--}}

Современные литургические эксперименты в РПЦ (с)

8
42
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
chtets
12.12.2012
"Опыт постановки проблемы

В воскресенье 20 ноября 2011 года в храме Христа Спасителя в день рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была отслужена Божественная Литургия, на которой собралось множество архиереев нашей Церкви, представители духовенства всех приходов стольного града и несметное количество православного народа. Все пришли на Евхаристическую трапезу, чтобы поздравить своего Первоиерарха с 65-летним юбилеем, помолиться за него и причаститься вместе с ним Святых Христовых Тайн.
Богослужение проходило чрезвычайно торжественно и благолепно. Алтарь не мог вместить всех представителей епископата и клириков, поэтому большинство из них молилось не в алтаре, а в храме. Все были рады и счастливы, поскольку накануне в главный московский собор прибыла великая святыня – Пояс Пресвятой Богородицы.
Небольшое замешательство произошло лишь тогда, когда была закрыта церковная завеса, и в алтаре началось Причастие. Оказалось, что к Причастию Тела и Крови Христовых у Святого Престола приглашены вместе с Патриархом не все архиереи, но лишь митрополиты (количество которых заметно увеличилось за два последних года). Прочие же владыки – архиепископы и епископы, равно как все московские священнослужители, были направлены для Причастия не в алтарь, но в галерею за алтарем, где были установлены дополнительные Престолы. Большого смущения среди епископата и московского духовенства, вероятно, не произошло бы (учитывая исключительную многолюдность собрания), если бы на эти дополнительные Престолы были вынесены из алтаря Святые Дары.
Но этого не произошло!
Ни Тело Христово, ни Святая Кровь Господня из алтаря не выносились. Для Причастия было предложено нечто, принесенное из другого места – не из алтаря, где служил Литургию Святейший Патриарх Кирилл. Клирики причащались не только «не там» (не в алтаре), но и «не того» – не Тела и Крови, освященных во время служения Литургии, за которой они молились.
В итоге большинство представителей епископата и духовенства не смогли объединиться в Евхаристической Трапезе со своим Предстоятелем. Чаша Христова оказалась разделяющей «белых клобуков» от «черных клобуков» и прочих низших церковных чинов.
Недоумение, досада и разочарование читались на лицах многих. Правда, публично о таком неслыханном «литургическом нововведении» заявил в своем ЖЖ лишь протодиакон Андрей Кураев.

Чем закончилась та памятная Божественная Литургия, помнят многие. После поздравления Патриарха Кирилла с юбилеем, Его Святейшество прямо на амвоне рухнул в обморок и был унесен в алтарь, не успев произнести ни одного слова.
Второй раз подобное переживание испытали представители столичного духовенства в воскресенье 9 сентября 2012 года. В этот день по случаю 200-летия торжества победы русского оружия над войском Наполеона все московские клирики были приглашены Святейшим Патриархом Кириллом на литургическое служение в храм Христа Спасителя.
Благолепная умилительная служба в присутствии чудотворной Смоленской иконы Божией Матери и на сей раз не оставила никого равнодушным.
Недоумение возникло вновь, когда пришло время Причастия. В знакомой московским батюшкам заалтарной галерее были предложены Святые Дары. Но они также были вынесены не из алтаря, а откуда-то сбоку.
Можно было услышать следующие реплики, которыми обменивались причастники:

