Нижегородцы уже несколько недель обсуждают идею городских властей закупить 11 ретротрамваев для туристических маршрутов. Настоящие ретротрамваи в Нижнем Новгороде тоже есть — они стоят в музее при депо № 1. Вот только, по словам экскурсовода Ирины Потрикеевой, полноценных условий для содержания старых вагонов там нет.
Аннушка уже пролила свое масло. Берлиоз поскользнулся, и, как и было предсказано, девушка-комсомолка отрезала ему голову. Она была вагоновожатой...
Такой ретротрамвай ни за какие миллиарды не купишь, потому что никто не продаст! Их осталось только два — в музее городского транспорта в Москве и один у нас, в Нижегородском музее трамваев. Несмотря на название КМ (Коломенский моторный), этот красавец был выпущен на нашем Красном Сормове в 1935 году. Просто первая крупная серия вагонов этого типа была построена заводом в Коломне и поэтому получила обозначение КМ, а потом присоединились и сормовичи.
Всего КМ выпускались с 1926 по 1939 год. Вагоновожатый управляет таким вагоном стоя — одна рука на контролере, другая на ручном тормозе. Сидя их и не свернешь. Первоначально его рабочее место не было даже отгорожено от салона. Прямо за спиной вагоновожатого уже стояли пассажиры, входили и заходили через дверь около водителя. Створчатые двери пассажиры открывали сами, вручную. Первоначально в таких вагонах рабочих мест для вагоновожатого было два: спереди и сзади!
Поскольку трамваи сначала были однопутными, т. е. с одной колеей, вагончик на конечной не разворачивался, а просто водитель переходил в другой конец вагона, и трамвай ехал в обратную сторону. По этой же причине и двери были с двух сторон — и справа, и слева. Вагон на фото более поздний, поэтому двери уже с одной стороны. А вот пол, как и положено, решетчатый. Удобно ведь, когда грязь и пыль просто проваливаются сквозь пол! Только холодно. Никакой печки или другого обогрева конструкция не предусматривала. Всё по-спартански: сиденья жесткие, деревянные. На ходу такой вагон звонко дребезжит, как и положено было трамваям в вашем детстве.
Этот на ходу. Реставрация трамвайному депо стоила не один миллион, но дата того стоила — столетие нижегородского трамвая отмечали в 1996 году. Тогда еще существовал вагоноремонтный завод в Гордеевке, где трамвай и отреставрировали. Поставили новые дубовые окна и двери. К сожалению, вагоноремонтный завод у нашего электротранспортного хозяйства был отжат некими силами (не буду показывать пальцем) — территория кому-то понадобилась. В этом факте ответ на вопрос, почему в Нижнем трамваи выглядят как ветераны боевых действий. Вагон этот выставлялся на Рождественской на юбилей нижегородского трамвая. Бабушки плакали и вспоминали молодость.
Сейчас эта драгоценность стоит в трамвайном депо № 1. Но не на открытой площадке, как остальные экспонаты музея, а в ангаре. Его нельзя держать под открытым небом. Остальные тоже не очень «льзя». Но других возможностей нет. Трамвайщики мечтали о полноценном музее городского электротранспорта в Кремле, в здании манежа, где и находилось когда-то депо, но вопрос закрыт, здание отдано под другое.
Сейчас музей существует на энтузиазме одной-единственной сотрудницы. Все вагоны нужно снова консервировать, убирать из-под дождя и снега, с улицы. Нужно закрыть им кабины или возможность зайти внутрь сделать регламентированной. Под присмотром музейных работников ломать руль труднее. Пусть город найдет на это средства, а не только на юбилейную пыль в глаза. Я вас обязательно позову в гости к трамваям в мае. Просто наш трамвайный парк стоит в... яблоневом саду. Ну вы понимаете!
Согласны с автором?