В мае 2024 года в Нижнем Новгороде на конференции ЦИПР представили возрожденные в новом виде автомобили Volga. Выпуск машин обещали начать в 2024 году, а производство полного цикла на базе нижегородского автокластера — в 2025-м. Судя по всему, не случилось даже первого. Уже несколько месяцев о проекте нет никаких новостей, а у бренда даже не появилось официального сайта. Что не так с возрождением «возрожденной», разбирался корреспондент NN.RU.
Volga прогремела на всю страну весной этого года. Но не столько тем, что в Нижнем Новгороде будут возрождать легендарные автомобили, сколько казусом с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Видео, как он критикует автомобиль за китайский руль, моментально завирусилось в соцсетях. «Это же не так сложно, как локализовать коробку и все остальные элементы», — заявил Мишустин.
Проектом возрождения «Волги» должна заниматься нижегородская компания «Производство легковых автомобилей». Всего на ЦИПРе представили три модели разных габаритов: Volga С40 (седан) класса D, Volga К30 (кроссовер), Volga К40 (кроссовер). На конференции заявили, что выпускать машины начнут в 2024 году, а в 2025-м производство якобы перейдет в режим полного цикла.
Что до технических характеристик, как хвалились на ЦИПРе, во всех трех моделях установлен современный бензиновый мотор мощностью 188 лошадиных сил и семиступенчатая автоматическая коробка передач. Якобы новые «Волги» оснащены интеллектуальными системами помощи водителю, а в мультимедийную систему интегрировали отечественные сервисы.
Комплиментарно о проекте отзывался и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Он высказал мнение, что в регионе сохранилось всё необходимое оборудование, использовавшееся для производства машин такого уровня. Губернатор добавил, что это позволит людям получать автомобили высокого качества. Вместе с тем не исключается, что новые Volga закупят и в автопарк госорганов.
Однако в представленных моделях автоэксперты быстро распознали китайские автомобили. К примеру, Volga C40 в кузове седана — это Changan Raeton Plus. Конкретно эту модель официально в Россию не поставляют. «Раетон» появился в Китае еще в 2017 году, но в 2022-м претерпел рестайлинг, поэтому выглядит в духе современных моделей Changan.
Еще одна модель — Volga K30. Она идет на базе Changan Oshan X5 Plus. Это среднеразмерный кроссовер с объемом двигателя в 1,5 литра и 188 лошадиными силами. Привод — только на передние колёса.
Другая модель — Volga K40 на базе Changan Uni-Z. Это большой внедорожник с интересным дизайном и богатым оснащением салона. В китайских авто есть две версии. Первая — стандартный турбомотор объемом 1,5 литра на 188 л. с., вторая — гибрид на базе двигателя того же объема мощностью 98 л. с.
Эксперты прогнозировали, что цены на новую Volga стартовали бы от 2,5 миллиона рублей. По такой цене, возможно, выставят седан Volga C40. Кроссоверы K30 и К40, по прогнозам автоэкспертов, обойдутся покупателям дороже — от 2,5 до 3 млн и от 3 до 3,5 млн рублей соответственно.
Казалось бы, уже и цены спрогнозированы, и Минпромторг рассчитывал на досрочный запуск производства, и покупательский интерес подогрели — летом заявили, что якобы в базовые комплектации Volga добавят специальные «теплые» опции вроде подогрева руля и боковых зеркал. Но запуска проекта под конец декабря 2024 года так и не случилось.
Надо сказать, что некоторые эксперты изначально не верили в возрождение «Волги». Как минимум скептически отнеслись к локализации производства, поскольку считали, что китайцам оно совершенно не нужно.
Чтобы узнать, почему мы на текущий момент так и не увидели массовое производство Volga, корреспондент NN.RU обратился за комментарием к вице-премьеру Национального автомобильного союза Антону Шапарину. По его словам, проект возрожденной «Волги» существовал исключительно в пиар-пространстве, а также очень сильно зависел и продолжает зависеть от китайских партнеров.
— Партнеры тормозят, машины не поставляют, логотипы клеить не на что. Следовательно, никакой «Волги» и не существует. Партнеры не будут тормозить, соответственно, мгновенно появится что-то, что назовут «Волгой»… На китайскую машину наклеивают логотип и называют ее российской. Для того чтобы это произошло, нужно, чтобы китайскую машину привезли китайцы. Тогда можно будет ее называть хоть «Волгой», хоть «Енисеем». А ее нет. Это полностью зависящий от китайцев проект, — считает Шапарин.
Эксперт также добавил, что нет уверенности в том, что китайцы согласны на локализацию производства автомобилей в России. Хотя бы на то, чтобы производить компоненты на действующих заводах Нижнего. Шапарин допускает, что даже во время презентации проекта договоренности об этом могло и не быть.
— Не факт, что китайцы получат в данном случае необходимые для этого преференции. Не факт, что они готовы идти на какую-то локализацию, которую будут требовать наши чиновники. Китайцев, скорее всего, особо не спросили. А показали «Волгу», не договорившись финально. Даже когда финально договариваются… У АвтоВАЗа сколько проектов было с китайцами? И где? И что? И как? И нет ничего… Мы не знаем, какие были договоренности с китайцами. И были ли вообще. Или просто решили на выставке председателю правительства показать, чтобы их похвалили. А там когда сроки пройдут, глядишь, все и забудут, — заключил Шапарин.
Напомним, попытки возродить «Волгу» на иностранной платформе предпринимались и раньше. В 2005–2009 годах Горьковский завод выпускал Volga Siber на базе устаревшего Chrysler Sebring. По размерам, кстати, автомобиль был почти идентичен Changan Raeton Plus. Спросом Siber не пользовался: отчасти проект подкосил кризис 2008–2009 годов, но в большей степени неудачный исходник. Россия в то время активно пересаживалась на практичные «бюджетные иномарки», включая Renault Logan, Ford Focus, Chevrolet Lacetti, так что архаичный и прожорливый «Сайбер», сделанный под американский рынок 90-х годов, не пошел.
Позднее на ГАЗе наладили выпуск Chevrolet Aveo, и затем крупным «арендатором» стала марка Skoda, которая собирала здесь несколько моделей: Skoda Kodiaq, Karoq, Octavia плюс Volkswagen Taos. После ухода чешской марки весной 2022 года производство закрыли, а ГАЗ сосредоточился на выпуске коммерческой техники.