- Откуда принесли эти Дары?
- Не знаю.
- Может быть, с ранней Литургии?
- Да вряд ли.
- Тогда откуда же?
- Отец благочинный говорил, что будто с ранней Литургии из нижнего
храма.
- Точно ли?
- Да какая тебе разница? Причастился и отходи.
- Так мы причащаемся «Преждеосвященными Дарами»?
- Выходит, что так.
- По чину больных и умирающих?
- Да мы такие и есть, на большее и не достойны.
- А может быть, это вовсе не Святые Дары?
- Не знаю.
- А может быть, в Чаше простое вино?..
- Может вино, а может и что похуже. Не искушай меня, отец, я и сам
искушаюсь.
В этот день Патриарх в обморок не падал.
Напротив, после завершения Божественной Литургии на ступенях храма Христа Спасителя был отслужен торжественный молебен, в конце которого Святейший Патриарх Кирилл предложил всем присутствующим пропеть вместе с ним Символ веры.
Невольно вспоминается духовная обстановка в храме Христа Спасителя перед его взрывом в эпоху культа личности. Многие обвиняют в этом злодеянии Сталина – как могла подняться святотатственная рука на уничтожение главного собора России, храма-памятника, построенного на народные деньги в честь победы в Отечественной войне 1812 года!
Но мало кто знает, что в послереволюционные годы этот храм не был православным. В нем служили обновленцы, враги святителя Тихона. В храме Христа Спасителя располагалась кафедра лжемитролита Александра Введенского. Русификация богослужения, безжалостное коверкание церковных чинопоследований и прочие литургические эксперименты были для живоцерковников обычным делом. Но Бог терпел поругание святыни до тех пор, пока кощунство не коснулось Евхаристической Чаши. В книге Левитина-Краснова описан эпизод, как однажды, во время соборного служения, Введенский обратился к своим клирикам-обновленцам с литургическим возгласом: «Христос посреди нас!» На это епископ Антонин (Грановский) громогласно ответил: «Нет Христа посреди нас!» После чего все присутствующие причастились от одной Чаши...
После такого кощунства и глумления над Божественной Литургией Сам Господь уже не стал терпеть бесчинства еретиков и предал храм для уничтожения в руки безбожных коммунистов. Так в древности первый Иерусалимский храм Он отдал полчищам Навуходоносора. Так после предательства иудейскими первосвященниками Христа Спасителя на крестную казнь, второй Иерусалимский храм был отдан Богом на разрушение в руки римских легионеров под предводительством Тита и Веспасиана.
И Сталин, и Навуходоносор, и римские кесари при разрушении Божьего храма исполняли не свою волю, но были лишь орудием в деснице Господней.

Каким наказанием посетит нас Господь за современное отступничество? Каким демократам-разрушителям предаст в руки Церковь?

Послесловие редакции

Данный небольшой по объему текст, недавно попавший в наше распоряжение, принадлежит перу действующего священника законной, канонической Русской Православной Церкви, человека очень ревностного, который, в отличие, увы, от слишком многих, не боится взглянуть в лицо реальности и признать, что она именно такова, не приукрашивая ее. Этот человек поистине пламенной веры, невзирая на свою бескомпромиссность в отстаивании Христовой Истины, неустанно говорит об угрызениях совести за свою пассивность. «Мы все виновны в том, что происходит, – говорит батюшка, – ибо молчанием предается Бог». Выполняя волю автора, мы свидетельствуем, что он готов признать свое авторство, открыто объявить свое имя, но лишь в том случае, если будет дан ход делу, если будет назначена официальная церковная комиссия для расследования литургических нововведений в главном храме РПЦ, кафедральном соборе Патриарха Московского и всея Руси. Кто знает, быть может, мужественный поступок автора, не желающего молчать в ситуации, когда церковные реформаторы, ныне рядящиеся в консервативные одежды, посягнули уже на самое святое, самую сокровенную сердцевину жизни Церкви – Святую Евхаристию, побудит молчащие церковные массы запуганных и одураченных клириков и мирян, прервать молчание и, в свою очередь, засвидетельствовать об Истине?
Проблема, поднимаемая автором, просто дышит кричащей, актуальнейшей судьбоносностью. Ибо всегда, во все времена, что бы ни происходило в нашей Церкви, мы знали и верили, что она во всяком случае обладает спасительными таинствами, среди которых центральное место занимает, разумеется, Евхаристия. Как бы глубоко дух мiра (ныне еще поощряемый реформаторами) не проник в Церковь, какие бы губительные новшества не вводились, Церковь жива Духом Божиим, действующим в ее таинствах. И значит, наша надежда на спасение не потеряна. Но что делать, если так называемые «реформы» коснулись уже и этой сакральной сердцевины, этого духоносного сердца Христовой Церкви? Как быть, если реформаторы уже и сюда вносят вполне мiрской, теплохладный, полный «рациональности» и тяги к комфорту дух маловерия, безразличия и преступного легкомыслия в недостойных играх со святыней? И можем ли мы надеяться на помощь Божию, Им даруемую благодать при таком отношении к Литургии – самой главной службе Церкви, ее главному общему делу? Когда, в какой момент нарастания нашего маловерия, небрежения и отступничества Бог отнимает благодать и, промышляя о своей Церкви, попускает гонения? Сие есть тайна, нам безусловно неведомая.
В этом коротком, но удивительно емком и содержательном тексте автор буквально спасает честь русского духовенства, в истинно христианском духе рассматривая важнейший и вновь актуальнейший вопрос о гонениях. Нечестие тех, прежних обновленцев «подготовило» уничтожение храма воинствующими безбожниками. Странно было бы оправдывать этих последних, отрицая наличие в них злой воли. Но если мы и в самом деле, реально веруем в Промысел, мы не можем не признать, что всеведущий и всемогущий Господь и сами гонения обращает нам во благо. Злая воля гонителей – отдельный вопрос. Но не учит ли Церковь, что сокровенная суть практического христианства заключена в принципе – «Начни с себя»? И есть ли «заговор» внешних сил единственная причина гонений?
И вот теперь, когда с такой любовью и тщанием, с таким восторгом веры восстановленная святыня вновь подверглась явному поруганию, когда вместо благолепия и пышности византийского обряда вовсю порезвились здесь «скверные плясавицы» – не наше ли равнодушие к происходящему в храме, к профанации Литургии – тому виной?
Эта маленькая статья – укор всем нам, нашему безразличию и теплохладности. Она будит наш ум и бередит душу. Она зовет к борьбе – не с внешними врагами, принимающими для нас каждый раз удобный нам самим облик – но к борьбе в Церкви за дело Церкви, к борьбе за веру. Останется ли автор одинок или обретет многих соратников? "

