700ee446b@1280x853_0xHGeujJQB_2564778439314099984.jpg.webp)
Скит — уединенное монашеское поселение. Первые скиты в Нижегородской губернии начали появляться в XIV–XV вв. Одними из самых известных старообрядческих скитов является группа Керженских. Ряд из них был описан П. И. Мельниковым. В XVIII веке вышел указ об упреждении старообрядческих скитов, большинство из них, в том числе и Малиновский, были уничтожены.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/77/b2/0d/77b20d5806b725c30cc8edc73b826681/656x438_1:5583_cf82b112cec841aa6266899c14babeca@1280x853_0xPX0skwa3_7996148056025934366.jpg.webp)
Краснокаменный храм был построен близ села Филипповское в 1911 году по заказу купцов Бугровых и Блинова. Причем церковь по количеству куполов уже может называться собором — их насчитывается 13 штук. Изначально церковь называлась Владимирской, но позже была переименована.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b0/c6/3d/b0c63d1e83dcad37f05b483509d0bc57/656x438_1:5583_8c1a931f3acfff7928e0c7d22e201387@1280x853_0xhzekxp68_4135033041193352583.jpg.webp)
У церкви нас встретила ее настоятельница игуменья Иулиания и еще одна матушка. Они — единственные постоянные обитательницы этого скита.
— Раньше и купола золоченые были, и иконы славные. Но в 1936 году храм закрыли. Старообрядцы тогда прятали иконы, закапывали в землю или еще куда, чтобы сохранить их. Но храм осквернен не был, никаких клубов тут не открывалось. Только подвальное помещение как зернохранилище использовали, — рассказывает настоятельница.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c6/72/6c/c6726c37a5102e06d22d1b1242f7127c/656x438_1:5583_256cce2ffe4728264ab8eb429cc73c63@1280x853_0xl48xHI69_3921561698110732269.jpg.webp)
Большие испытания на долю храма выпали и в годы Великой Отечественной войны. Но, как считают обитатели монастыря, их церковь смогла помочь Родине «в лихую годину». Место окружал внушительный каменный забор, ограждавший 25 га земли. В 1941 году его разобрали ради восстановления доменных печей на автозаводе, а кровлю храма отправили на переплавку для военных нужд. Заново монастырь открыли лишь в 1990-х. Правда, тогда на его восстановление ушло много сил и средств. Помогли в этом прихожане и спонсоры.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0e/1b/fd/0e1bfd863dbe0092c2425f6af61a78bf/656x438_1:5583_8f0ad8bf6331be17640ac8e8c85518ec@1280x853_0xy77s9wPH_7319973674657113688.jpg.webp)
Быт монахинь
Храм находится на небольшом удалении от села. Местные относятся к скиту спокойно, но практически не посещают, поскольку придерживаются традиционной православной веры. Несмотря на то что никаких нападок со стороны жителей и приезжих нет, монахини территорию обезопасили — на цепи сидят два крупных пса, которых ночью отпускают гулять по территории для охраны.
— Мало ли что, — с улыбкой отмечает игуменья. — Территорию надо обезопасить, много сил на восстановление храма ушло. Всё своими силами делали, и прихожане помогали. С деньгами у нас туго очень. Один только иконостас недавно в 25 тысяч встал. Стараемся как можем. Требы вот проводим, лавка церковная небольшая есть, я еще лекции веду, так и выживаем.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/04/ca/ec/04caeccc3d458ad70c5d0ccde2660d36/656x438_1:5583_645e6f908c4cbbfe90f9e42d1e9d9e5e@1280x853_0xtkhZRhK3_4607645841895009276.jpg.webp)
Обычно при монастырях есть свое хозяйство, Малиновский скит исключением не стал. Правда, рук служительниц не хватает, потому оно организовано в очень небольшом формате.
— Шесть котов да две собаки, вот и всё наше хозяйство, — смеется Иулиания. — Огородик есть небольшой, овощей понемногу выращиваем, зелень всякую. Курицы еще есть, правда, не несутся. Все говорят, что у нас тут тепло и уютно, по-домашнему как-то. Всё потому, что мы доброжелательные ко всем просто.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/90/97/08/9097081d36bd447af409909e56ee7ac1/656x438_1:5583_2749f869091c258f425f9c9712a41d11@1280x853_0xu2anfiR1_7795699723376430147.jpg.webp)
К церкви прилегает небольшой дом — там монахини живут и принимают приезжих. Есть кельи, кухня и даже гостевые — всё в традиционном стиле, похожем на старорусский. Сохранились в доме и печи: с их помощью здание отапливается зимой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/a1/57/eba15799b66980261bfbfffb51509e79/656x438_1:5583_a3b106f6f29ebff891ee22380e521ec8@1280x853_0xYCueZhp6_4047204904211767453.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/26/07/a6/2607a637aaf66211de0103117ddab701/656x438_1:5583_69f34bdd90de12d24e01ebcea9430987@1280x853_0x8hcXXbzK_7460831113392161006.jpg.webp)
Кроме дома к территории храма прилегает полуразрушенная сторожка и старообрядческое кладбище. Там похоронены священнослужители, купец Блинов и Петр Егоров — родоначальник династии Бугровых. Кличка Бугров у него появилась из-за места постройки его дома — на бугре. В итоге купец от прозвища отказался, а вот его потомки известны нижегородцам именно под такой фамилией.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3a/a3/34/3aa3343dfde19bdf0d050197cb5604d4/656x438_1:5583_1f8cc6e093d9328d1c8de3e779271388@1280x853_0x4XOjN6Gr_8182660343840418424.jpg.webp)
Кстати, единственное, что сейчас напоминает о большинстве скитов Нижегородской губернии, — это сохранившиеся захоронения старообрядцев. Их и по сей день посещают древлеправославные верующие.
— Пройдут века, и нас забудут... Тогда рушилось истинное православие, когда насильно переводили всех в новоправославную веру и истребляли тех крестьян, то дворянство, то купечество, что верили. Входили в избу и спрашивали: «Как крестишься?» Если глава семьи накладывал двоеперстие, то истребляли всю семью от младенцев до стариков. В конце XIX века было примирение новоправославия и древлеправославия. Вот где-то целый век мы возрождаемся, — заявила игуменья.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/f6/40/f3f640c4368cacc010804a1a365d1f9a/656x438_1:5583_988a2cff19a9064bafd5d892801b7cf3@1280x853_0xSsoSMmxC_8527823969246555638.jpg.webp)
Как выглядит храм и отличается ли от традиционно православного
Даже с точки зрения рядового посетителя Малиновский скит поражает своей красотой как изнутри, так и снаружи. Фасад храма украшен разноцветными изразцами, особенно сияющими в свете полуденного солнца. Вокруг церкви также буйствует зелень — очень много деревьев и иной растительности.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/c1/bd/8dc1bd7cb04878e4c56bb404f23d4aa4/656x438_1:5583_9c1c60e3974495bdc57102804c4624ce@1280x853_0xQc0rMaII_6452820234139939167.jpg.webp)
Изнутри храм почти не отличается от традиционной православной церкви. Своды украшены пестрыми и масштабными фресками, а в зоне проведения службы возвышается иконостас. Священнослужительницы добавили, что на фресках есть и изображение Бугровых, в знак памяти и уважения к их помощи храму и старообрядчеству. Отдельного внимания заслуживают окна здания — они просто огромные и выходят на проселочную дорогу, тоже утопающую в зелени. Из-за высоты окон в храм проникает много солнечного света. Повсюду стоят цветы, а на полу разложена трава. Говорят, ее собирают на Троицу и используют в целебных нуждах. До сбора этой травы прихожан просят быть особенно аккуратными, ведь наступать на эту зелень допустимо только босыми ногами.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/03/f8/e9/03f8e9aacabc5d4ceefd43097fb074aa/656x438_1:5583_084c257e3f0c700f026a858b162561bb@1280x853_0xm5nJwwsu_6308380913021738007.jpg.webp)
Рядом с огромными окнами установлен алтарь — там читаются священные книги и поются церковные песни. Напротив стоит книжная полка и вешалка с множеством богато убранных сарафанов — их надевают женщины по особым поводам.
В церковной лавке прихожане могут приобрести древлеправославные крестики и литературу, заказать требу и купить уникальную мазь, рецепт которой передается храмовниками из поколения в поколение.
— Она целебная! Ее готовят монахи Малиновского скита уже более 300 лет, передавая рецепт из поколения в поколение. Я сама ее варю, монахиню мою вот тоже научила, чтобы она знала и могла его дальше последователям передать, — делится игуменья Иулиания.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d5/a2/1c/d5a21cc109c8a4d5149fc303547add1a/656x438_1:5583_26fd4b16c952a031363e5811af26de7a@1280x853_0xJKdx1Whf_2267934407520940865.jpg.webp)
Обычаи и традиции нижегородских старообрядцев в XXI веке
При входе в храм действуют те же правила, что и в привычных нам церквях, — женщины должны быть в длинных юбках. Соблюдаются тишина на службах и уважение друг к другу.
В древлеправославный храм мужчина входит по правую сторону, а женщина — по левую. Перед входом в церковь также нужно перекреститься, правда, двоеперстием, справа налево.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/09/fe/78/09fe78259a55ab2f18782eb3443f0666/656x438_1:5583_dcd260026af7d84eeb928d67d522be96@1280x853_0xy3nKwoPa_1637383478218786740.jpg.webp)
Нательные крестики старообрядцев тоже немного отличаются от традиционных православных — на них нет распятия. Они считают, что это слишком сакрально для повседневной носки.
