Сегодня завершилось общественное обсуждение изменения процедуры регистрации транспортных средств, который Госавтоинспекция представила 18 марта. Проект регламента содержит значительные изменения в процедурах регистрации транспортных средств и определяет порядок, сроки и условия исполнения регистрационных действий, а также использование в этой работе «Единого портала государственных и муниципальных услуг» и Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Новая редакция призвана оптимизировать регистрационный процесс: уменьшить документооборот, сократить количество административных процедур, что позволит существенно сократить затраты времени граждан.
С принятием закона о регистрации транспорта связано еще одно новшество: раскрытие информации об автомобилях ГИБДД. Как только будет принят закон о регистрации транспорта, через тридцать дней после этого согласно распоряжению правительства должен быть подписан приказ о предоставлении информации по регистрационному или идентификационному (VIN) номеру всем желающим.
Планируется, что это будет выглядеть следующим образом: человек на сайте оформляет запрос, вписывает VIN автомобиля с пробегом, после чего проводится проверка. Однако предоставить полную информацию о прежних владельцах ГИБДД не может в соответствии с законом о защите персональных данных.
Поэтому ответы будут выглядеть примерно так:
автомобиль (марка, модель) допущен на рынок тогда-то (получен техпаспорт),
стоит на учете там-то,
имел трех хозяев,
ограничений не имеет,
в розыске не числится,
участвовал в двух ДТП.
Важное уточнение: что это были за ДТП, вы не узнаете. Может, машина была полностью уничтожена, а может, получила еле заметную царапину на бампере.
Еще сложнее с угоном. Дело в том, что в розыск автомобиль объявляет не ГАИ, а уголовный розыск. Автоинспекция черпает информацию из полицейской розыскной базы данных. Поэтому насколько будет открыт доступ к такой информации - большой вопрос. Кроме того, надо учитывать, что не всегда сыщики вовремя снимают машину из розыска. Например, подростки увели автомобиль покататься, хозяин заявил об угоне, машину нашли, а в базе она продолжает висеть.
Но гораздо более сложный вопрос - с ограничениями, наложенными на машину. С теми ограничениями, которые проходят через ГАИ, проблем нет. Например, суд наложил арест на имущество. Но информация о залогах вряд ли попадет в эту базу. Дело в том, что банки, предоставляя кредит, практически никогда не оформляют автомобиль в свою собственность. А информацию о том, что автомобиль в залоге, - никуда не предоставляют. Связано это с тем, что они боятся разгласить практически коммерческую информацию: сколько у них клиентов и какие машины эти клиенты приобретают на деньги банка.
В итоге возникает следующая ситуация. Юридически собственником транспортного средства является не банк, а тот человек, который его приобрел. Паспорт транспортного средства находится у банка. Однако фактический собственник может прийти в ГАИ и оформить дубликат ПТС. Якобы он его потерял. ГАИ не вправе отказать в этой услуге, ведь никто никаких ограничений не ставил, во всяком случае в ГАИ о них нет никакой информации. В итоге человек получает дубликат паспорта, снимает машину с учета, продает ее, а за невыплаченный кредит, банк отнимает машину у горе-покупателя.
Согласно закону, который вступает в силу с 1 января 2014 года, оформлять залоги поручено нотариусам. Но при этом создать информационную базу или хотя предоставлять такую информацию в ГАИ им никто не поручил. Да и опять-таки, кто, купив машину в кредит, пойдет к нотариусу
регистрировать ее как залоговую по собственному желанию?
И, скорее всего, нотариусы не успеют поработать с реестром залоговых автомобилей, так как в марте депутат и глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков подготовил поправки в закон «О кредитных историях». В соответствии с ними реестр залоговых автомобилей будут вести бюро кредитных историй (БКИ). Согласно данному законопроекту банк, выдавая кредит на приобретение автомобиля, сразу передает информацию в БКИ, и те вносят машину в специальный залоговый реестр. А если покупатель берет кредит не у банка, а у физлица, тогда участники сделки идут к нотариусу для удостоверения договора займа на приобретение автомобиля, а нотариус отчитывается в БКИ. По законопроекту любое заинтересованное лицо сможет через Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ, ведется ФСФР) выяснить, находится ли авто в залоге. В нем будут сведения о том, в каком кредитном бюро находятся более подробные данные о заложенном имуществе.
Как сообщало ранее «РБК daily», сайт, на котором можно будет "пробить" автомобиль, должен заработать к середине 2013 года. Открытая база данных будет создаваться в рамках единого информационного портала ГИБДД, стоимость разработки которого оценивается в 270 миллионов рублей.