amin.su/content/analitika/9/562/
Ну, что ж, сатана орудует как может.
Давайте, давайте больше таких статей, чтобы люди начали сомневаться в Евхаристии.
Сами не понимаете, что делаете.
Это исключительно внутрицерковные дела (в статье описанные) и решать их нужно не тем, чтобы трепаться о них на каждом углу.
А каким образом, прочитав эту статью, можно усомниться в таинстве Евхаристии?
Вообще-то, даже когда не сомневаешься что в чаше Тело и Кровь Христовы, то часто сомневаешься что можно причаститься в осуждение. Это тоже внутри церковное дело?
И еще вопрос. Внутри церковные дела, это что-то сверхсекретное, да? Или все же Церковь у нас одна для всех?
Читайте статью внимательно.
1. Сами священники, судя по диалогу сомневаются в том, что в чаше.
2. Некоторые остались недовольны, посчитав себя какими-то обособленными. Чем не повод осудить первоиерахов перед Причастием и причаститься в осуждение?
А нам потом умники пишут всё это в своих статьях, чтобы мы также думали. Что вот священник, который только что литургисал, мол, он греховодник.
Именно поэтому сатана и стремиться к тому, чтобы мы в самый последний момент, когда подходим к Телу и Крови осудили того, кто на лжице подаёт нам Святые Дары.
Разве не так?
Полно есть якобы православных, которые не ходят в тот или иной храм, потому что там священник "неправильный".
Да, точно, слышал такое, как некоторые считают что там священник не правильный, а значит и Причастие там не правильное. Так надо же эти заблуждения как-то развеивать. Надо разъяснять, а не утаивать.
Вперёд, разъясняйте.
Вот, например, форум хорошее место для этого.
Но здесь Вы такого скорее всего не обнаружите.
Видите какие темы тут пошли?
То ли ещё будет далее.
Обличения будет больше, чем разъяснения и увещевания.
дядюшка Римус писал(а)
Вперёд, разъясняйте. <br> Вот, например, форум хорошее место для этого.

Я один не справлюсь. Поддержите?
Не знаю. Посмотрим.
дядюшка Римус писал(а)Это исключительно внутрицерковные дела (в статье описанные) и решать их нужно не тем, чтобы трепаться о них на каждом углу.

