Врио губернатора Нижегородской области на встрече с гордумой областного центра попросил участников сосредоточиться на хозяйственных вопросах. Депутаты очертили круг проблем, по которым они не смогли добиться помощи от прежнего руководства региона. Однако и новый глава смог пока только пообещать разобраться, обсудить и расставить приоритеты.
Отдайте заработанное
Председатель комиссии гордумы по транспорту и связи Алексей Гойхман затронул размер компенсации муниципальным транспортным предприятиям за перевозку льготников. Он напомнил, что последние четыре года сумма не менялась и составляла 200 млн рублей в год. Однако с появлением электронной оплаты проезда появилась и возможность учесть всех льготных пассажиров. По подсчетам компании «Ситикард», которая обслуживает безналичные платежи, сумма покрытия выпадающих доходов должна составлять 800–850 млн рублей в год.
— Хотелось бы, чтобы эти деньги выплачивались по факту проделанной работы муниципальным предприятием, и чтобы эта сумма была учтена в бюджете на 2018 год. Ее можно было бы направить на развитие муниципального транспорта и на покрытие его долгов, которые появились еще при передаче «Нижегородпассажиравтотранса» из области в город. Он перешел с долгом в 740 миллионов рублей, — напомнил Гойхман.
Второй вопрос — для запуска новой станции метро «Стрелка» нужны новые вагоны. Для этого и для капитально-восстановительного ремонта старых тоже необходима помощь области. Первые 24 вагона отработали 33 года, и их по закону без ремонта эксплуатировать нельзя.
Глеб Никитин ответил в стиле «ни вашим, ни нашим».
— Тема актуальная и заслуживает решения. Будем изыскивать возможности, чтобы компенсация была адекватной и уравновешенной с нашими возможностями, — пообещал он.
«Малый и средний бизнес загибается»
Депутат Николай Сатаев выступил от имени предпринимателей. Во времена СССР, посетовал он, первое место в экономике занимала промышленность, а сейчас — торговля. Возродите министерство, попросил депутат (видимо, он имел ввиду отделить его от торговли. — Прим. ред.). Еще одна проблема — малый и средний бизнес.
— Ни для кого не секрет, что малые предприятия на территории Нижегородской области и в Нижнем Новгороде, в частности, загибаются. Загибаются благодаря наплыву торговых сетей, которые зачастую не платят налоги в Нижегородской области, а, может быть, даже в Российской Федерации, — заявил депутат и попросил главу региона определиться по отношению к торговым сетям.
— Конечно, я из Министерства промышленности пришел, поэтому к промышленности отношусь особо тепло. И считаю ее фундаментом развития экономики и страны, и региона. Министерство промышленности у нас существует, предложения о реформе мне готовят, — отчитался Глеб Никитин.
Что касается торговли, то она доминирует не только в нашем регионе, но и по всей России. С торговыми сетями врио губернатора обещал работать и на уровне их федерального руководства, и на уровне ассоциации торговли, чтобы соблюсти интересы нижегородских производителей. Но малый и средний бизнес, по его мнению, испытывает трудности не только из-за торговых сетей. И Никитин намерен использовать все доступные инструменты его поддержки, в том числе кооперацию с крупными заказчиками.
Тратит город, а получают другие
О перекосе распределения доходов между бюджетами говорил председатель комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман. От собранного НДФЛ (налог на доходы физических лиц. — Прим. ред.) в городской бюджет поступает только 18%. Это самый низкий процент среди всех городов-миллионников. Только по этому источнику город потерял с 2014 года 1,7 млрд рублей.
Второй источник — программа «Безопасный город». По оценкам экспертов, поступления от нее составляют 1,8-2 млрд в год, из них 65% собирают в Нижнем Новгороде. Город вложил немалые деньги в ее создание, тратится на содержание и модернизацию инфраструктуры. Если бы городской бюджет получал хотя бы половину от ее доходов, то мог бы быстро покрыть разрыв в бюджете. А он на сегодняшний день составляет 3-3,5 млрд рублей. Пока Нижний Новгород и область договориться об этом не смогли.
Еще один источник, которым могла бы поделиться область, — федеральная помощь. Президент дал поручение поддержать финансово регионы, которые имеют высокую закредитованность, разрывы в бюджете, серьезные обременения. По оценкам специалистов, правительство Нижегородской области может получить около 10 млрд рублей.
Иногда без помощи областного правительства невозможно решить, казалось бы, обыкновенный спор хозяйствующих субъектов. Марк Фельдман имел в виду долги
«Нижегородэлектротранса» перед компанией «ТНС энерго», за которые последняя обещала ограничить подачу электроэнергии. В прошлом году долг более 140 млн рублей удалось реструктурировать. В этом долг около 70 млн, но компания на уступки не идет.
— Считаю необходимым напомнить, что такое компания ТНС энерго. Она в Нижегородской области имеет выручку 34-37 млрд рублей в год. Большая часть этих средств собирается на территории Нижнего Новгорода. Компания не располагает ни генерирующими активами, ни проводами, чистый посредник, который собирает деньги, — пояснил депутат. — По обязательствам платить надо всегда, точно и вовремя, но сложилась определенная социально ответственная ситуация. Мы от этой компании не видим хотя бы попыток конструктивных переговорных процессов. К сожалению, полагаю, что без помощи области нам трудно эту задачу решить.
Добавить бы на цветы и дороги
Денежный вопрос поднял замглавы города, председатель комиссии по экологии Михаил Кузнецов. Он попросил добавить на благоустройство.
— В последние годы на озеленение и благоустройство выделяются ничтожно малые средства. По нашим расчетам, минимальный бюджет развития города — 60-65 млрд рублей. У нас — 28 млрд, и то мы их не добираем. Отсюда основные проблемы в городе. Просьба помочь нам и при формировании бюджета заложить средства на озеленение, благоустройство, на цветы в нашем городе, чтобы всем нам было здесь приятно.
Зампредседателя комиссии по городскому хозяйству Владимир Аношкин посвятил нового главу Нижегородской области в проблемы ЖКХ. Он сравнил Нижний Новгород — его бюджет ремонта дорог 800 млн рублей в год — с Самарой, которая имеет протяженность дорог в 2 раза меньше, а тратит на ремонт 1,47 млрд рублей. Заставить Шанцева раскошелиться, по словам депутата, не удалось. При этом мы платим за уборку 61 рубль за кв. м, а Самара — 171 рубль.
— Поэтому у нас напряг с подрядчиками. Порядочные организации, имеющие производственные базы, к нам не идут. Результат всем известен. И все попытки подвигнуть Валерия Павлиновича (Шанцев. — Прим. ред.), чтобы он нас из областного бюджета поддержал, не увенчались успехом, — рассказал депутат.
Негорячая горячая вода
Еще одна проблема, теперь уже самого большого района города — Автозавода — негорячая горячая вода. По словам депутата, при норме в 60–75°, на Автозаводе она едва достигает 48°.
— Сама по себе схема устарела. Да и ООО «Теплосети», которому доверили обслуживать эту районную схему, ничего не делает для того, чтобы улучшить положение дел, — возмутился Аношкин. — И не понятно, почем они, минуя городское руководство, идут в министерство ТЭК (министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области. — Прим. ред.), утверждают там свои программы, которые с нами не согласованы и ведут в никуда.
Депутат добавил, что ждет аварий на теплосетях с наступлением холодов. По его словам, ресурсные организации боятся выходить на рабочие параметры, потому что «затрещат все сети».
Поток претензий на консолидацию бюджета и просьб финансовой поддержки Глеб Никитин быстро завернул в привычное русло.
— В моем представлении мы все вы одной лодке, у нас одна доходная база. Сколько есть — больше нет. Я буду исходить из этого объема и, обсуждая с вами, выставлять приоритеты. Какие-то проблемы, которые по объективным причинам не решались, будет возможность — будем решать, — подытожил глава Нижегородской области.
Фото: гордума Нижегородской области
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники.ru». Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.