Автомобильный рынок в России встряхнуло практически сразу после объявления спецоперации. Встали конвейеры, дилеры подняли цены, а зарубежные компании приостановили отгрузку автомобилей. Отрасль начала серьезно трансформироваться. Это видно и по статистике продаж новых автомобилей. К примеру, в Нижегородской области они упали с начала года примерно в три раза.
Что сейчас происходит с автомобильным рынком, сколько стоят машины на вторичке и будет ли откат цен — разбираемся в нашем материале.
«Спрос многократно превышает предложение»
Рост цен после весенней паники несколько замедлился, но стоимость автомобилей все еще остается высокой. Hyundai Solaris Active, который в январе продавали от 970 тысяч рублей, теперь стоит более 1,4 млн рублей. Похожая ситуация и со многими другими марками.
— Был дикий всплеск цен на машины, и сейчас идет все в принципе на спад. Тенденция особо не поменялась: хороших машин по рынку мало, плохих много. Большинство машин, наши, нижегородские, — это привезенные из Москвы автомобили, которые реализуют перекупщики. По новым машинам поставок стало меньше, наценки дилеров стали больше, дилеры постепенно уже задыхаются, — сообщил автоподборщик Андрей Котков.
По его словам, поставки в нижегородские салоны стали ощутимо меньше. В пример Котков привел компанию «АГАТ», где он раньше работал. Если в прошлом у них на площадке Hyundai было 50 автомобилей, теперь их в наличии порядка 15.
Другой нижегородский автоподборщик Сергей Кулагин отмечает подорожание автомобилей в конце осени. Это, по его оценке, связано с поднявшимся спросом со стороны автовладельцев.
— Покупают даже те, кто откладывал это со времен ковида. Они видят, что цены на машины растут, у них паника. <...> Сейчас спрос многократно превышает предложение. Допустим, даже два года назад я искал машины по Нижегородской области, а сейчас я прихватываю Владимирскую область, Москву, Московскую область.
Сергей Кулагин добавил, что в целом рынок сильно сократился, «даже автомобили с пробегом мало продают».
За сколько сейчас можно купить новый автомобиль
2021 год остался в истории автомобильной отрасли как время рекордного роста стоимости автомобилей. Виной тому микропроцессорный кризис — общая для мира проблема, решить которую не могут до сих пор.
Почему произошел микропроцессорный кризис
Микропроцессорный кризис является одним из последствий пандемии, начавшейся в 2020 году: в первую волну ковидных ограничений ключевые производители микросхем в Юго-Восточной Азии сократили выпуск, и отложенный эффект простоя начал ощущаться автопромом уже в конце 2020 года.
В 2021-м кризис привел к разрыву логистических цепочек автопрома, привыкшего к точным поставкам автокомпонентов по принципу just-in-time. Это спровоцировало регулярную остановку автопроизводств как в России, так и в других странах, а также привело к резкому и зачастую непредсказуемому сокращению поставок товарных машин дилерам.
Как и прогнозировали эксперты, с приходом нового года тенденция не изменилась, и в январе дилерские центры вновь обновили ценники на машины. А затем началась спецоперация и последовавшая за ней перестройка автомобильного рынка.
Стоимость популярных зарубежных марок выросла на сотни тысяч рублей. Возьмем для примера Renault Duster. По данным на сайте официального дилера «Нижегородец», в середине ноября его можно было купить от 1,9 млн рублей, тогда как в начале года он стоил от 1,1 млн рублей.
Не так резко, но подскочили цены и на отечественные машины. Так, минимальная цена на Lada Granta выросла с января примерно на 13%.
Постепенно российский рынок завоевывают китайские машины. Автоподборщик Андрей Котков считает, что в скором времени наступит момент, когда новые автомобили в России в основном будут китайскими, а остальные бренды продолжат покидать рынок.
— Сейчас [китайские автомобили] на порядок выше, больше оснащения, машина стала интереснее, но есть и свои минусы. Машины больше как маркетинговые: коробка либо робот, либо вариатор стоит, полуторалитровый турбиновый движок раздутый, то есть люди еще не особо готовы к таким машинам, — сообщил Котков.
Автоподборщик Сергей Кулагин отметил, что «китайцы», пользуясь своим доминирующим положением в этой ситуации, не упустят выгоду. Так, по его словам, автомобиль HAVAL в феврале стоил 2,5 миллиона, сейчас его стоимость поднялась до 4,5 миллионов рублей.
— Цены могут пойти вниз, если у нас государство немножечко подсуетится в этом плане и отрегулирует таможенные пошлины. <...> Да, кто-то ввозит параллельным импортом по каким-то серым схемам, но это капля в море, — добавил Кулагин.
Что происходит на вторичке
Когда взлетели цены и новые автомобили оказались для многих людей не по карману, еще больше выросла популярность рынка машин с пробегом. По данным «Авито Авто», в период с мая по август продажи автомобилей с пробегом в Нижегородской области выросли на 38,8% по сравнению с началом года.
Популярные автомобили на вторичке — KIA Rio, Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Renault Duster. Отечественные автомобили, как отметил Сергей Кулагин, в рамках подбора рассматривают реже — стоимость той же Lada Vesta на рынке подержанных машин перевалила за миллион. За эти деньги покупатели охотнее выбирают зарубежные марки.
Сергей Кулагин считает, что в ближайшие годы ситуация не изменится, и желающим купить автомобиль стоит привыкнуть к новой реальности.
Если раньше, по его словам, люди при покупке машины на вторичке придирались к каждой мелочи, то теперь все происходит иначе — покупатели готовы принимать незначительные недостатки. По мнению автоподборщика, это разумный подход, а те, кто не перестроился — «до сих пор в поиске».
— Население, слава богу, успело накупить за это время автомобилей. Нам хватит на года три, но все равно дефицит будет нарастать. Сейчас главное, чтобы были запчасти.