Дядюшка Римус, почему некоторые забывают, что все что не случается, это все от Бога; что если информация получила широкую огласку, то это случилось по Воле Бога, по только Ему ведомому промыслу?
Вы забываете, что по воле Бога случается только благое. Все же злое случается по воле либо бесов,либо грешников.
Бога виновным во грехе, пусть и косвенно, делать не надо.
Слава Богу за все, слава Богу за скорбь и за радость....
Вам знаком этот текст? Ни один бес, ни один грешник не может ничего сделать, если не будет на то воли Бога.
Примеры приводить?
Вы забываете что скорби нам попускаются Богом, во благо нам, для нашего вразумления.
Бог хочет, чтобы Вы грешили?
Бог не хочет чтобы люди грешили, поэтому и вразумляет.И если я грешу, то по своему не разумию, а Бог попускает это, потому что дал нам свободную волю.
Отлично. Есть два факта.
1. Бог не хочет чтобы Вы грешили.
2. Вы грешите.
Прямое и явное не совпадение.
Происходит то, чего не хочет Бог, вопреки Его воле.
Значит на грех воли Его нету. А когда, говорят, что без воли Его ничего не происходит, то указывается, что Он всё содержит в деснице Своей, что Он управляет всем. И грехопадение не по воле Его произошло, а по попущению и Промыслу. Всё попущение, которое происходит, происходит по Промыслу Божьему.
А если Вы начнёте людям говорить, что на всё воля Божья, то в ответ услышите, что войны, что убийства и изнасилования детей по Его воле. Разве не слышали, что именно так и отвечают люди, когда говорят им "на всё воля Божья"?
Бог не хочет чтобы мы грешили, но Он хочет чтобы мы не грешили добровольно – это желание Бога, основанное на Его воле.
Относительно людей воля Бога в том, что Он дал нам свободную волю, и в соответствии с волей Бога, мы сами выбираем грешить нам или нет.
Дядюшка Римус, для вас притча из книги под названием "Притчи". Эта книга рекомендована к печати издательским советом РПЦ.
Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос.
— Все, что существует, создано Богом?
Один студент смело ответил:
— Да, создано Богом.
— Бог создал все? — спросил профессор.
— Да, сэр — ответил студент.
Профессор спросил:
Если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло.
Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, что вера в Бога это миф. Один из студентов поднял руку и спросил:
— Могу я задать вам вопрос, профессор? Холод существует?
— Что за вопрос? Конечно, существу¬ет. Тебе никогда не было холодно?
Студенты засмеялись над вопросом молодого человека. Молодой человек ответил:
— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить с точки зрения того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.
Студент продолжил:
— Профессор, темнота существует?
— Конечно, существует.
Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту.
— Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, на¬сколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота — это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света.
В конце концов, молодой человек спросил профессора:
— Сэр, зло существует?
На этот раз профессор ответил очень неуверенно:
— Конечно, как я уже сказал. Мы ви¬дим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным, как проявлением зла.
На это студент ответил:
— Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло — это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод — слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло — это не вера или любовь, которые существуют, как свет и тепло. Зло — это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.
Вы правда считаете, что я глупее Вас?
Кто глупее не знаю, но одно ясно, в ответах на некоторые вопросы наши мнения расходятся.
дядюшка Римус писал(а)
А если Вы начнёте людям говорить, что на всё воля Божья, то в ответ услышите, что войны, что убийства и изнасилования детей по Его воле.

Да, на все воля Божия.
Вы предлагаете утаить от людей эту истину?
Я Вам уже ответил, что воля Божья распространяется только на благое, что совершенно никак её не ограничивает.
Молитва оптинских старцев:
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу пере¬нести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Обратите внимание на эти слова: "Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя".
Отлично, вот Вы получили известие о том, что кто-то согрешил блудом или убийством. На это была воля Божья? Станете Бога за это благодарить и славить?
На все воля Божия.
Оптинские старцы для вас не авторитет?
Авторитет, поэтому покажите мне, где они пишут и говорят о том, что у Бога есть воля на то, чтобы кто-то согрешал.
Они пишут и говорят "...что на всё святая воля Твоя".
Полезайте в словарь, найдите значение слова "всё".
Ну, это конечно мощный аргумент.
А вот Вы догматику Церкви знаете?
Знаете, что Бог благ и только благ. И воля Божья - это Его атрибут. Воля Божья - это проявление природы, сущности Божьей. Раз Бог благ, то и воля Его благая и распространяется только на благое.
Вы как думаете, оптинские старцы не знали догматику Церкви?
Это здесь ни причём.
Проблема в том, что Вы считаете, что даже грех совершается по воле Божьей. Это не так. Грех существует по попущению Божьему. Но чтобы люди, согрешая, отходили всё дальше и дальше от Него, чтобы люди гибли, такого нет и быть не может.
Это мусульмане считаю только, что даже зло от Бога. А зло не от Бога, а от сатаны, который первый согрешил.
Больше ничего объяснять не стану.
дядюшка Римус писал(а)
Проблема в том, что Вы считаете, что даже грех совершается по воле Божьей.

