![](https://n1s1.hsmedia.ru/43/08/ef/4308efc85732b054dadd021eccc8d9c4/656x440_1:5723_b7c88dfe5dd3d0df64d8ce377f1ebe08@2999x2008_0xudEGVL1v_9413079710859496089.jpg.webp)
Продажи автомобилей в первой половине апреля почти остановились, однако цены на них продолжили расти устрашающими темпами. С окончанием пандемии (мы верим, что она конечна) нас ждёт совсем другая реальность и совсем другие цены на машины. И о тенденции можно судить уже сейчас.
Пока главным мотиватором подорожания остаётся подешевевший рубль: несмотря на некоторое восстановление, за время «нефтяных войн» он упал на 20% (относительно январского курса). Это произошло на фоне резкого удешевления нефти.
Автопроизводители отреагировали не сразу, но уже с середины марта началась волна подорожания, и ко второй половине апреля прайс-листы изменили все значимые для авторынка марки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/13/ab/1e/13ab1ecaaf1149a6601d90b2a8568ad6/656x488_1_1a9b609e80d40b6b6095356d8f7b3dfd@1024x761_0xBrXE2UW6_5471977968404169707.jpg.webp)
Таких скачков в ценах в абсолютном выражении не было уже давно. Например, седаны Citroen C4 подорожали на 50–70 тысяч рублей, а кроссоверы C5 Aircross — на сумму до 100 тысяч. У родственной марки Peugeot некоторые кроссоверы прибавили и вовсе под 300 тысяч рублей (по данным агентства «Автостат»). SKODA Kodiaq в некоторых версиях нарастила прайсы на суммы более 100 тысяч, а Mazda CX-5 — до 46 тысяч.
У Toyota подорожал практически весь модельный ряд: так, Camry питерской сборки прибавила около 50 тысяч рублей, Land Cruiser — до 100 тысяч, а его брат Prado — до 130 тысяч.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/d0/bd/32d0bde20082b878847fb3b6747b7a9e/656x440_1:5723_e16c59442ffeed1bd8cf8c7727b756e3@1280x857_0xgW9LjKb0_2758598697016245582.jpg.webp)
Ощутимо подорожали Nissan, например, некоторые комплектации кроссовера Qashqai стали на 70 тысяч дороже, у X-Trail ряд версий прибавил более 100 тысяч рублей, а Murano — более 200 тысяч. На сумму до 45 тысяч прибавил «УАЗ-Патриот».
Несколько меньше в абсолюте подорожали модели, когда-то считавшиеся бюджетными. Так, прайс на Solaris подрос на 6 тысяч рублей, Lada Vesta и Chevrolet Niva — на 7 тысяч, на 9 тысяч — Renault Logan, на 10 тысяч — KIA Rio, Renault Arkana в разных версиях стоит теперь на 9–30 тысяч больше.
Автомобили в России дорожают непрерывно и по несколько раз в год, но в последнее время рост цен был менее явным: столь значительных скачков на коротком промежутке не было с начала 2015 года.
Так, например, Lada Vesta стоит сейчас от 637 тысяч рублей против 514 тысяч рублей в декабре 2015 года. Hyundai Solaris второго поколения в момент выхода на рынок в 2016 году стоил менее 600 тысяч рублей, сейчас — 756 тысяч и более. А Lada Granta, которая задаёт минимальную планку цен на российском рынке, подорожала с 2015 года в базовой версии с 312 тысяч до 461 тысячи.
Опрошенные нами представители автобизнеса считают, что нынешнее повышение — не последнее, поскольку оно не отыгрывает полностью роста курсов валют. Они подчёркивают, что никакой «жадности» в таком повышении цен нет: в условиях резкого падения спроса большинство марок предпочло бы радикально снизить цены, но объективные факторы не позволяют сделать это.
А падение спроса ожидается катастрофическое. После успешного марта в апреле он бы упал в любом случае из-за роста цен, но окончательно его добило закрытие автосалонов. С первой трети апреля в ряде регионов начали открываться шоурумы, но ажиотажа не наблюдается. Онлайн-продажа машин, которую начали развивать многие дилерские центры, также пока находится в зачаточном состоянии. Ожидается, что апрель 2020 года станет худшим месяцем для российского авторынка за годы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f5/aa/34/f5aa34e1f73894f89251d1992763ac85/656x440_1:5723_cc6487c9941032117ae3c23c2054f9fe@2999x2008_0xUC5yZV1U_9537988983086441034.jpg.webp)
Сами представители автобизнеса называют ситуацию идеальным штормом, при этом считают, что сильные игроки выживут, потому что потребность в автомобилях и их обслуживании сохранится. Но сокращение персонала, закрытие автоцентров и массовый уход из России брендов многие считают вполне вероятными.
Дополнительные сложности для автобизнеса создала остановка производств, которая началась ещё до введения нерабочего месяца, когда заводы Volkswagen и SKODA встали из-за нехватки запасных частей. В последующем закрылись и остальные производства, но с середины апреля некоторые начали возвращаться к работе, например АВТОВАЗ. С этой недели возобновляет работу в одну смену завод Hyundai под Питером, c 27 апреля — калужский завод Volkswagen. Ряд местных производств всё ещё стоит на паузе, например Renault, Nissan и Toyota.
Российскому автопрому мешали и простои европейских и китайских заводов. Хотя автопром оживает по всему миру, дефицит отдельных компонентов считается вполне вероятным. Кроме того, предприятия должны соблюдать меры безопасности, что также снижает производительность.
Но в дилерской среде не ждут как такового дефицита автомобилей, подчёркивая, что для дефицита нужен высокий спрос, а он, судя по всему, восстановится ещё не скоро.
Как изменилась ваша «автомобильная стратегия» за последние недели?
Внимание покупателей всё больше фокусируется на рынке вторичных автомобилей, где наблюдаются сильные ценовые колебания: часть продавцов поднимает стоимость вслед за удорожанием новых машин, другие же, напротив, снижают её из-за упавшего спроса.
Для сравнения, за нынешнюю цену базовой Lada Granta есть большой выбор нестарых машин с автоматом. А за цену самого доступного «УАЗ-Патриот» с автоматом можно найти вполне ещё живой внедорожник вроде Toyota Land Cruiser.