--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Хорошая рецензия на "Перевал Дятлова"

Фильмы
221
2
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
С сайта "Коммерсанта":


Провал Дятлова
Трагедия — хоррор — трагикомедия. Что дальше?

Журнал "Огонёк" №46 от 23.11.2020, стр. 38
На телеканале ТНТ и видеосервисе Premier вышел сериал «Перевал Дятлова». Превращение трагической истории в хоррор — это еще нормально. А вот превращение в трагикомедию — это уже недоработка авторов, считает обозреватель «Огонька».

Андрей Архангельский
Для начала скажем, что сама по себе история группы Дятлова (девять туристов, погибших при невыясненных обстоятельствах в феврале 1959 года в окрестностях горы Холатчахль) обречена стать классическим русским хоррором. Не надо теперь заимствовать из заграничного материала сюжет и героев, не надо адаптировать — все уже есть, бери и рассказывай. Тревожная музыка, снег, горы; опять же не Москва, а Урал, самый колорит (у нас уже периодически появляются такие сериалы, где природа играет самостоятельную роль). В итоге мы обрели собственный «Твин Пикс», и это в своем роде нормально. Правда, с этим уже не согласились родственники погибших студентов; сестра Игоря Дятлова после выхода сериала планирует обращаться в суд, как и другие. Поскольку в фильме упоминаются реальные имена и фамилии, а само повествование, мягко говоря, с выдумкой. Но этого следовало ожидать.

Интерес к трагической истории вызревал долго, в течение 2000-х, зато потом все завертелось — после выхода в 2013 году на российские экраны американского триллера Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова» (The Dyatlov Pass Incident). Для его описания придется воспользоваться термином, который может кому-то показаться необъективным: фильм Харлина оказался подлинным безумием (сюжет: на перевале Дятлова исследователи обнаружили секретную советскую лабораторию, из которой полезли зомби в телогрейках и буденовках). С тех пор киновоплощения о группе Дятлова тоже словно бы преследует злой рок.

Мы не знаем, какая из версий возобладает в нынешнем сериале, поскольку на момент выхода рецензии сериал еще продолжает идти, но можем утверждать, что его авторы пошли дальше американских коллег. Они решили использовать не одну, а сразу все экстравагантные версии случившегося. В каком-то смысле авторам сериала «Перевал Дятлова» тоже не позавидуешь — режиссерам и продюсерам Валерию Федоровичу, Евгению Никишову, сценаристу Илье Куликову. Если в других случаях мистическая составляющая истории является плодом воображения авторов, то в нашем, даже если бы авторы были сверхсуществами, они не смогли бы выдумать ничего нового. Поскольку все давно сделано за них.

Сегодня в народном обиходе насчитывается около 70 версий, объясняющих гибель группы, в том числе и самых фантастических. Учитывая популярность этой истории в народе, авторы вынуждены идти на поводу у толпы. Единственное, что они могли сделать в данном случае,— снять кино более или менее со вкусом.
Этого не произошло, к сожалению. Ко всему прочему авторы еще и добавили от себя — то, что они привыкли делать в других сериалах: чекистов и войну. Оригинальная авторская мысль работала ровно первые семь минут фильма: когда мы заглядываем в палатку, которая осталась на месте гибели группы, у нас возникает ощущение, что она и есть сама бездна, которая глядит на нас. Отличный ход. Но дальше все идет, как обычно. «Практически все персонажи сериала — реальные люди. Вымышленными являются лишь главный герой, майор КГБ Олег Костин, и двое его приближенных»,— честно предупреждают нас авторы. За столичным чекистом (от лица которого идет рассказ) присылают вертолет, у трапа его поджидает автомобиль ЗИМ. Машина представительского класса, заметим, в которой в лучшем случае руководство Свердловской области ездит. И этот паркетник 1950-х везет героя по Уральским горам, видимо, прямо к палатке. Вся первая серия посвящена судьбе чекиста (Петр Федоров), который на каждом углу кричит: «Никому не говорите, что меня видели! Это секрет! Больше никому!» Сам майор одет с иголочки и сверкает как Кельвин Кляйн. Женщины, которые тоже словно бы сошли с обложек журналов мод, первыми бросаются ему на шею. «Вас когда ждать дома, товарищ майор»? — спрашивает эксперт Катя, с которой он только что познакомился у анатомического стола.

Второй сценарный костыль — это война. Временами на нашего майора накатывают воспоминания. Оказывается, что все «это» он уже видел, будучи командиром разведгруппы. Секретная нацистская лаборатория в далеком 1945-м, опыты над людьми. Поиски вечной жизни. Мистическое оружие рейха — вот в какую сторону история пошла. Был такой термин в советские времена — «эхо войны». Ну да. Без войны никуда. Авторы не умеют или уже не могут рассказать ни одной истории без «войны», даже если она закончилась за 15 лет до описываемых событий. Сорокин для бедных, трилогия про молоты с вырыванием сердца. Другого героя, Золотарева из группы Дятлова, также посещают видения из военного прошлого. Опять секретные немцы, перстни, обладающие сверхсилой, темная история с 15 трупами. Этот компот с войной и чекистами — новый эталон российского кино (плюс у чекиста еще зачем-то конфликт с партийной верхушкой Свердловской области, с самим А.П. Кириленко — будущим секретарем ЦК КПСС). Все в кучу, весь советский морок. Черные «волги», черные волки.

На этом фоне сами студенты из группы Дятлова (параллельно в сериале реконструируют трагический поход) выглядят сусальными и пряничными, словно сошедшими с плакатов и фильма «Я шагаю по Москве». Из каждого жеста авторы сериала не забывают высекать площадной сентиментализм. «Что ждет нас в этом походе?» — записывает в дневничке студентка. Известно, что. «Запомните нас молодыми!», «Сходим еще вместе, Юра!» — выкрикивают герои через равные промежутки времени как бы нам, зрителям, которые, конечно, знают, что никто никуда больше не сходит. Внутри группы зреет какая-то любовная интрига — авторы не удержались от использования еще одного привычного костыля, «любови». Но в итоге от концентрации «всего самого-самого» страшная история превращается в охотничьи рассказы на привале. На привале Дятлова. Единственный выживший участник похода, Юрий Юдин, как известно, сошел с маршрута по болезни за пять дней до гибели группы. Авторы хватаются за эту деталь и раздувают историю на целую серию. «Юра, смотри мне в глаза. Почему ты все-таки не пошел?» — допытывается майор. «Сны мне снились нехорошие... У меня бабушка ворожея»,— мямлит он в ответ.

Понятно, что авторам нужно растянуть повествование на 8 серий и при этом сохранить интригу до последнего. Авторы, вероятно, размышляли так: посвятить каждую серию одному из дней похода? Банально и скучно. Стало быть, нужно растягивать все за счет любования деталями советского быта (а это единственное, чем занимается российский сериал уже 20 лет). И за счет альтернативной истории, понятно. Майор цитирует тут Шекспира в переводе Пастернака: в случившемся он, как Горацио, видит «знак странных смут для государства». Кстати, два громких триллера этого года, «Спутник» и «Кольская сверхглубокая», тоже о том, что некая злая сверхсущность вмешалась в советскую жизнь и с тех пор все пошло наперекосяк.

Полный текст на www.kommersant.ru/doc/4574652

ЗЫ. Сериал не смотрел, с рецензией заранее согласен. Ибо кроме дерьма, ничего путного про советскую реальность за последние 10 ничего не снято.
andrew_
25.11.2020
Явлинский писал(а)
Хорошая рецензия на "Перевал Дятлова":
вот ещё одна:

"Включила "наверное/возможно/почти точно" лучший отечественный сериал года "Перевал Дятлова". Я не знаю, что случилось на горе Холатчахль в 1959, но я знаю, что получилось у продюсеров канала ТНТ. Ну как вы думаете? Барабанная дробь. Ну, конечно, пи**ец. В аннотации написано, будто "Перевал Дятлова" - это нуар в уважаемых традициях советского кино с вкраплениями мистики. Проверяем, смотрим, видим. От нуара только шляпа артиста Федорова. Зин, кончай млеть от Делона, тут Федорова переодели, он, конечно, не самурай, а товарищ майор КГБ и вместо бусидо у него бумаги о неразглашении, но тень-то, Зин, он отбрасывает красиво. Теперь о том, что некрасиво.
Во-первых, музыка. Она перекочевала из картины "Спутник" (запоздалый трэш-косплей "Чужого" тоже с Федоровым) - давай, ребята, уууу, давай, басы, не жалей, чтобы все поняли, как сейчас невыносимо страшно будет. Выходит просто невыносимо.
Во-вторых, диалоги. Годар считал, что с изобретением звука настоящее кино умерло, нашего современного точно касается. Сценарист "Перевала Дятлова" - автор еще и "Аванпоста" (не фильм, а неисправный сливной бачок, тоже с Федоровым). И этим все сказано. Он позволяет себе реплики из серии "что-то мне не нравится это место" или следующие правдоподобные сцены. Майор КГБ приезжает из Москвы в Свердловск. Его встречает человек и говорит: я Иванов Иван Иванович. Майор КГБ: знаю, вы - первый секретарь свердловского обкома. Иван Иванович: все-то вы знаете, вам, что уже доложили? Нет, бля*ь, он не знает, но прогуглил в волге по вай-фаю.
В-третьих, мистическая подоплека. Как и полагается в нашем кино - без фашистов никуда. Все флэшбеки ведут к Гитлеру и в "Сталинград" (помните тоже с Федоровым). Кто погубил тургруппу Дятлова? Пушкин? Коронавирус? Миту? Нет, Ади с Геббельсом. Доставайте гимнастерки, самогон и пулемет. У нас же кино РФ, оно сражается с 3 рейхом даже во сне.
Да-да, я читала, что сериал устроен сложно. Четные серии, нечетные, четные сняты, как оммаж "Июльскому дождю", а нечетные, как я догадываюсь - оммаж "Острову проклятых", но вы, ребята, оммажами дома занимайтесь, на кухне. У тебя оммаж? И у меня оммаж! Что делать будем? Будем делать бизнес, "наверное/возможно/почти точно" станем богатыми и знаменитыми."
www.facebook.com/zinaida.pronchenko.7/posts/1546340092241593
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Куплю старинные иконы дорого

Куплю старинные иконы, финифть в любом состоянии по цене от 100 тыс. до 3 млн. рублей. Выезд на адрес и оценка бесплатно и...
Цена: 250 000 руб.

Покупаем иконы, самовары и др. антиквариат

Куплю иконы от 100000 руб., самовары угольные , книги до 1910 г. издания от 30 тыс. руб., монеты царские (золото), фарфор до 1920 г.,...
Цена: 250 000 руб.

Покупка, оценка буддийских статуэток.

Оценка. покупка буддийских статуэток. 1. Сфотографируйте бронзовую статуэтку при помощи фотоаппарата или смартфона (минимум, с 2х...
Цена: 90 000 руб.

Оценка антиквариата, старинных икон.

Проводим бесплатную оценку антиквариата , старинных икон . Если вы хотите оценить и в дальнейшем продать старинные иконы и другие...
Цена: 1 руб.


Зальцбург-100: Так поступают все 16+

«Счастлив тот, кто воспринимает всё с радостью… среди жизненных бурь он не утратит безмятежного покоя. Терпение и спокойствие Разума лечат душевные треволнения лучше, чем всё искусство...


Венецианские тайны 16+

Марко с радостью узнает, что жена ждет ребенка. Это событие дает ему надежду на новое счастье, после того как он потерял первого сына несколько лет назад. Неожиданно Марко начинает преследовать новая...


Ходжа Насреддин 12+

Постановка Театра наций (Москва).


Авантюристки 16+

Евгения — домохозяйка, во всем покорная мужу. Рина — клептоманка и патологическая лгунья. Миранда — вдова, которая вынуждена жить с токсичной свекровью. Ирма терпит многолетние...