Что-то вы наверно перепутали.
Когда я Вас спросил про известие о соблудившем или убийце, Вы написали фразу "на все Божья", а потом стали оптинскими старцами прикрываться.
Вы точно не поняли.
Фраза которую вы мне приписываете "на все воля Божья" и "прикрытие" оптинскими старцами фразой из их молитвы ""...что на всё святая воля Твоя" - это фразы с одним и тем же смыслом.
дядюшка Римус писал(а)
Это исключительно внутрицерковные дела...

А для Вас "внутрицерковные" = внутриархиерейские или же внутрицерковные - значит, касающиеся всех чад Церкви Христовой?

дядюшка Римус писал(а)
Сами не понимаете, что делаете.

Журнал Московской Патриархии
и Церковный вестник. Статья "Митрополит Иларион. Евхаристическая чаша на соборной Литургии":
...более практичный вариант: чаши с вином ставятся на престол рядом с главной чашей после великого входа, например при начале пения Символа веры."

Журнал Московской Патриархии тоже не понимает что делает?
Незнайка на Земле писал(а)
А для Вас "внутрицерковные" = внутриархиерейские или же внутрицерковные - значит, касающиеся всех чад Церкви Христовой?

Чего-то я не понял, архиереи и прихожане не в одной Церкви пребывают?
Незнайка на Земле писал(а)
Журнал Московской Патриархии тоже не понимает что делает?

Во-первых речь идёт об этой статье, а не о том, что выдумал митр. Иларион. С этой его идеей я не согласен, кстати.
Во-вторых, покажите, где в ЖМП сказано о том, что священники начинают вести какой-то комичный диалог и сомневаться о том, что находится в Чаше, как это написано в этой статье, которая тут была опубликована.
дядюшка Римус писал(а)
Чего-то я не понял, архиереи и прихожане не в одной Церкви пребывают?

Значит Ваш ответ - это касается всех чад Церкви. А если это так, то почему они (члены Церкви) должны молчать когда видят несоответствие канонам своей же Церкви?

дядюшка Римус писал(а)
Во-первых речь идёт об этой статье, а не о том, что выдумал митр. Иларион. С этой его идеей я не согласен, кстати.
Во-вторых, покажите, где в ЖМП сказано о том, что священники начинают вести какой-то комичный диалог и сомневаться о том, что находится в Чаше, как это написано в этой статье, которая тут была опубликована.

А Вы не думаете что сомнения могут возникать уже после таких статей?
Незнайка на Земле писал(а)
А если это так, то почему они (члены Церкви) должны молчать когда видят несоответствие канонам своей же Церкви?

Окей, где канон описывающий как следует действовать в таких случаях? Это раз.
Исторически, кто и как действовал в подобных случаях? Это два.
Ну, и разве описанное - это общеупотребительная практика? Это три.
Stopkin
12.12.2012
Вспомнились пророчества (схимонахини Нилы и других) : сначала к власти придут коммунисты, затем РПЦ изменит богослужение в храмах , и тогда Богородица попустит Китаю напасть на Россию...
А пророчества Христа вспомнить не хотите?
Stopkin
12.12.2012
Мне и этого пророчества достаточно: эксперименты со службами уже идут, мерзкая власть так издевается над народом, что скоро даже самые смирные возопят и проголосуют за коммунистов, да так, что никакие чуровы едросам не помогут..Так что надо готовиться к войне с Китаем..
Stopkin писал(а)
Мне и этого пророчества достаточно...

Ясно. А вот нам, христианам, не достаточно того, что кто-то где-то сказал чего-то. Нам Писание нужно и Предание, которое гармонизируют друг с другом.
Stopkin
12.12.2012
Там написано, что войны с Китаем не будет?
Ну, я на такой уровень риторики, который Вы мне предлагаете, переходить не стану.
Уж, извиняйте.
:-)
Stopkin
12.12.2012
Вольному воля...
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов