С 20 по 23 августа в Нижнем Новгороде в четвертый раз пройдет фестиваль уличного искусства «Место». Мероприятие в очередной раз соберет художников со всей России — помимо ведущих нижегородских стрит-арт-артистов, будут участвовать 17 иногородних художников, среди которых есть настоящие звезды. Организаторы и участники рассказали некоторые подробности предстоящего события и подготовки к нему.
О фестивале «Место» в 2020 году
Никита Nomerz, уличный художник, один из организаторов фестиваля:
— Мы хотели сделать фестиваль международным, но эпидемия внесла свои коррективы, поэтому визит иностранцев откладывается на следующий год. Рады, что приезд творческих гостей из других городов страны все-таки состоится. Вообще у нас большая география: это художники из Москвы, Новосибирска, Севастополя, Рязани, Екатеринбурга, и конечно, местные авторы, из Нижнего.
Мы каждый год стараемся привезти художников из разных городов России, чтобы представить всё многообразие уличного искусства. Это художники, которые участвуют не только в российских, но и в зарубежных проектах. Все работают в разных стилях и техниках, и это тоже наша задача — показать всё многообразие уличного искусства. Кто-то делает более сложные художественные работы, кто-то развивает тему истории, кто-то делает текстовые проекты. Еще в этом году мы пригласили Михаила Psofа — автора, который вписывает себя в городскую среду, делает некие акции, перформансы. Интересно, что он придумает у нас, потому что подобные проекты заранее не придумываются. Художник специально приедет в город, будет готовить реквизит, искать себе локацию.
К слову, первые ребята уже отрисовали свои небольшие объекты. Это Максим Трулов и Ксюша Ласточка. В ближайшие дни уже можно будет посмотреть еще два рисунка. Приоткрою секрет: один будет в Портовом переулке, 2, а другой — на колоннах метромоста около Московского вокзала.
О программе фестиваля
Никита Nomerz, уличный художник, один из организаторов фестиваля:
— Официально фестиваль стартует 20 августа и заканчивается 23 августа. В день открытия в 19:00 запланирована выставка работ с участием художников. Сами художники приезжают немного раньше, чтобы постепенно рисовать. К 20 августа все работы выйдут на финишную прямую. В дни фестиваля нижегородцы и гости города смогут увидеть и процесс завершения работ, и готовые стрит-арты, а также поучаствовать в параллельной программе — посетить экскурсии и мастер-классы.
Закрытие фестиваля 23 августа пройдет на веранде отеля «Весна». Там тоже будут и встречи с художниками, и мастер-классы. Также мы проведем квест, где все желающие смогут попробовать ответить на загадки по работам прошлых лет и попытаться найти их в Нижнем. Победителей мы наградим подарками! Еще мы опубликуем онлайн-карту со всеми адресами новых рисунков фестиваля «Место» этого года, будут там и работы других фестивалей, и те, что нарисованы партизанским методом. Так что у тех, кто не сможет попасть на экскурсии, будет возможность самостоятельно организовать себе тур по нижегородскому стрит-арту.
Лидия Кузнецова, один из организаторов фестиваля:
— Из-за ограничений на каждое мероприятие фестиваля вход будет с ограниченным количеством людей — не более 30 человек. Будет предварительная регистрация на все уличные экскурсии, мастер-классы и лекции. Нужно будет поторопиться зарегистрироваться! В то же время все экскурсии и лекции будут транслироваться онлайн.
Майя Ковальски, один из организаторов фестиваля:
— В этом году на фестивале будет обширная параллельная программа. Пройдут не только экскурсии, но лекции, мастер-классы, а также выставка участников фестиваля. Многие художники привезли с собой полотна и объекты, которые они представят в «Галерее 9Б». Выставка будет идти всего три дня — с 20 по 23 августа.
О тематике работ
Кирилл Ведерников, уличный художник, участник фестиваля «Место»:
— Я уже второй раз на этом фестивале. На этот раз моя работа посвящена Нижегородской ярмарке. Мне хотелось показать, что русская культура состоит как из восточной, так и из европейских культур. Это некий синтез. И как раз Нижегородская ярмарка — хороший пример, когда культура торговцев Востока и Европы соединяется воедино. В этой работе я размышляю на эту тему за счет разных архитектурных элементов, образов, каких-то предметов быта. Моя задача — показать единое пространство и естественно вписать стрит-арт работу в нижегородскую архитектуру, чтобы было интересно и органично.
Роман Kreemos, уличный художник, участник фестиваля «Место»:
— В этом году я впервые участвую в фестивале «Место». Моя работа разместилась на опорах метромоста. Она состоит из двух частей. В строительстве мостов есть такая традиция — ограждать вход на переправу мифологическими существами. И у меня тоже будет два мифических существа, только те, которых придумал я. Это будут полулюди и полуслова. Поскольку я специализируюсь на трехмерных геометрических композициях, там будет написано два слова — «Солидарность» и «Поддержка». Надписи будут перетекать в человеческие фигуры. Эти слова я выбрал не случайно: основные функции моста — создавать связь и поддерживать её. Опоры поддерживают мост, и эти же функции можно перенести в плоскость социума.
Никита Nomerz, уличный художник, один из организаторов фестиваля:
— Разные объекты, стили, художники — каждый житель города и зритель найдет близкую для себя работу. В этом и есть смысл фестиваля «Место». Общей темы у работ нет. Например, рисунки Кирилла Ведерникова привязаны к истории города и локации. Роману в качестве полотна мы предложили метромост и тему, а он её уже развил в своей стилистике. Мы, как организаторы, предоставляем максимальную свободу, чтобы художники работали так, как они видят. Если участникам нужна какая-то информация, мы её подготавливаем: предоставляем фотографии, ищем исторические сводки, консультируемся с экспертами, музеями.
Например, Иван Найнти будет работать в Московском районе. Он взял тему авиазавода «Сокол». Это важное предприятие, где трудился наш летчик Валерий Чкалов. Рисунок, выполненный авторской стилистике, передаст эту историю. Художник из Севастополя Алексей Kislow будет работать в районе площади Лядова, будет делать фасад. Он создаст собирательный образ из неформальных символов Нижнего Новгорода, начиная от всеми известных синих заборов и заканчивая какими-то более понятными элементами, но в то же время не туристическими, а более субкультурными и ироническими.
Даже в тех работах, которые тематически не привязаны к локации, художники отталкиваются от архитектурной формы объекта, габаритов и уже создают свой эскиз.
О подготовке локаций
Никита Nomerz, уличный художник, один из организаторов фестиваля:
— Мы отбираем объекты в течение года. Это и то, что предлагают нам нижегородцы, написав на почту, и то, что мы с командой присматриваем сами. Составляем большую базу и начинаем с ней работать: согласовываем, насколько вообще возможно нанесение рисунка на эти объекты, далее предлагаем локацию художникам. Дальше художники выбирают тему, а мы курируем процесс подготовки макетов. Затем снова согласовываем — уже с департаментом архитектуры, с местными жителями, если это жилой дом, или собственниками технических сооружений. Это достаточно длительный процесс.
В этом году большая часть объектов расположена в Канавинском районе. Мы решили, что нужно отходить от центра города: там уже и так много объектов, в том числе нашего фестиваля. В других районах пока не так много уличного искусства. Тем не менее несколько объектов в центре города всё же появятся — на улице Горького, недалеко от площади Лядова. Пара рисунков будет в Печерах и два — в Московском районе. Всего около 30 мест. Весь список адресов (вместе с работами прошлых лет) появится на интерактивной карте 19 августа.
