--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

С Масленицей!

Общий форум
200
12
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Vinata
01.03.2020
Всех причастных и сочувствующих. ) Сегодня день был идеальный - выпал снег и солнечно. И в общем-то празднование удалось, но есть одно "но". Вот тут человек говорит, что настоящая Масленица будет 20-го марта в этом году, на день весеннего равноденствия. И ещё много интересного говорит www.youtube.com/watch?v=zhrIWxwTCAw
В связи с этим я в раздумьях. Ещё, что ли, раз отпраздновать? Но 20-го марта точно не будет снега. И где я найду медведя, чтобы отдать ему первый блин? Как поговорка велит: первый блин - комам, второй - знакомым, третий - родне, четвёртый - мне.
SphinX
01.03.2020
+2
А что? Товарищ всё очень грамотно объясняет и по делу)) Масленица в дохристианские времена действительно была непереходящим календарным праздником и четко привязывалась к моменту весеннего равноденствия. Очередной поворот Колеса года, ритуальное изгнание Зимы-Смерти-Морены, пришествие в мир молодого Солнца-Ярилы, и горячие блины из живого (с закваской) теста как солярный символ... Немного не понял про богиню Весту, до сих пор считал ее древнеримской и в первый раз слышу, что ее почитали славяне *scratch* С другой стороны, имя Веста отчетливо перекликается со словом "весна", так что кто знает...
А еще по поводу ритуалов изгнания Зимы могу порекомендовать книгу Дж.Фрэзера "Золотая ветвь". Академический труд, но читается увлекательно)))
Vinata
02.03.2020
Книгу посмотрю, спасибо )
Во всяком случае связи между языческими богами разных традиций - это обычное явление. И что-то такое весеннее в имени Веста есть, да. )
Четыре временные точки в году - весеннее и осеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние - дни силы, надо подумать как их освоить.
Жаль, что масштабных народных гуляний не предполагается. Было бы здорово применить к ним эффект человеческой массы.
Блины остались, икра тоже - продолжаем отмечать
SphinX писал(а)
не понял про богиню Весту

Была у меня тема, что Лада не Веста camin.livejournal.com/1172959.html
Лада -- по мнению некоторых исследователей (А. С. Фаминцын, Б. А. Рыбаков и его последователи), божество в славянской мифологии; богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.В XVII веке Иннокентий Гизель в своем <<Синопсисе>> в дополнение к рассказу <<Повести временных лет>> об идолах князя Владимира записал:...Четвёртый идол -- Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящийся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же прелесть от древнейших идолослужителей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву -- Ладо, поюще: Ладо, Ладо! И того идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспевают.
нажмите, чтобы увидеть спрятанный текст
Согласно мнению Трубачёва, праслав. *lada восходит к индоевропейскому корню *aldh- <<выросший, зрелый>>, который дал в германском aldi- <<человек>>. Таким образом, первичным значением славянского слова он считает <<старший, муж, мужчина>> (ср. упоминание лад -- возлюбленных мужей -- в <<Слове о полку Игореве>>). Перенесение этого слова на женщину -- вторично.

Веста -- богиня, покровительница семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме. Дочь Крона и Реи, сестра Юпитера, Юноны, Нептуна, Цереры и Плутона. В Греции Веста отождествлялпась с Гестией, богиней домашнего очага
нажмите, чтобы увидеть спрятанный текст
.Семейный очаг в древние времена считали семейным алтарем, у которого отец семейства ежедневно молился богам и приносил им жертвы. Также Весту считали покровительницей справедливых, честных сделок и изображали обычно чистой, целомудренной девушкой. Несмотря на то, что за ней ухаживали многие боги -- среди них были даже Аполлон и Нептун, -- сохраняла девственность.
По преданию поклонению Весте научил римлян Эней, их мифический троянский предок, который привез с собой культ своих богов и, по преданию, выбрал первых весталок-девственниц.

Праздник Весты -- Весталии праздновался 9 июня, во время праздника римлянки совершали босиком паломничество в храм богини и здесь приносили ей жертвы. В день этого празднества ослы не употреблялись для работы, так как, по преданию, крик осла некогда пробудил богиню ото сна в то время, как Приап собирался обесчестить её.

И об ослах. Ослад -- ошибочно приписываемый славянскому пантеону бог веселья и всяческого блаженства. Ослад <<появился>> в XVI веке из-за ошибки в переводе Повести временных лет на латинский язык.
нажмите, чтобы увидеть спрятанный текст


Фразу из <<Повести временных лет>>

И нача къняжити Володимеръ въ Кыев? единъ, и постави кумиры на хълм? вън? двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а усъ златъ, и Хърса Дажьбога и Стрибога и С?марьгла и Мокошь.

