Животные интервью Нижегородка восстанавливает русские породы лошадей, исчезающие с лица земли

Нижегородка восстанавливает русские породы лошадей, исчезающие с лица земли

Анна Чапыгина также создала единственную в регионе специализированную школу верховой езды и иппотерапии для глухих и слабослышащих людей

На фото Анна и ее уэльский пони по кличке Дуся. Помимо этой породы, в поголовье нижегородки есть и другие редкие представители. Например, русская верховая лошадь

Корреспондент NN.RU пообщался с Анной Чапыгиной, основательницей конного клуба «Неограниченные возможности», который помогает глухим и слабослышащим нижегородцам познакомиться с лошадьми. Также женщина рассказала об уникальном проекте по возрождению редких пород лошадей, которых сейчас во всём мире остались считаные десятки.

Восстановление популяции


В современном мире всё больше людей осознают важность сохранения и возрождения утерянных пород лошадей. Эти уникальные животные являются неотъемлемой частью культурного наследия и истории России. Возрождение пород также поможет укрепить связь между природой и людьми, создать новые рабочие места и развить новые форматы туризма.

Проект Анны Чапыгиной собрал необыкновенно редких лошадей. Например, среди них есть уэльские пони голландских кровей (в том числе и редкой изабелловой масти — кремовые с голубыми глазами), владимирские тяжеловозы, тракены, а еще русские верховые лошади (раньше эта порода называлась орлово-ростопчинской). Как рассказала Анна, многие из них давно уже стали исчезать. По подсчетам экспертов, например, количество русских верховых лошадей в России — примерно 150 голов. Это крайне мало для породы.

В одной леваде гуляют два жеребенка — уэльский пони и русская верховая. Когда черный конь подрастет, его переведут от друга к другим лошадям


— Мы остановились на русских верховых (орлово-ростопчинских). Во времена графа Орлова хотели вывести очень хорошую верховую лошадь. В результате вывели прекрасную породу — изящную, рослую, эффектную (помните скакуна с картины Брюллова «Всадница»?) После Великой Отечественной лошадей начали восстанавливать буквально по картинке, так как «исходника» почти не осталось. И только в 90-х годах на Старожиловском конном заводе эту породу воссоздали, — углубилась в историю Анна.

Именно с этого завода ее команда выкупила несколько русских верховых, чтобы привезти в Нижегородскую область и развивать породу здесь.

— В целом по стране таких лошадей до сих пор крайне мало, — говорит Анна Чапыгина. — Хотя они красивые, сообразительные, талантливые, настоящие бойцы для большого спорта, что сейчас крайне актуально, так как раньше основная масса качественных «спортсменов» привозилась из-за границы — Германии и Голландии.

Это Губернатор — жеребенок русской верховой лошади. Пока он еще совсем маленький, но у него уже есть задатки спортсмена

Помимо этого, сердце Анны завоевали владимирские тяжеловозы. Несколько лет назад у нижегородки появился большой конь по кличке Шоколад, потомок одного из самых известных владимирских тяжеловозов — Гука, который «эмигрировал» в Германию несколько лет назад (к сожалению, он в прошлом году пал). Так что нижегородский Шоколад — носитель ценной крови и представитель замечательной линии владимирской породы, что тоже для Нижегородской области большая редкость.

— Шоколад — это тот самый владимирский тяжеловоз, который изображен в энциклопедии как эталон породы. Это образец по всем параметрам: экстерьер, фирменная нарядность — белые ноги и нос, яркая темно-гнедая масть, богатые хвост и грива. При покупке нас очень просили его сохранить для продления рода (не кастрировать. — Прим. ред.), чтобы в случае чего можно было получить жеребят или купить семя. Хотя тяжеловозы — это не совсем наш профиль, но очень мы их любим. Они хороши для хобби, целования в нос и «покатушек». И конечно, фотосессий: наш Шоколад — очень популярная фотомодель, — поделилась историей Анна.

На фото Шоколад получился скромным, но на самом деле характер у него знойный


Еще интересные представители среди поголовья нижегородского клуба — уэльские пони. Все мы привыкли к шотландским пони (смешным лохматым карапузам), которые обычно катают детей в парках и скверах. Уэльские отличаются от собратьев. Эта порода выведена в том числе и для спортивных детских соревнований. Даже по комплекции можно заметить элегантность этих пони, утонченные черты и схожесть с настоящими «большими верховыми лошадьми».

Уэльские пони внешне сильно отличаются от шотландских


Несколько лет назад Анне попалось объявление о продаже уэльского пони: она давно хотела купить малыша для детской группы. Ехать за ней нужно было на край географии, но это не напугало будущую хозяйку. Как признаётся Анна, она до сих пор не жалеет об этой покупке. Тем более пони оказалась редких голландских кровей, а в животе у нее на момент приобретения был «бонус» — жеребенок от именитого породистого жеребца. Так Анна стала обладательницей не одного, а сразу двух невероятно красивых лошадей. В дальнейшем нижегородка собирается развивать и эту породу для детской группы спортсменов.

А это еще молодой уэльский пони уникальной масти, но обратите внимание на его спортивную комплекцию

Биологические чудеса

На самом деле всё, что связано с лошадьми, очень дорого. По словам Анны, просто купить коня, даже если он будет стоить дорого, ничего не значит. Эта сумма покажется крошечной, когда придет время подсчитать все расходы на качественное содержание.


Кроме аренды площадки, где можно в хороших условиях содержать животных, есть масса других пунктов. Самое бытовое, на что придется потратиться, — корма, добавки, витамины, амуниция и лекарства. Также лошадям нужен «маникюр» от хорошего коваля, мойка-душ и даже солярий (а как же мыть и сушить породистых красавчиков?). Кстати, не надо забывать про качественную косметику — шампуни, кондиционеры (в том числе и от желтизны), покрытия и мази для копыт и так далее.

В любой непонятной ситуации кушай

Коваль — незаменимая профессия конного мира. Этот человек не только заведует подковами, но и знает анатомию животного: ведь подкову крепят на подготовленную поверхность подошвы копыта.

Кстати, подковывают не всех лошадей (иногда это делают по ортопедическим показаниям). Но если даже эта процедура не нужна, коваль выполняет другую, тоже крайне важную, она называется «расчистка» и напоминает человеческий педикюр: специалист аккуратно срезает лишний слой «ногтя» — копытного рога. Так вот, делать такой «педикюр» надо не менее 1 раза в 40 дней.

Все эти затраты лягут на плечи владельца. Анна стоит на пути разведения редких пород, а настоящих «экземпляров» очень немного, и находятся они в совершенно разных местах России, а иногда и за границей. Поэтому, когда нужно получить жеребенка от имеющейся кобылы, жеребца покупать нерентабельно или невозможно (дорого), то лошадям проводят искусственное осеменение.

— В Нижегородской области обычно нет возможности купить тот биологический материал, который нам нужен: просто нет предложений и криохранилищ. Обычно все ездят в Питер или Москву: там эта сфера более развита. Стоить это может очень прилично. Например, в этом году есть предложения на рынке от 20 до 300–400 тысяч рублей за «дозу», и это не предел — ведь всё зависит от качества, уровня лошади и ее спортивных достижений. Но даже на дорогой биоматериал никто никогда не дает гарантий, что всё сложится успешно и он приживется в маме-лошади. А если приживется, дальше наступает много переживательных моментов. Проблема состоит в том, что беременность так же, как и у женщин, может оборваться в любой момент. Да и роды могут быть неудачными. Никто и никогда не знает исхода и не гарантирует 100-процентный успех всего этого долгого и дорогого мероприятия, — поделилась секретами коневладельцев Анна.


При этом, по словам нижегородки, весь современный мир уже уходит от обычной живой случки. Ведь это может вызвать массу проблем: бывает, что лошади травмируют друг друга в процессе. Не стоит исключать и заболевания. Поэтому сейчас во всём мире приветствуется и практикуется искусственное осеменение.

— У нашего центра есть и другая задача — освоить новое, еще более прогрессивное направление работы в репродукции — трансфер эмбрионов. Так получилось, что в Нижнем Новгороде живет и работает профессор Александр Самоделкин, который является одним из самых известных ученых в России по трансферу эмбрионов. Нам повезло, и теперь он наш куратор, а мы — «кусочек» огромного проекта по развитию сельских территорий «Оболенский тракт», — рассказала женщина.

Трансфер эмбрионов — современная система «производства» лошадей. Работает это так: после искусственного осеменения нужной лошади эмбрион немного вырастает внутри нее. После эмбрион забирается и пересаживается в совершенно другую маму-лошадь. Таким образом появляется «суррогатная мама».

— Когда ты владеешь лошадью за 5, 7, 10 миллионов рублей, то каждый раз беременность и роды — это огромный риск. А если применить трансфер эмбриона, другая лошадка с хорошими репродуктивными данными (какой-то несложной породы) спокойно выносит и родит будущего чемпиона. Это очень удобная история. Еще бывают случаи, когда у лошадей получается двойня — это считается патологией в нашем деле. А с помощью трансфера эмбриончиков можно «рассадить» по разным мамам и сохранить обоих малышей, — объяснила Анна.

Чтобы это претворить в жизнь, нужны хорошая лаборатория и подготовленные специалисты. В будущем Анна планирует основать такую локацию совместно с главным ветеринарным врачом Кстовского округа Юрием Бакаевым. Там же смогут проходить практику студенты, обучающиеся в отрасли АПК, набираться опыта для будущей работы. С таким предложением активисты уже вышли к министру образования Нижегородской области Михаилу Пучкову, готовятся ко встрече с заместителем губернатора Нижегородской области Андреем Чечериным.

Все лошади отличаются друг от друга по характеру

Связь лошади и человека

Кстати, породистая лошадь — это не обязательно спортсмен. Есть лошади и для хобби, и для иппотерапии. Многие из них способны прекрасно общаться с людьми, быть другом и компаньоном. К слову сказать, такие группы иппотерапии и ипповенции на волонтерской основе Анна собирает уже давно. На базе клуба работает единственная в регионе школа верховой езды для глухих и слабослышащих, где все дисциплины сопровождает профессиональный сурдопереводчик.


Некоммерческая организация «Детский конный клуб "Неограниченные возможности"» устраивает разноплановые занятия с лошадьми для глухих и слабослышащих нижегородцев. Среди них есть и одинокие пенсионеры, и зрелые люди, и дети.

На этом коне катался 90-летний дедушка

Иппотерапия — форма лечебной физкультуры, где в качестве инструмента реабилитации выступает лошадь, а также процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды.

— Глухоты в мире не становится меньше. Например, сейчас в России 9% глухого населения, в Нижегородской области — почти 11 000. Глухие предпочитают создавать семьи с глухими. У них есть целое сообщество, где им комфортно; свои мир, менталитет, язык. Поэтому и нам очень важно создать среду, где они будут чувствовать себя органично, понятно, безопасно. Мы обязательно приглашаем сурдопереводчика и проводим с ними целый день.

По словам Анны, особенно таким выездам радуются одинокие возрастные люди: в клубе несколько лет работает специальная группа 65+. Более того, в прошлом году организация (одна из немногих в Нижегородской области) стала победительницей всероссийского грантового конкурса «Молоды душой» от известной Ассоциации молодежных центров России. А на днях нижегородцы стали победителями конкурса Фонда президентских грантов с проектом «Одиночеству нет: лошадиная терапия и социальная адаптация для глухих 60+».

Некоторые хотят прокатиться на лошадях. Есть даже постоянный участник — 90-летний дедушка, который мечтал прокатиться верхом и осуществил задуманное благодаря «Неограниченным возможностям». Но многим также интересно узнать больше о породах, характере лошадей и тонкостях разведения.

К слову, этот гнедой жеребец — настоящий спортсмен

Уникальная ферма и исторические зарисовки

Где же находится проект и как к нему попасть в гости? Проект готовит новую локацию в Кстовском районе около села Вязовка — в прекрасном, живописном месте с богатой историей. Раньше здесь проходила дорога — Арзамасский тракт, а место принадлежало известным благотворителям XIX века — братьям Оболенским.

Арзамасский тракт — древнейшая транзитная дорога Нижегородского поволжья.

— Мы хотим сделать на этом месте уникальное культурное пространство, арт-резиденцию «Оболенщина», чтобы оно сочетало и краеведение, историю места, историю России, — рассказала о планах Анна.

Таким образом, весь комплекс будет состоять из нескольких построек, левад, территорий для занятий с лошадьми и прогулок. В зданиях должны расположиться конюшни, лаборатория, научные, музейные и арт-пространства. По словам Анны, помимо живой встречи с лошадьми, для всех желающих будут вестись чтения, где через литературу расскажут о породах, которые там же можно будет увидеть.

— Люди не ходят в основном просто покататься на лошади. Они хотят увидеть, послушать, узнать что-то очень интересное. Сейчас просто невозможный спрос на такие культурные мероприятия, — заключила нижегородка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Почему не надо ехать на Байкал. Непопулярное мнение местного жителя о том, что не так с великим озером
Виктор Лучкин
журналист
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления