Сеть кофеен для офисных сотрудников Coffee Molly развивается в Нижнем Новгороде с 2015 года. Ее владелица Ирина Ускова признается, что своим бизнесом хотела помочь «офисному планктону», к которому она сама себя совсем недавно относила. Первая кофейня открылась как раз в бизнес-центре, где работала раньше Ирина. С того момента в офисных центрах города появились шесть кофеен бренда, а их владелица даже написала книгу о своем опыте «Кофейня без франшиз».
NN.RU рассказывает историю развития Coffee Molly. В новом выпуске «Маленького, но гордого бизнеса» — о важности продуманной концепции, сложностях в работе с персоналом и страхах, мешающих предпринимателям.
Рецепт бизнеса, подсмотренный в США
До того как начать свое дело, Ирина долгое время работала в продажах в различных отраслях: IT, строительстве, дизайне. А потом ушла в декрет. Родив ребенка, она поняла, что больше не хочет возвращаться в найм. Дети сильно поменяли ценности и понимание важности времени.
Изначально будущий предприниматель рассматривала несколько вариантов бизнеса, были и задумки, связанные с детьми и воспитанием, и даже с организацией мероприятий. Но все решила поездка в США.
— Мы как раз тогда с мужем впервые съездили в США. Это была наша большая мечта. Там я окончательно сформулировала для себя мысль, что для меня важно быть полезной офисной аудитории. В США очень развита привычка пить кофе каждый день. Простой, вкусный, доступный кофе. Я подумала, что кофе для офисных сотрудников — это отличная концепция, которая не может не сработать, — поведала предпринимательница.
Выбранная концепция предполагала открытие кофеен в офисных центрах, а не в торговых центрах или пешеходных зонах, что помогло сэкономить на аренде, отстроиться от конкурентов и выжить во время пандемии.
Открытие первой точки
Первая кофейня появилась в 2015 году в БЦ «Орбита», где располагается компания, в которой Ирина Ускова работала долгое время.
— Я нашла первый небольшой клочок площадью 5 кв. м. Когда место было найдено, была задача вписаться в него. Пока создавался проект кофейни, я нашла оборудование, поставщиков и сотрудников. В создании первой кофейни участвовали проектировщик, прораб и я, — говорит Ирина Ускова.
Открытие первой кофейни обошлось всего в 200 тыс. руб. Средства героиня взяла взаймы у своей мамы.
— Я взяла ровно ту сумму, которую, в случае потери, я смогу ей отдать. Договоренность была такой: что бы ни случилось, я верну деньги через полгода, — вспоминает она.
«Нет опыта? Ну и что?!»
— Я убеждена, что мы сами себе выдумываем сложности. В строительном рынке меня научили, что не надо строить «яму предположений». Не надо думать, нужно идти, делать и спрашивать. Ну нет опыта, ну и что? Спроси у кого-то, у кого он есть, — считает бизнес-леди.
В качестве примера она приводит разговор с поставщиком кофе:
— Я обратилась за советом, какой кофе выбрать, на что получила гениальный ответ: «Самое главное, чтобы тебе нравилось. Это твоя кофейня, сделай так, чтобы тебе самой хотелось пить этот кофе каждый день», — Ирина признает, что ее главные преимущества — это умение продавать, желание общаться с людьми и быть для них полезной.
По ее словам, одна из главных сложностей для нее в этом бизнесе — это управление персоналом:
— Было сложно понимать, почему они так быстро сдаются, так часто меняют работу, могут пропасть и не брать трубки. Мне очень многие вещи казались ненормальными, я ко многому привыкала.
Владелица сети кофеен долго искала решение для этой задачи, пыталась даже автоматизировать работу с персоналом, но все было напрасно.
— Я долго честно пыталась этот процесс автоматизировать, но автоматизации человеческие отношения не поддаются. Для меня реально болезненно, что я не могу подогнать управление персоналом под какую-то схему. Моим решением стало найти человека, который может в этом хаосе существовать. Мне до сих пор тяжело решать эти проблемы с поиском и обучением новых людей. У меня есть верный помощник Владимир, которые имеет большой опыт в общепите, — отметила предпринимательница.
Как смириться с закрытием?
Также Ирине пришлось смириться с мыслью, что иногда закрывать неуспешные точки приходится, и это не всегда поражение.
— Нужно понимать, что может произойти такая ситуация, что придется что-то закрыть. Это непростое решение. Мы открывали кофейню в Казани, но она, увы, проработала только три месяца. Была кофейня, которая была даже полностью построена, но она не открылась вообще. Были кофейни, которые просто не выстрелили. Это большой урок. Долгое время я воспринимала закрытие как проигрыш. А я не люблю проигрывать. Я училась видеть в закрытии пользу да и вообще просто быть к этому готовой, — объясняет Ирина Ускова.
«Была в глубочайшей депрессии»
Первые несколько недель с начала эпидемии коронавируса для всех были тяжелыми. Особенно для предпринимателей. Вот как владелица Coffee Molly вспоминает то время:
— Я была в глубочайшей депрессии две недели. Целыми днями просто смотрела сериалы. Мне хотелось отстраниться, думать, что это сон, сейчас это закончится и будет все как раньше. Я была не готова к тому, что сейчас нужно будет вообще все менять. Я не понимала, за что хвататься, что именно решать: снижать аренду, съезжать, успокаивать ребят, вывозить скоропортящиеся продукты? Все окружающие начали совершать действия ради действий.
Когда прошел первый испуг, Ирина Ускова поняла, что больше всего ее беспокоит судьба сотрудников, и начала разговаривать с каждым по очереди.
— Я задавала каждому вопросы о долгах, финансовом положении, пытаясь понять, что делать, если мы какое-то время не сможем работать и все, что у нас есть, надо будет как-то поделить. Я поняла, что не все так плохо, что у каждого есть запасной план. Со многими я обсудила самые ужасные расклады. Потому что я понимала, что если у кого-то будет сложная финансовая ситуация, именно я буду помогать, — отметила она.
Компания планомерно начала сокращать расходы, удалось договориться с производителями, поставщиками, арендодателями. Ежемесячная выручка сети до пандемии составляла порядка 2 млн руб. в месяц, в апреле же она упала до 300 тыс.
— В итоге мы ушли в минус на 50 тысяч. Я думала, что будет гораздо хуже. А в следующем месяце уже вышли в плюс. Было не страшно терять деньги, было страшно, что не сможем всех поддержать. Была ответственность за всех, кто со мной давно и кто поддерживал меня не раз, — подчеркивает героиня.
Coffee Molly повезло: многие кофейни сети расположены на первых этажах, и во время пандемии обеспечивали кофе офисных сотрудников, продолживших работать.
Что дальше?
Ирина Ускова планирует и дальше развивать сеть кофеен, однако в ближайшее время собирается попробовать себя в другом проекте, связанном с помощью людям.
— Для меня эта ситуация оказалась очень важной. Сейчас я пытаюсь создать свой личный бренд, который не будет ассоциироваться только лишь с кофейнями. Я хочу сделать новый федеральный проект, который, скорее всего, будет в интернете. Он связан с помощью людям в борьбе со своими собственными страхами. Для меня это возможность жить в любой стране и не зависеть от пандемии и других внешних факторов. Для меня помощь людям — это работа, которая никогда не кончится и от которой никогда невозможно устать. Кофейни — законченный проект. Он оформлен в том виде, в котором сейчас есть. Надо идти дальше и делать проекты, у которых не будет никакой локации. Пандемия научила меня, что лучше не иметь сильную привязку к месту.