![](https://n1s1.hsmedia.ru/ad/52/03/ad52032af9a77f22622427eb3f104c33/656x370_1:5583_e6c04bd2b751b2283ba351bb396dfc02@2999x1687_0xuxPKl4TP_4776891706940106473.jpg.webp)
Унжлаг представлял из себя около 30 лагпунктов, численность заключённых в разные годы достигала 30 тысяч человек. Наш маршрут был построен на основе топографических, спутниковых карт, опыте других путешественников, джиперов и велотуристов.
Задача была пройти от поселка Красный луч через несколько лагпунктов, высоковскую скважину глубиной 2670 метров, несколько заброшенных деревень — и выйти в деревне Горчуха. Всего в рейде участвовало 9 автомобилей. За 2 дня удалось преодолеть около 100 км.
Начало пути проходило по следам узкоколейки. Ее рельсы давно вывезены охотниками за черным металлом, ну а насыпи представляют из себя вполне пригодные для движения на подготовленном внедорожнике направления.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/23/2f/ac232fd276bcf141b20b0079167d7b67/656x370_1:5583_c76708c20d999f40f1c1ad1f90b730fc@2999x1687_0xdzxB1Tlo_7641023836008824053.jpg.webp)
Приходилось много двигаться на лебедке, пропиливать завалы упавших деревьев, преодолевать небольшие речки и ручьи вброд. Повезло что весна была без сильного половодья: некоторые колеи очень глубокие, но сухие.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/49/f3/e7/49f3e78207c5d05a4755bf4e3427abb2/656x370_1:5583_90d8c777631dd3655295f1241ba9fd96@2999x1687_0xxNyu0nVk_6375304937682962084.jpg.webp)
Большую сложность в этот раз предоставляли мосты, состояние которых оставляло желать лучшего. С проездом каждого внедорожника на таких мостах несущих бревен оставалось все меньше, колеса постоянно проваливались между оставшихся, а высота некоторых мостов над уровнем рек достигала 7 метров. Трухлявые конструкции с каждым движением сотрясались, осыпались, но мужественно держали 2–3-тонные автомобили.
Лагерь 13
Сохранились стены деревянного корпуса с решетками. Рельс, проходящий через ствол березы, следы существования других корпусов, колодцев.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/30/b9/f0/30b9f0282e3210a8af750047092dc685/656x370_1:5583_1de8903fd94ed49e5c3992887ad32f43@2999x1687_0xm7hr0B0e_8678728646769865379.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/77/45/d5/7745d5266ed2cabafee459da90127ad1/656x370_1:5583_a09b0f735205f6d4e573d033ddcf6388@2999x1687_0xdYPWHJHK_8491744131425759351.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/20/de/8f/20de8ff966be8f7d54dbf86381aa8ee0/656x370_1:5583_bb3ca911f6724a9ece518921719b70fb@2999x1687_0x5Aciik7D_5641555690083010926.jpg.webp)
Лагерь в урочище Поржня
Сейчас там ведутся лесозаготовки, визуально ничего не обнаружили. Только провалы земли, из которых растут деревья. Вероятнее всего, именно тут были бараки, склады, здания.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d4/40/07/d440078c7b7415359c56121f0eea276a/394x700_1_9449b67b4c007aaeab495aba5f84a82e@1687x2999_0xUh8icDMF_1268828825128310866.jpg.webp)
Самое интересное по дороге на Поржню — это след «медвежонка», попавшийся случайно на глаза. Размер обуви в кадре — 45.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/4c/83/754c8342a6b0c397a23f63503c73d497/656x370_1:5583_818ef6980fcdc741d4f3bbb1fd38182d@2999x1687_0xCwV83fOG_2423425513603712728.jpg.webp)
Высоковская поисковая скважина
Это скважина глубиной 2670 метров. Здесь искали залежи нефти и газа. Ровная поляна 300 на 300 метров сейчас заросла молодым лесом, саму скважину нашли не сразу.
Сначала наткнулись на кернохранилище из старого вагона и деревянные строения, в одном из которых тоже скважина, но не такая глубокая. Рядом — толстые рукава (видимо, для откачки воды). По пути обратно случайно заметили в зарослях большие плиты, а чуть подальше и саму скважину. Она законсервирована.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/63/b9/d263b9784b0e64752e12ea2531d2d7f0/656x370_1:5583_2efbd6068a07d66ca021d5ce87926e11@2999x1687_0xA0d80MR7_7805045451351732449.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b4/3e/00/b43e003dd65c363497d275b452de0e1a/656x370_1:5583_5010fc7fa74d91b46590dd128ac0c147@2999x1687_0xEMOdoCDt_6417919146761087047.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ef/6d/6f/ef6d6f26b353b2737da2cfa04b075b1a/656x370_1:5583_3b36159980f5fc2cc2ac15f3734fba90@2999x1687_0xTSW45X2J_6751484548622126638.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/3f/7c/ba3f7ccb019c5e1adbaa3a90cbff1790/656x370_1:5583_21d91c924f27e3edbfa491b9d551cb5a@2999x1687_0xEGPv0RKP_9917930287775300585.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/51/cd/0c/51cd0c53141d66381cb1b780e70d5e86/656x370_1:5583_a48ed12bb04328d5c540d5ec310d4af0@2999x1687_0xG0BT7Ubu_7651208647633961364.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/2b/64/6f2b64f760a149b23f54827ceef16d31/656x370_1:5583_0f6f04b37ffe9426c6d3ecfe30b36255@2999x1687_0x1jF0VUTc_8188217204359718038.jpg.webp)
Урочище Высокое
Название говорит за себя. Остатки построек находятся на поле с редко растущими деревьями, просматривается красивый вид с горы на возвышающийся вдалеке лес. Рядом случайно увидел торчащий рельс узкоколейки.
На поляне несколько очень глубоких колодцев. В один чуть не упал: воронка замаскирована сухой травой. Деревянная шахта ещё сохранилась. Визуально глубина метров 5, не меньше. Если упасть, то выбраться без посторонней помощи будет невозможно. Соорудили из досок ограждение и обозначили сигнальной лентой. В ещё один такой же провалилась передним колесом одна из машин, догонявшая нас уже в сумерках.
В этом месте мы встали на ночёвку. Утром подкрепились мегаяичницей и выдвинулись дальше. Многим через сутки на работу, а впереди еще 2/3 пути.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/45/c7/31/45c731108b841e16ef536c801a7c8327/656x370_1:5583_06437a6ee35aafc1d3f83d1065a9a0ee@2999x1687_0x1Bsf9njk_2752820614037066208.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/23/3d/a8/233da836a40d41f0092e381cba964e89/656x370_1:5583_7fd918a56c13a2aeb19c1bb410644683@2999x1687_0xSYnliA0R_9528760159165867522.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/48/6d/76/486d76f7eb5d41be8ae9ff0f37a0f6c6/656x370_1:5583_b23001eb5b092f05cd0556ace3ee5323@2999x1687_0xg0gbmPzf_5007946133119623122.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/5f/90/6b5f90e49ea5985d8847efe0ceaadaa7/656x492_1:5583_edda38a80272a151f8362dc295e2d0c5@1280x960_0xFefpxdqE_6506341139730831595.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/15/8a/63/158a6314c90b5df8605c0f519c66e1d2/656x370_1:5583_9db5e5c8396e892a7a702df2f17c670a@2999x1687_0xCYDhSijb_6343789493961571879.jpg.webp)
Урочища Курьянстрой, Раздолье, Елховка
Несколько больших полян с артефактами, которые говорят о том, что много лет назад тут жили люди. Где-то еще целы некоторые столбы ЛЭП. Несколько домов уничтожены огнем, но не полностью. Один сохранился полностью, внутри печка, на — окнах наличники. Кое-где сохранились фрагменты железной кровати, рядом ржавая колючая проволока.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/38/be/a6/38bea67d2ae2a9aa2af85ed93f086c43/656x370_1:5583_855ff843962c178cbc1b4f657d5cff27@2999x1687_0xC4kIouBM_9860570650895761586.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b9/8a/1a/b98a1af3e2c1966154460bd7e23be4af/656x370_1:5583_62d12c40725bb602e2cdcea1d298443f@2999x1687_0xLijeE0HW_9001715325441013550.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/25/45/06/25450657e63f1f3b68fd706cb1d436ee/656x370_1:5583_b19304fb913c147bed6000f7733d81b1@2999x1687_0xhWL96tBA_5497490352962868112.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/09/c8/e4/09c8e43eeee8a158d9ff8b5448f245f3/656x370_1:5583_c84f3135a8276ba67309f6fc114abf2d@2999x1687_0x3csnUw9G_3697804854053264215.jpg.webp)
Лагерь в урочище Академстрой
На въезде нас встретил ржавый фонарный плафон старинной формы, остатки бараков, чуть дальше — упавший семиметровый поклонный крест, который установил много лет назад клуб «Экстрим-НН».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4f/57/2a/4f572ad6716b90d7a66fa62ff973fa53/656x370_1:5583_7a02e290c785b166c6ced7d6fe4cd148@2999x1687_0xguKaCZof_4992926786226059517.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9d/35/5e/9d355e11fdac2c36242deeec9023f0da/656x370_1:5583_27064ddc3449f4b82a983be2bdad6b29@2999x1687_0xoT2ZBxti_3751139901989793268.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/23/29/cd23299edfd7f8e8fc7e939e3434f799/656x370_1:5583_204ef9c089ab9b1ff1d3f41408139002@2999x1687_0xJXMEPRm7_6724107108289933859.jpg.webp)
Дальше нас ждала черная гать с брёвнами и брод через ручей глубиной 1 метр. Решил поискать объезд. Со всех сторон тупик перед длинным болотом, свежие следы медведей и старый след волка. Решил двигаться, как все. В этот момент заднее колесо решило ехать отдельно...
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fe/e9/7a/fee97a70e4aa48e441fdb0fe75def3de/656x370_1:5583_897852596075ea93326313b337a249a1@2999x1687_0x8G8WKgBi_7574106727789161819.jpg.webp)
Час ремонта, и мы догнали колонну, перебравшуюся через топкое место и ожидающие нас на другой стороне реки Суборная.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/82/b4/4e/82b44e83055087fcb24b3519ca136bdf/656x370_1:5583_854ad05dbb2b2b1e87d093e47349dedd@2999x1687_0xw03tuDBO_3251989460788426216.jpg.webp)
При помощи лебёдок перетянулись по очереди на другую сторону. Потом ещё форсировали небольшой брод через Поржню, перед которым ещё у одного экипажа спустило колесо и требовался шиномонтаж. Вечерело.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/d1/99/e3d199e54b3c6bf35db1683976de40dc/656x492_1:5583_dd8acd9c3a1ae3fface1558b551c62b2@1280x960_0xbMGcga5Q_2951167679161087584.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/a2/aa/f2a2aa3bb9175c68282c70f4bbbf1e4c/656x370_1:5583_bfe16c85a453a6182c3d449e7b261660@2999x1687_0xp9TVV1T8_4435661671804269206.jpg.webp)
Через час перебирались через еще одну речку — Нерег. Путь прокладывали по гнилому деревянному мосту, подкладывая попавшиеся в округе бревна. Возвращаться было тоже нереально. До выезда из леса оставалось 30 км. Пожалуй, самая эмоциональная точка маршрута. Повторять проезд по нему крайне не рекомендую. После 9 автомобилей, несмотря на то, что часть пролетов восстановлены (если это можно так назвать), несущие столбы скорее всего начнут складываться, а это чревато падением автомобиля вместе с мостом в реку глубиной около 3 метров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/95/8a/19/958a193a2ceef837abc79dbb780ad632/656x370_1:5583_8b28f8c7ab21a96cf515c2222d2f7ccc@2999x1687_0xTLCeIRPd_9913018296139153538.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dc/b7/6f/dcb76fe2cd5605af424aa07963760441/656x492_1:5583_0e9aa49126b4691ea6161bef62fcbb74@1280x960_0xV7UYZza8_4892385065519624762.jpg.webp)
Потом прошли ещё один мост, края которого упали под сложившимися столбами, но выглядел он покрепче предыдущего. После него была пыльная песчаная дорога и выезд на дороги общего пользования.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/98/32/7b9832045d752b095f07095f29b30b8e/656x370_1:5583_e759a90f4e7d269a023ef9ee8921d372@2999x1687_0xQtkbA3Dc_8740583983168850434.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/b9/05/3eb905ef2bc43569820f657579e5f66a/656x370_1:5583_817418f7b84936057227a5e90236e868@2999x1687_0xUA0gCAHl_9200896457669447752.jpg.webp)
Накачали колеса, так как по бездорожью передвигаемся на сдутых до 0,3–0,7 атм. Протираем фары и номерные знаки, сматываем троса и стропы. Дождались остальных участников экспедиции, которые, пытаясь найти переправу через реку Белый Лух, нашли лишь разрушенный мост и догоняли нас.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/37/52/61/375261a01ac3ab0fa4a0ef4727beafc2/656x492_1:5583_1d06817bc30a7d8c332d4ebfa0f00563@1280x960_0xkhKoUeyu_9042444506450765934.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/00/98/0c0098861dc5a607c1913cfeb46c026c/656x492_1:5583_bb44201d50a86f6953695d94f1ac7335@3000x2250_0xl8q6HC46_2002242775137310076.jpg.webp)
Уже на финише узнали про ЧП у одного из экипажей. Внезапно во время движения в салон автомобиля воткнулось бревно толщиной с руку, прошло подмышкой у пассажира спереди, разорвало вейдерсы и майку, но чудом не нанесло повреждений. Бревно прошло мимо двигателя, мимо защиты днища, рядом с рычагом раздаточной коробки вышло в салон. Бревно попало в салон автомобиля, водитель которого был в майке с портретом Сталина. Символическая мистика, но в эти места отправляли людей по решению Иосифа Виссарионовича.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/35/63/c3/3563c35de4b2510e2c21d1a7ba85b762/656x492_1:5583_2ae3932b8d22fe5f6c58fe77a85a82c6@3000x2250_0x0QgRoiuD_7680429301226977466.jpg.webp)
Несмотря на поломки, все вышли своим ходом. Общий список поломок и потерь получился такой:
1 порванная полуось;
3 пыльника;
1 авто тормозная система;
1 авто был проткнут бревном;
5 раз пришлось заниматься шиномонтажом с разбором колес;
1 колесо, потеряв все гайки, очень захотело остаться в лесу;
1 бензопила потеряла цепь.
В целом можно сказать, что поломок и не было.
По ночной трассе направились в Нижний.
Много интересных точек осталось не осмотрено, обязательно вернемся сюда еще. Два дня все же мало для такого рейда.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/69/6e/0a/696e0aa97cd9c228b8b9814de5b257a5/656x318_1_bf173b80f906c80b9db1a3a99452b505@1334x646_0xSbQlGJ0n_4973394277791963495.jpg.webp)
В прошлый раз мы рассказывали, как нижегородские джиперы отправились к месту ядерного взрыва и на родину Тарковского.
Фото: Павел Деньжонков, Дмитрий Золин, Павел Gordei52
Видео: OffroadNN / youtube.com
Хотите обсудить материал? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте», нам важно мнение каждого подписчика!