С. Герберштейн перевел так:

Volodimerus multa idola Kioviae institut: primus idolum Perun dictum capite argento, caetere lignea errant; alia, Uslad, Corsa, Dasva, Striba, Simaergla, Macosch vocabitur,

образовав тем самым из <<усъ злат>> бога Услада. При раскрытии функций за отсутствием других источников этого бога опирались на созвучность его имени и глагола <<усладить>>. Упоминание об этом божестве имело хождение в научной литературе вплоть до середины XIX века
Vinata
06.03.2020
Я начала читать книгу и остановилась после первой главы про Диану и Вирбия. Этот Дж.Фрэзер - он ведь христианин, мне не надо лезть в Википедию чтобы уточнять это. ) С каждого абзаца текста виден его страх перед гидрой многобожия и неприятие изучаемого им предмета. Вместе с исследованием он желает протащить свою мораль, и не только желает, а и находит это самим собой разумеющимся. Отрубить все головы языческой гидре, уничтожив научным трудом зачатки анимистического мироощущения в своих современниках. Впрочем, перед этой задачей автор явно чувствует свою беспомощность.
Помнится, я не смогла читать Гвидо фон Листа по той же самой причине: то тут, то там в тексте проглядывали уши его нацистских убеждений. Я бы хотела, чтобы исследователь был более беспристрастным и более гибким в своей работе. Умение встать на противоположную позицию, сродниться с ней - это не просто доблесть, а скорее долг всякого исследователя мифа.
Но, как писал Фридрих Георг Юнгер в предисловии к "Греческим мифам":

"Наше мышление - не мышление мифа, а мышление о мифе. Мы не мыслим так, как мыслили греки, но осмысляем то, о чем мыслили они. Вопрос заключается в том, чтобы выяснить, насколько греческое мышление совпадает с нашим собственным".

И ещё любопытная цитата из Евгения Головина:

"Дело в том, что наше сознание, построенное на монотеизме, не может представить себе мир античных богов. Дело не в том, что Зевса зовут Зевсом, Афину -- Афиной, а Диониса -- Дионисом.
Дело в том, что эти существа невероятно флюидные и невероятно тягучие, поэтому они могут воплощаться друг в друга. Поэтому Дионис может стать Гермесом, Гермес Аполлоном. То есть один бог всегда может стать другим богом.
В этом смысле жизнь античного мира -- это сплошная метаморфоза.
Нет четких осей, по которым бы мы ясно определили, где область Зевса, где Гекаты, а где Диониса. Именно поэтому, чтобы хоть как-то проникнуть или, вернее, хоть чуть-чуть соприкоснуться с тем, что мы называем "античный мир", надо привыкать жить флюидальным, метаморфическим способом. Это очень трудно, почти невозможно".
SphinX
06.03.2020
Эк вы сурово наехали на беднягу Фрэзера)) А мне вот он очень нравится. Добросовестно обработал огромный массив информации по множеству народов, культур, разных эпох - и мастерски вычленил повторяющиеся элементы, произвел анализ массива разнородных знаний, затем синтез определенных выводов, и результаты изложил хорошим литературным языком. Настоящий британский ученый)) в лучшем смысле этого слова.
Vinata
06.03.2020
Что ж, что есть, то есть.) Интересно, выдавали ли ему при жизни подобную критику? Не умаляя его способностей к анализу и синтезу, мне бы даже хотелось прочесть его труд, но я, к сожалению, запнулась о "варварские обычаи" и "счастливое перерождение в христианского святого" (об Ипполите).
SphinX
07.03.2020
Дык надо понимать, что этот капитальный труд создавался во вполне конкретную эпоху. Первая половина ХХ века, замечательное время триумфального шествия Советской власти материалистического мировоззрения по всей планете, когда казалось, что оно вот-вот окончательно победит все более архаичные способы мышления и даст человечеству ответы на все вопросы. У самого Фрэзера в этой книге есть замечательная метафора, что мышление и мировосприятие человечества во всемирно-историческом масштабе напоминает этакое полотно. Оно ткалось на протяжении тысячелетий и всегда состояло из трех цветных нитей: черная нить магии, красная нить религии и белая нить науки. Автор был уверен, что недалек момент, когда все полотно станет исключительно белым))
Vinata
09.03.2020
Я это понимаю.) Дух времени и все такое. Мне просто не комфортно читать материал в такой подаче, слишком режет глаз предвзятость автора.
SphinX
09.03.2020
В свою очередь понимаю вас)) По аналогичной причине бывает тяжело читать украинские СМИ и примкнувшую к ним российскую либшизу. Но часто это бывает нужно, чтобы составить более объемное представление о происходящих событиях и состоянии умов в разных местах. Тогда приходится принудительно подавлять собственную брезгливость)) но в результате узнаю немало интересного.
Vinata
11.03.2020
Если нужно узнать о состоянии умов, тогда конечно)
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем