Накануне на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде заложили киль современного пассажирского судна. Оно станет вторым лайнером, который будет построен на отечественных верфях за последние 60 лет. Мы же решили вспомнить, какие пассажирские суда сормовский завод построил за свою полуторавековую историю. Многие из них были уникальными и являлись лучшими речными судами своего времени.
Первенцем сормовского пассажирского судостроения стал однопалубный колёсный пассажирский пароход «Минин» (1856). Он был построен ещё во времена основателя завода Дмитрия Бенардаки.
В 1871 году в Сормове был построен первый в России двухпалубный товаро-пассажирский пароход в железном корпусе «Переворот». Корпус судна был сделан из стали превосходного качества, которую сормовичи выплавляли в своих мартеновских печах (первая в России мартеновская печь была построена на заводе в 1870 году). Судно отличалось роскошной отделкой и невиданными доселе удобствами для пассажиров. Его появление ознаменовало переворот в речном судостроении: он опровергал прежнее представление авторитетов о невозможности возведения на пароходах двухъярусных надстроек. В дальнейшем именно этот тип пароходов стал определяющим до середины ХХ века.
В архиве музея истории завода «Красное Сормово» сохранилась копия акта от 4 июня 1899 года о «срочном пассажирском первом рейсе» парохода «Императрица» (построен в 1899 году по заказу пароходного общества «По Волге») по маршруту Нижний Новгород – Астрахань.
Более 100 лет назад, 25 июня 1914 года в первый рейс из Нижнего Новгорода до Астрахани отправился грузопассажирский речной колёсный пароход «Великая княжна Ольга Николаевна», а вскоре – пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна». За роскошное убранство внутренних помещений и комфортные условия для пассажиров пароходы, носившие имена дочерей российского императора Николая II, заслужили звания «дворцов». Эти самые крупные не только на Волге, но и в мире пароходы были построены по заказу волжского судоходного общества «Самолёт». В 1917-1918 годах пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна» был переименован в «Добрыню Никитича», а «Великая княжна Ольга Николаевна» – в «Алёшу Поповича». Позже они сменили названия на «Спартак» и «Володарский».
«Спартак» – один их самых знаменитых российских речных судов. Многие годы судно курсировало по маршрутам Астрахань – Горький и Москва – Ростов-на-Дону. Его двигатель ни разу не подвергался капремонту. Пароходу было 69 лет, когда он вдруг стал кинозвездой – «Ласточкой» в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». «Володарский» тоже неоднократно снимался в кино («Хождение по мукам», «Очарованный странник», «Васса»). «За выслугой лет» «Спартак» был списан в 1991 году, «Володарский» выведен из состава флота в 1989 году.
Теперь пароходов на Волге не увидишь. Единственный российский пароход «Н.В. Гоголь» сормовской постройки (1911) уже 105 навигаций трудится на Северной Двине. Он внесён в Книгу рекордов России как самый старый пассажирский пароход «на ходу».
На Дунае, в северной части Будапешта, стоит колесный пароход «Aquamarina», на борту которого оборудована гостиница. Когда-то этот пароход ходил по Волге и назывался «Память Азина». А построен он в 1903 году по заказу пароходного общества «Кавказ и Меркурий» на Сормовских заводах для работы на линии Нижний Новгород – Астрахань и назывался «Великий князь Александр Михайлович». «Великого князя» и однотипный пароход «Императрица Мария Фёдоровна» отличали высокая скорость и чуть ли не рекордная грузоподъёмность (более семисот тонн). Каюты всех трёх классов находились на второй палубе и насчитывали 176 спальных мест. Зато общее помещение четвёртого класса могло вместить более тысячи человек.
Ещё в 1903 году завод – впервые в мире – освоил строительство теплоходов. А в 1934 году был построен уникальный служебный «правительственный» теплоход «Максим Горький» (первоначально «Красный богатырь»), намного опередивший время своими тактико-техническими качествами и прекрасной отделкой. Он создан по проекту военно-технического отдела ОПТУ НКВД как судно специального назначения (личный теплоход И.В. Сталина). Длина теплохода составляла 68,8 метров, проектная скорость 30 км/час.
Для нового теплохода использовали энергетическую установку подводной лодки серии «Декабрист». Для отделки теплохода мастера применили более 17 пород дерева. «Максим Горький» установил рекорд скорости речного судна – 35 км/час.
В 2002-2003 годах было принято решение восстановить теплоход. В ходе модернизации практически полностью сохранены и отреставрированы его «родные интерьеры». Сегодня теплоход «Максим Горький» совершает прогулочные рейсы по Москве-реке.
В 1937 году завод «Красное Сормово» построил для канала «Москва – Волга» четыре первоклассных пассажирских теплохода: «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин», «Вячеслав Молотов». Это был первый в стране опыт сварных судов больших мощностей. Помещения были отделаны шпоном ценных пород дерева, мебель изготовлена из ореха. На теплоходе действовали отделение связи, сберкасса, телефонная связь, музыкальный салон, киноустановка. Суда были рассчитаны на 205 пассажиров. Эти красивые, необычные теплоходы стали одним из символов канала имени Москвы. Герои довоенного фильма «Волга-Волга» с Любовью Орловой в главной роли плывут по каналу до Москвы на теплоходе «Иосиф Сталин».
Вершиной пассажирского судостроения на заводе стали дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз», разработанные КБ завода под руководством главного конструктора Вячеслава Керичева и сданные в эксплуатацию в 1958-1959 годах. Сормовичи первыми в стране освоили строительство речных трёхпалубных судов для Волги. Это были совершенно новые типы комфортабельных речных судов, рассчитанных на 440 пассажиров. Длина судов составляла 121,5 м, скорость достигала 25 км/час.
Дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз» вобрали в себя новейшие достижения отечественного судостроения того времени. Впервые на речном круизном судне была применена климатическая установка. 205 кают были снабжены холодной и горячей водой, обставлены современной мебелью, в отделке использовалось дерево ценных пород. На судах были даже полноценные кинотеатры со сценой, где проводились мероприятия и встречи с туристами. Дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз» сразу же стали и несколько десятилетий оставались флагманами Волжского речного пароходства.
Теплоход проекта PV-300 - достойное продолжение традиций пассажирского судостроения. Круизный лайнер представляет собой четырехпалубное судно нового поколения, его длина – 141 метр, ширина – 16,8 метров, общее число человек на судне – 342 пассажира. Судно предназначено для речной перевозки пассажиров на дальних круизных линиях: Москва – Астрахань, Москва – Санкт-Петербург и Москва – Ростов-на-Дону.
За всю свою историю Завод «Красное Сормово» построил более 1750 единиц судов и кораблей различного назначения, в том числе 105 пассажирских судов – пароходов, теплоходов и дизель-электроходов. Пароходы и теплоходы сормовской постройки перевезли миллионы пассажиров, они пользовались любовью людей за удобство, красоту и надёжность.
Использованы материалы московского представительства завода «Красное Сормово».