![Семь шагов до автопилота: в день рождения автомобиля вспоминаем, как он перестал быть гадким утёнком Mercedes-Benz заслуживает место на заглавном снимке, потому что история автомобиля начинается с его прародителей | Источник: Mercedes](https://n1s1.hsmedia.ru/0b/cd/1f/0bcd1f475e23160c74dcf06140231eb2/656x434_1_6e80735d0b23c93675421d5fbc5c404c@1063x702_0xGZSBcR1G_3413758770234870640.jpg.webp)
В каком году у вас появился первый автомобиль с кондиционером или автоматом? В 2008-м? Или 1995-м? Подобные изобретения кажутся нам сравнительно новыми, хотя те же кондиционеры ставят на машины уже почти 70 лет, автоматы же появились ещё до Второй мировой войны. Сегодня, в день рождения автомобиля, вспоминаем, как из неказистой повозки он превратился во всеобщего любимца.
![Источник: Дмитрий Гладышев (инфографика)](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/fe/09/cdfe09e547e48081ba86cb5b8ab34958/656x656_1_aedbe10810399e89d68f136f30417c97@1000x1000_0xmrj08jHc_8124310654838714965.jpg.webp)
Первый автомобиль и проблема репродуктивности
В этот день 134 года назад Карл Бенц подал заявку на патент DRP 37435, проще говоря, на первый в истории автомобиль. Автомобиль это изобретение, правда, напоминало мало.
![Тот самый первый Benz: двигатель у него, кстати, уже был четырёхтактным | Источник: Mercedes-Benz](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/fb/1a/bafb1a94b7974719066ad06db9102dfc/656x525_1_a78f6f947e135582060ce00a3e4caf2c@1280x1023_0xhi44c0iX_6777555878773653184.jpg.webp)
Но в начале XX века формат устаканился: четыре колеса с надувными шинами, несущая рама, переднее расположение двигателя, задний привод — эта формула станет основной на ближайшие 35 лет.
![Ford Model T («Жестяная Лиззи») был выпущен фантастическим тиражом — более 16 миллионов экземпляров. Это больше, чем современных Ford Focus | Источник: Ford](https://n1s1.hsmedia.ru/46/f2/59/46f2590305dd2c27a7f3d8555ea272f6/656x492_1_994a5c367d6eff4b4e9c6084b996ea52@1280x960_0xqurwSzdC_1650757174057466804.jpg.webp)
Развитие автомобиля в первой трети XX века напоминало эволюцию одноклеточного существа, для которого главная добродетель — способность к воспроизводству. И Генри Форд решил проблему репродуктивности, запустив конвейерное производство Ford Model T — первого по-настоящему массового автомобиля. Кстати, сейчас для таких раритетов они стоят сравнительно недорого.
Буйство форм и один важный «Ситроен»
В середине 30-х случился своеобразный Кембрийский взрыв, когда многообразие форм резко выросло. В этот период появились первые серийные коробки-автоматы и дизельные двигатели (при том, что сам по себе дизель изобрели в конце XIX века). А два других революционных свойства появились на одной модели — Citroen Traction Avant: передний привод и несущий кузов. Если высшие организмы предпочли внутренний скелет внешнему, то автомобиль, наоборот, отказался от хребта в пользу твёрдой оболочки — прямо как насекомые.
![Citroen Traction Avant определил эпоху: помимо несущего кузова и переднего привода на нём появились независимые подвески всех колёс и реечное рулевое управление. Всё ещё считаете французские марки вторичными? | Источник: Citroen](https://n1s1.hsmedia.ru/c9/63/f3/c963f3358eabe07518e38b7827fca71b/656x437_1_919d377e2c3f06f921f76193f34f3ea5@1024x682_0xhRMHoHau_7175264490969458987.jpg.webp)
Технология милитаристов
Полноприводные машины появились ещё в начале XX века, но особенных преимуществ не давали и в естественном отборе могли бы не выжить. Но потом изменились условия среды, и перед Второй мировой войной отпочковался новый класс — внедорожники.
![Willys MB — архетипичный внедорожник и первый массовый автомобиль с полным приводом (тираж более 650 тысяч). Он же считается родоначальником марки Jeep (её модель Wrangler — на заднем плане) | Источник: Jeep](https://n1s1.hsmedia.ru/3c/8a/ce/3c8ace366e8789c414ce0c113ffe81ff/656x358_1_db3c4692a24f6f53f0e4cf2710389f8c@1243x678_0xFRLSB0Oj_6526372247309840636.jpg.webp)
На легковых машинах полный привод прижился лишь к началу 80-х годов, в основном ради омологации машин для спортивных соревнований.
![Audi Quattro 1980 года — одна из первых легковушек с полным приводом, который вошёл в моду в том числе благодаря раллийным успехам марки | Источник: Audi](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/cb/9e/cccb9ea7401f3d2c78061a812b38a0f3/656x492_1_b0f1462b996bd056f674a9945b08cde5@1280x960_0xfjc35SYZ_4955437934233439385.jpg.webp)
А в середине 90-х Toyota с моделью RAV4 создала ещё один класс — кроссоверы (паркетники). Формат оказался сверхуспешным, и скоро за «Тойотой» подтянулись другие.
![Toyota RAV4 считается первым кроссовером, хотя это звание оспаривает наша «Нива» — полноприводник с несущим кузовом. Кстати, у первых поколений RAV4 полный привод был постоянным. Муфты вошли в моду позже | Источник: Toyota](https://n1s1.hsmedia.ru/76/fb/ec/76fbecf599328c23a376da1d9971e82c/656x375_1_39b8e92bb263a41b30fafe2c212df0ca@1280x730_0xPmWKeyaA_6290445731610567566.jpg.webp)
Полный привод за это время тоже эволюционировал: на легковушках схема с тремя дифференциалами уступила место «паркетному» полному приводу с муфтой, которая подключает задние колёса по необходимости.
Как автомобиль стал симпатичным
Довоенные автомобили выглядели глазастыми и растопорщенными — в моде были выносные крылья, громоздкие решётки радиаторов и фары на тонких ножках. Но после войны появились кузова-понтоны, в которых капот сопрягался с крыльями, а крылья — с остальным кузовом.
![Mercedes Ponton (W120) 1953 года: попытки сделать кузова без выносных крыльев и фар предпринимались и до этого, но в моду они вошли после этой модели. Такой стиль оформления какое-то время называли понтонным | Источник: Mercedes](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/d7/f8/8dd7f8dd56d023aeb235ebd485d1a10d/656x329_1_3479ad89e6ee0858846f5021c99fc11a@1280x641_0xC1rx9m3W_2014539326606152598.jpg.webp)
Так автомобиль обрёл гладкость, а дизайнеры нащупали новые формы, которые вылились (почти буквально) в такие шедевры, как Jaguar E-Type.
![Jaguar E-Type (1961–1975) многие до сих пор считают самым красивым автомобилем в истории | Источник: Jaguar](https://n1s1.hsmedia.ru/f0/0a/40/f00a40af7f05aabfd0e859a70ec1cfc6/656x388_1_d11734e526e2a4a0e5fe646b8e5630be@1280x757_0xN9qkvjqz_9335710230814583245.jpg.webp)
Потребительство и политкорректность
![Chrysler Imperial 1953 года — один из первых серийных автомобилей с кондиционером в качестве опции | Источник: Chrysler](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/b8/95/ceb89553950eb365884a2587a81a851e/656x438_1_e9ea59723fc954daaa7c31d66679f02b@1280x853_0x90XAhWtL_2568494897905680812.jpg.webp)
После войны из укрощённого монстра автомобиль всё больше превращался в домашнее животное. Не последним аргументом стал комфорт, и в 50-х машины обзавелись, например, кондиционерами и усилителями руля.
![Mercedes-Benz 300 SL середины 50-х имел прямой впрыск топлива в цилиндры, но для того времени технология была слишком эксклюзивной и в массы пошла значительно позже | Источник: Mercedes](https://n1s1.hsmedia.ru/58/17/0f/58170f31b7365efb53cb761c59133b7e/656x470_1_a9ce2efd5d2818c68450cc5b6063c4e7@1269x908_0xjF3EdaN7_9617411127973939351.jpg.webp)
Впрыск топлива, как и полный привод, вызревал очень долго. Знаменитые Mercedes-Benz 300 SL имели впрыск бензина в цилиндры, но на массовых автомобилях прямой впрыск появился 50 лет спустя. Зато в 60-х карбюраторы стали уступать впрыску во впускной коллектор, и развитие электроники превратило «инжекторы» в доминирующую технологию.
В те же годы появились каталитические нейтрализаторы, дожигающие вредные компоненты выхлопа. Свинец в бензине был опасен для них, и в 70-х началась борьба с этилированным бензином. А в 90-х появились пресловутые нормы «Евро», ограничивавшие токсичность выхлопа: сегодня действует их шестая редакция.
![Oldsmobile Tornado — первый автомобиль с подушками безопасности (для водителя и пассажира), который вышел в свободную продажу | Источник: GM](https://n1s1.hsmedia.ru/84/ea/ee/84eaeefc5f633d3d9fda778b398cc4f3/656x320_1_d1b46e45cef9b9a2829906792462c61f@1280x624_0xFJKaKwyF_9952055252713381685.jpg.webp)
Во второй половине XX века резко вырос травматизм на дорогах, и потому стали внедряться ремни безопасности, а в 70-х появились первые подушки. Постепенно их количество росло, и сегодня нормой считаются шесть подушек: две фронтальные, две боковые и две шторки.
Автомобиль обзаводится мозгом
Долгое время автомобили были абсолютно «механическими», и даже у первых автоматов логика работы воспроизводилась за счёт гидравлических устройств. Хитроумные каналы и клапаны работали как транзисторы и диоды.
Но развитие электроники облегчило многие задачи, и особенно — в области экологии и безопасности. Впрыск топлива стал электронным, а в начале 80-х появились первые помощники водителю — антиблокировочные системы. В середине 90-х на Mercedes-Benz S600 дебютировала одна из самых полезных опций — система стабилизации (ESP). А потом пошло-поехало: активный круиз-контроль, система удержания в полосе, автоматическое торможение...
![Иннополис — студенческий городок под Казанью, где в тестовом режиме ездят около 50 Яндекс-машин с автопилотами. В некоторых на водительском месте никого: оператор сидит справа | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/f7/9d/16/f79d160f7d23c17a265bf4cfea5f2fdb/656x438_1_f1c20ec6a785c812e5ee98b8c3be1318@1280x854_0xqVgLOMCM_5269355170835304211.jpg.webp)
И хотя пока всё это выглядит лишь зачаточной технологией, на горизонте прорисовывается наше будущее — машины с полноценным автопилотом. Над одной из них, например, довольно успешно работает «Яндекс».
Tesla намекает
Во второй половине нулевых калифорнийская компания Tesla тоже сделала рискованную ставку, и она окупилась. Компания, не имевшая опыта в автопроме, решила начать с электромобилей.
![Tesla Roadster (2008–2012) построена на шасси отличного спорткара Lotus Esprit, а потому не казалась ущербной на фоне «нормальных» машин, несмотря даже на электропривод. Разгон до 100 км/час за 4 секунды добавлял азарта | Источник: Tesla](https://n1s1.hsmedia.ru/71/e1/a6/71e1a65cffa688b98d37d11c4618de94/656x351_1_28e1b4954b4190487e0aaaf84f0dd087@1280x683_0xogoDmh9I_0261251312814694074.jpg.webp)
Tesla Roadster — не пионер среди электромобилей вообще (они появились ещё в XIX веке), но первый аппарат на электротяге, который хотелось купить. Потом вышла Tesla Model S, Model X, Model 3, а попутно случился скандал с моторами Volkswagen (дизельгейт), и против дизелей началась массовая кампания. За пару лет электромобили из фрик-машин превратились в основной тренд автопрома.
![C 2016 года Tesla Model S получила продвинутую систему помощи вождению — практически автопилот. Но после серии аварий в компании стали акцентировать внимание, что водитель должен следить за обстановкой | Источник: Tesla](https://n1s1.hsmedia.ru/07/63/9a/07639ae2c6fb8e0003444a82fbb19c3c/656x401_1_1f015f6bd02a092df80be2139d2f9aed@1280x781_0xmDlrPOqd_9018445095058798329.jpg.webp)
Но у «Теслы» был ещё один козырь в рукаве — почти полноценный автопилот. Правда, первая эйфория и некий оппортунизм привели к ряду трагедий, но «Теслы» всё равно проезжают в автопилотируемом режиме миллионы километров.
Автомобиль доживает последние годы
По крайней мере, в его классическом виде. Помимо автопилота и электротяги развиваются технологии каршеринга, и есть версия, что люди будут всё чаще отказываться от личного транспорта в пользу автопилотируемых такси. Хотя те из нас, кто застал расцвет традиционного автопрома, наверняка будут скучать по временам, когда нужно было дёргать рычаг коробки и аккуратнее дозировать тягу.
Верите ли вы, что через 20–30 лет мы пересядем на электромобили с автопилотами?
Хотите предложить интересную тему, связанную с автомобилями? Пишите на электронную почту редакции «Авто».