Выставка произведений русских импрессионистов «Движение к свету» открылась в Нижегородском государственном художественном музее. Она включает около 80 полотен конца XIX — начала XX века из собраний Третьяковской галереи, Русского музея и музеев Казани, Екатеринбурга, Перми, Владивостока, Самары и Нижнего Новгорода.
Экспозиция занимает несколько залов на третьем этаже музея. В них представлены портреты, пейзажи, натюрморты Константина Коровина, Игоря Грабаря, Сергея Виноградова, Константина Юона, Ильи Репина, Валентина Серова, Бориса Кустодиева и других мастеров. Для кого-то из авторов импрессионизм был основным направлением творчества, а кто-то к нему обращался лишь на определенном этапе. Кроме громких имен, знакомых многим, на информационных карточках к картинам можно найти и неизвестные широкой публике: Мария Башкирцева, Константин Горбатов, Николай Тархов, Михаил Демьянов, Николай Мещерин.
Среди произведений русских живописцев «затерялась» одно, созданное французским автором. Это картина Огюста Ренуара «Женщина, смотрящая на птичку». Организаторы решили добавить ее в связи с тем, что она принадлежит кисти одного из основоположников импрессионизма. Это своеобразная отсылка к истории художественного течения. Выставка носит, в том числе, и просветительский характер.
— Казалось бы, про импрессионизм знают все, но когда начинаешь спрашивать что-то про художников, называют в основном французов: Моне, Ренуара… Мы забываем, что у нас тоже было такое движение. Импрессионизм — это некая архетипическая реальность. К ней рано или поздно живописцы пришли в разных странах, — отмечает куратор, искусствовед, ученый секретарь НГХМ Ирина Миронова.
По ее словам, название выставки — «Движение к свету» — связано с основной революцией, которую произвели импрессионисты.
— Они стали изображать свет цветом, красками. Может быть поэтому для них не так был важен сюжет. Клод Моне мог писать Руанский собор двадцать раз подряд. Утром, вечером, на заходе солнца. Свет менялся — менялась и тема. У русских все было несколько иначе, — поясняет искусствовед. — Им было важно содержание, понятийный смысл. Они обращались не только к глазу, но и к чувствам человека.
Ирина Миронова при посещении выставки рекомендует обратить внимание на картину «Париж» Константина Коровина. В этой работе можно найти и черты, присущие французскому импрессионизму, и те, что свидетельствуют о русском происхождении художника. Французы практически не писали ночных пейзажей и не использовали черный цвет, русские же не пугались этой краски и умело ее «оркестровали».
На пути из одного блока залов в другой организаторы установили лайтбоксы с изображениями картин русских и французских художников и их цитат о творчестве. Этот ход также играет на сопоставление характера творчества живописцев из разных стран.
Выставка «Движение к свету» продлится по 18 ноября.
А что вы знаете о художниках-импрессионистах? Проверьте себя с помощью нашего теста!