— Кресты без распятия по старорусским образцам. Все священники, и новоправославные, и древлеправославные, — все носят кресты без распятия, потому что распятие на кресте — это святое. Там Христос. Это как икона, мы с иконой в баню не ходим, спать с ней не ложимся и между собой не кладем, — пояснила матушка.
Еще одно отличие — иконы. Старообрядцы их не целуют по той же причине — из особого уважения и преклонения.
Книги, по которым проходят служения, написаны на старославянском языке, многие из них очень древние, а некоторые сохранились аж с XVI века. Писания собраны в массивную кожаную обложку и пахнут стариной. Отличается и манера пения старообрядцев, например, Херувимская песнь. Так, в древлеправославии почти не используется партесное пение, зато есть крюковое. Правда, преподавателей такой манеры пения очень мало, потому секреты также передаются из уст в уста. На своем опыте заметим, что звучат такие песнопения очень завораживающе и красиво.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/94/37/2e/94372e333e3ad3d64b578587e76b0487/656x438_1:5583_f14e699470bde6d872ae3a88cb3ac923@1280x853_0xmwBGPEi0_8436081750304143592.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/fc/fb/cdfcfb0d47ab1958f8037b3637ff9869/656x438_1:5583_182db074242a8e19c2fd9f4d86781dd8@1280x853_0xze14n40A_5827093395580939934.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/51/86/e4/5186e4af8f77f4254f49ee17d0e43a6e/656x438_1:5583_a74f8f76972b3af0d2374fd9eb99bb72@1280x853_0xkzUO5kxa_5473631537280600349.jpg.webp)
Что касается молитв, то основные принципы смежны. Есть отличие вечерней молитвы — у старообрядцев она исполняется в два раза дольше и может достигать семи часов.
Долго идет и крещение младенцев — около пяти часов. Маме предоставляют рушник, сшитый из 12 квадратов — ровно по числу апостолов. После чего женщина совершает поклоны и просит у Богородицы спасения и милости, выполнить это действие нужно не меньше 40 раз. В это время священник читает молитву возле матери, чтобы снять с нее первородный грех, после чего читают молитву для малыша.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/b8/4d/4ab84dc50a267d8dcbeeebd1e04026c4/656x438_1:5583_687c810262ced96e54fd1f0360bcca0f@1280x853_0x0MMkfG4T_9615876418856306286.jpg.webp)
Отдельного внимания заслуживает обряд венчания у старообрядцев — очень пышный и красивый. Традиции по его проведению берут свое начало аж с VIII века. В церкви стелится очень длинное подножие (рушник), на который ставят молодых. Напротив стоит священник, который читает молитву и обручает возлюбленных. После чего невесту уводят, расплетают ее косу и заплетают уже две косы. На голову девушке возносят белоснежный вышитый повойник — традиционный головной убор для замужних женщин. Каждая невеста самостоятельно вышивает его перед обручением. Сверху него накидывается плат на четыре угла и застегивается красивой булавкой с бусинами, бисером или другими украшениями.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/80/47/41/8047419425f913526558aee3c63bcad2/656x438_1:5583_2aeaafb0c61df783f308409bd433bdc0@1280x853_0x4i30IEVL_2973923809196757129.jpg.webp)
Сама процедура венчания также идет пять часов. За это время священник читает Евангелие от всех четырех святых, напоминая, что жена должна слушаться мужа, а муж — беречь и уважать свою супругу. Пока священник читает Евангелие, молодоженам преподносят бокал красного сухого и выдержанного вина, отпивают от него они по очереди. Когда вино выпито, бокал кладется на расстеленный плат, заворачивается и разбивается. Сосуд символизирует жизнь молодых, а разбивание его значит, что никто не посягнет на их брак. Многие возлюбленные нередко забирали осколки домой, чтобы для пущего символизма закопать их в нехоженом месте.
Есть и свой обычай, похожий на бросание букета невесты. Незамужние девушки, которые идут с невестой к алтарю, стараются раньше запрыгнуть на подножие, кто быстрее это сделает, та раньше выйдет замуж. А если в этот момент на подножие ступит неженатый парень, то он будет ее будущим супругом.
Несмотря на то что о Малиновском ските в Борском районе не так уж и много информации в открытом доступе, отбоя от приезжих здесь нет. Не все они являются прихожанами, но полюбоваться красивым древним и необычным храмом, скрытым в зелени от посторонних глаз, стремятся многие.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/94/08/19/9408198b8db3dbfad40101f1f08c2079/656x438_1:5583_ad57f2ea4f26f3c0eb2c892f71a92397@1280x853_0xt0lNQXf7_7523148192201871253.jpg.webp)
Ранее мы также делали интервью со священниками, ведущими службу в нижегородских колониях. Батюшки рассказали нам, как часто зэки приходят к вере и как часто они возвращаются обратно на зону.