![](https://n1s1.hsmedia.ru/12/ac/f2/12acf22acf00c8fc3c38c1a51f2c6768/656x438_1_791c184a4e955838e5fa58a70af8bf33@1680x1120_0xRaP6Xhmy_6267315628471387437.jpg.webp)
Многие профессии предполагают удалённую работу, но ремесло автогонщика к ним не относится. Однако гоняться дома можно вполне на автосимуляторе. О том, является ли это только развлечением или реальной тренировкой, мы спросили раллийного пилота Николая Грязина, чемпиона Европы по ралли (класс U28) и действующего участника WRC2 в составе команды Hyundai.
Что интересно, Николай использует отнюдь не новую игру Richard Burns Rally, выпущенную ещё в 2004 году. Не слишком ли она примитивна для профессионального раллиста?
— Нет, она до сих пор не превзойдённая в плане физики поведения автомобиля, а кроме того, у неё открытый код, что позволяет желающим создавать свои трассы, автомобили и физические модели, — отвечает Николай.
За счёт постоянных апгрейдов физика автомобиля воспроизведена очень точно: правда, речь идёт об индивидуальных настройках, которые Николай использует «под себя», поэтому в «гражданской» версии игры поведение машин может быть другим.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/28/7e/8e/287e8ee7603ab4c65f97fecce877f347/656x437_1_ff12cba3f0fa536517a13d2aab73c2ca@1680x1119_0x0Dv7hd07_7973160853124611423.jpg.webp)
Николай использует полноценный гоночный симулятор с очками виртуальной реальности и полным набором органов управления, включая подрулевые лепестки для переключения передач, как в современном раллийном болиде.
Пилотажные ощущения также близки к реальным, но с оговорками, например, не хватает данных от вестибулярного аппарата. Например, заносы гонщики не столько «видят», сколько ощущают пятой точкой (на самом деле, мозжечком). В остальном ощущения на руле и педалях, а также видеоряд близки к реальными, поэтому симулятор вполне подходит для поддержания рефлексов и скорости реакции.
А ещё — для детального изучения трасс. Штурман Николая челябинец Ярослав Фёдоров рассказывает:
— Некоторые детали трасс скопированы в мельчайших подробностях, и это позволяет освоить их не выходя из дома. В прошлом году Коля наизусть выучил спецучасток Semetin на Barum Rally с помощью симулятора, и потом в реальной гонке мы установили там рекорд прохождения: он настолько знал трассу, что ехал практически без стенограммы. После гонки к нам подходили соперники и говорили: «Нет, так ездить нельзя!»
Видео предоставлено Николаем Грязиным
Помимо прочего симулятор позволяет пробовать разные настройки: для обычных геймеров они не так значимы, но профессиональный пилот чувствует нюансы работа дифференциалов, подбор передаточных чисел и картографию мотора.
И всё же симулятор — это компромисс, который не даёт полноты ощущений, в том числе ощущения риска. Да и радость победы ограничена, поэтому Николай и Ярослав с нетерпением ждут возобновления сезона. Правда, из-за пандемии несколько этапов уже отменили, но есть шанс, что гонки возобновятся в середине лета.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/12/0d/7e/120d7eabd39486f72ce4b0acdb8a33e6/656x437_1_8d6a69f459400cd8dd12126304c31cfa@1680x1119_0xcgHVBEs8_4456946911661182219.jpg.webp)
Перед этим экипажу Грязина и Фёдорова удалось блестяще выступить на ралли в Мексике, где россияне во время дебюта заняли сразу второе место в своей категории WRC2. После этого, правда, им пришлось с трудом возвращаться в Россию и садиться на принудительный карантин. Кстати, работу штурманом Ярослав Фёдоров получил, просто отправив резюме.