![](https://n1s1.hsmedia.ru/62/ae/81/62ae818efa9e865990986a42dd8c4b3e/656x370_1:5723_82e2ecdffdb525addd6cf994caa1f4dc@1500x844_0xX00FUejJ_1968230978330029739.jpg.webp)
В России наблюдается беспрецедентный интерес к подержанным автомобилям. По данным агентства «Автостат», за пять месяцев 2023 года реализовано 2,25 млн автомобилей с пробегом против порядка 300 тысяч новых. Это значит, что соотношение подержанных машин к новым достигло семикратной величины, что значительно выше докризисных уровней. Например, в 2017 году этот коэффициент был 3,3 единицы, то есть с тех пор удельная доля «бэушек» выросла вдвое, как подскочил и спрос на японские праворульные машины.
Объем вторичного рынка по итогам пяти месяцев 2023 года возрос сразу на четверть. Май и вовсе установил локальный рекорд — было продано более полумиллиона подержанных машин, что в полтора раза больше, чем в мае 2022 года. Последний раз столь высокая активность на вторичке наблюдалась еще до начала СВО, в конце 2021 года, и тогда триггером был постковидный дефицит машин.
А при чем тут Куба? Остров Свободы прославился на весь мир колоритностью своего автопарка, который даже в наше время пестрит старомодными американскими и советскими автомобилями. Причины этого похожи на те, что разрушают авторынок России: в 1959 году постреволюционная Куба попала под эмбарго США, поставки машин в страну прекратились, а гражданам запретили продавать автомобили, выпущенные после 1959 года. России подобный сценарий в чистом виде не грозит, потому что страна обладает собственным автопромом плюс поставки продолжает Китай. Но полпути до кубинского варианта мы все-таки прошли.
Резкое увеличение цен на первичном рынке толкает вверх и стоимость б/у автомобилей. Их средняя цена достигла 1,385 млн рублей, превысив прошлогодний показатель на 15%. За эту осредненную цену сегодня можно купить, например, относительно свежие Renault Logan/Sandero, а из машин в возрасте до 5 лет — Skoda Rapid, KIA Rio или Renault Duster.
Рейтинг марок и моделей
Уже который месяц в лидерах вторичного рынка отнюдь не «Лады», а Ford Focus: он перепродается в количестве более 10 тысяч штук в месяц. За ним идет Hyundai Solaris, а далее лучшая из «Лад» — ВАЗ-2114. Следом расположилась KIA Rio, и, кстати, если сложить ее результат с «Солярисом», то дуэт корейских близнецов был бы лидером вторичного рынка (это ведь, по сути, одна модель). Большим спросом на вторичке пользуется неизменная Toyota с моделями Corolla и Camry, а также прочие модели «Лады», включая ВАЗ-2107, который продается в количестве почти 9 тысяч автомобилей в месяц. И это — спустя полвека с дебюта первых «Жигулей».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/36/43/15/36431564bdf84ee07a511fe04804bf5a/656x370_1_52295cd8558135ec7356bdca254bd856@1280x721_0xCrkLyXPU_7591902036500434083.jpg.webp)
Lada же предсказуемо лидирует в зачете марок, за ней расположилась Toyota (в том числе за счет праворульных экземпляров), далее KIA и Hyundai, а замыкает пятерку Nissan.
«Китайцы» буксуют
На первичном рынке чайнакары бьют личные рекорды, и их доля приближается к 50% от общего числа проданных машин. Поэтому всё чаще возникает вопрос, реально ли продать китайский автомобиль на вторичном рынке? Пока новости не слишком обнадеживающие — продажи «китайцев» на вторичке стагнируют, и за первые пять месяцев было куплено 42,5 тысячи машин из КНР, что соответствует уровню прошлого года. Доля китайцев на вторичном рынке по-прежнему ничтожна — лишь 2%. По итогам же первых четырех месяцев продажи китайских автомобилей на вторичке и вовсе упали.
Большая часть спроса приходится на «китайцев» в возрасте более 10 лет, они обеспечивают половину всех продаж. Чайнакары пока выбирает небогатая клиентура, которая ищет иномарку по низкой цене. Например, Chery Tiggo (T11) в возрасте 10–13 лет стоят в среднем около 400 тысяч рублей (есть и дешевле): это вдвое меньше, чем новая Lada Granta в бедненькой комплектации.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6d/e7/7e/6de77e23d495a26200b231cf345414d9/656x426_1_05c1eec8e902205323396877bbba0d3a@1280x830_0xVHxARUXz_6648313696236259412.jpg.webp)
Из китайских автомобилей на вторичном рынке наибольшей популярностью пользуется бренд Chery, за ним следует Geely, потом обанкротившийся Lifan, далее Great Wall и Haval. Впрочем, этот рейтинг не говорит о ликвидности марок: «Чери» лидирует, потому что продается дольше и активнее других марок уже почти 20 лет. А тот же Haval пришел в Россию лишь в 2014 году, поэтому и на вторичном рынке его меньше.
Постепенно растет интерес к китайским машинам новой волны, например, доля чайнакаров в возрасте 3–6 лет увеличилась за год с 10 до 18%. Но вот продажи китайских трехлеток, наоборот, сократились, что связано, скорее, с отказом продавцов расставаться с достаточно свежей машиной. Интересно, что в случае со многими китайскими автомобилями цена перепродажи выше, чем стоимость новой машины в год покупки. Например, по данным «Автостата», трехлетний Chery Tiggo 4 стоит сейчас в полтора раза больше, чем три года назад стоил новый.
Последнее обстоятельство справедливо и для других моделей. Например, Toyota Corolla турецкой сборки (такие поставлялись в Россию) в 2019 году в версии с вариатором стоила в районе 1,4–1,5 млн рублей, максимум — 1,7 млн. Сейчас автомобили этого года продаются в основном за 2 млн рублей.
Электромобили разменяли тысячу
Из других экзотических тенденций — увеличение спроса на подержанные электромобили. В мае их купили более 1000 штук, и сегмент демонстрирует уверенную динамику. Лидером был и остается Nissan Leaf, занимающий почти 60% рынка, на втором месте Tesla Model 3, а вот третьим идет «параллельный» Hyundai Kona. Остальные модели электромобилей на вторичном рынке расходятся в штучных количествах.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/08/ab/23/08ab23cded122fb7360ed8f66e0578a9/656x430_1_b9544ebf7d1f1642622b882d8e3e7d12@1280x839_0xOYYbhLQn_1755945267760064939.jpg.webp)
Кстати, растет и рынок новых электромобилей, которые в мае купили в количестве 861 штуки — абсолютный рекорд для России. Но список востребованных моделей отличается от рейтинга вторичных моделей. Из общего — только Tesla Model 3. В остальном среди новых электромобилей спросом пользуются ввезенные параллельным импортом Volswagen ID.4 и ID.6, а также продукция липецкого Evolute (в основном седан i-Pro). Наш недавний тест электрического «Москвича-3е» показал, что машины с таким приводом уже не кажутся безнадежными.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e6/0e/da/e60edaaa33ba16d069a64fc3aa22edab/984x1230_1_7ad5ea51fcb2a6fc8059bac649bd961e@1280x1600_0xuZWCIu3x_0808914251631864709.jpg.webp)
Главным автомобильным событием июня стало возвращение новой Lada Vesta, но ее стоимость обескураживает. Тем более автомобиль сложно купить без навязанного допоборудования. Стоимость получилась настолько высокой, что выбор альтернатив есть и на вторичном рынке, и даже среди новых иномарок.
Также вернулся интерес к праворульным японским автомобилям: вот обзор аукционных машин и анализ их цены.