Как воспринимают стрит-арт обычные жители города
Никита Nomerz, уличный художник, один из организаторов фестиваля:
— Мы же занимаемся уличным искусством, а это всегда диалог со зрителем. Это более понятная и интересная история даже для тех, кто не погружен в эту культуру. Несмотря на сложные концептуальные работы, в целом нижегородцы за годы и фестиваля, и других стрит-арт мероприятий привыкли. Большое количество красивого стрит-арта воспитало зрителя, который с интересом следит за тем, что появляется в городе. Это можно заметить по экскурсиям, которые мы проводим. С каждым годом всё больше людей записывается на них. В прошлом году на наших маршрутах были толпы людей, причем разного возраста: от школьников до пожилых людей. Это были не только нижегородцы, но и гости города, которые специально приехали на фестиваль.
О том, как рождаются работы
Кирилл Ведерников, уличный художник, участник фестиваля «Место»:
— Это такая живая пластичная история. Каждый раз акт творения случается заново. Ты его не контролируешь. И всегда страшно стать заложником стилистики, уйти в повтор. Чтобы развивать свой стиль, ты его должен ломать, постоянно трансформировать, и тогда это будет живая история. Думаю, всё в этом мире устроено как раз по законам, что всё живое остается. Обычно ты находишь то, что тебя вдохновляет. Это может быть всё что угодно — от мысли до визуального образа. Это тебя побуждает копаться в этой истории, проникать в суть и бесконечно накидывать формы, какие-то пластические сочетания, чтобы выразить мысль. И пока ты не достигнешь какого-то результата, который тебя удовлетворяет, ты не остановишься. В итоге появляется интересная вещь. Когда ты создаешь работу, то на определенном этапе и работа тебя создает. Ты меняешься после каждого серьезного творения. Для нас это такой же важный опыт, некое путешествие. Это наша трансформация. Процесс создания — это диалог и с работой, и с собой. Это не какая-то короткая мысль, это огромный внутренний диалог. Поэтому иногда очень трудно сказать, о чем та или иная работа. Наверное, самое важное, чтобы она была искренней и чтобы это совпадало с твоим внутренним ощущением.
Роман Kreemos, уличный художник, участник фестиваля «Место»:
— Вместе с тем, что ты создаешь монументальную работу, тебе приходится пропускать через себя, проживать каждый миллиметр этой огромной стены. И в итоге ты меняешься.
О сохранении уличного искусства
Никита Nomerz, уличный художник, один из организаторов фестиваля:
— Мы стараемся следить за объектами, чтобы они жили и дальше после фестиваля, и их можно было найти. В этом тоже такая особенность фестиваля уличного искусства, что он существует не только в рамках официальных чисел, а круглый год. Плюс у нас, как организаторов, это еще и круглогодичная подготовка. Стрит-арт вообще — живая история. Работа не принадлежит автору. Когда ты сделал последний штрих, она уже живет самостоятельно. Существует взаимодействие с прохожими, хулиганами, погодными условиями, службами, которые следят за стенами. В этом году запланировано на реставрацию нескольких объектов, например, крокодил на Канавинском мосту.
Кирилл Ведерников, уличный художник, участник фестиваля «Место»:
— Вообще даже интересно, как работа разрушается. Я — художник-реставратор по образованию. Эстетика произведения, которая впитала в себя отпечаток времени, это очень важно. Мне кажется, какие-то уличные работы с потеками и осыпью лакокрасочного слоя — это даже интересно. Работа становится более живой, живописной, пропитывается временем. И даже, наверное, не все стоит реставрировать. В этом тоже своя эстетика есть. Конечно, хотелось бы уделить особое внимание сохранению работ, чтобы в будущем в нашем климате они дольше держались. Это тоже надо продумывать. У меня много работ пострадало, хотя я больше живописью занимаюсь. Отказался от баллончиков, стараюсь всё делать красками, грунтовать и покрывать лаком по технологии, но картины всё равно разрушаются. Возможно, нужно провести какие-то исследования по этому поводу. Многие художники делают монументальные вещи, и хотелось бы, чтобы их работы сохранялись.