Политика Инфраструктура, деньги и энергобаланс: чего не хватает России для динамичного развития электромобилей

Инфраструктура, деньги и энергобаланс: чего не хватает России для динамичного развития электромобилей

В «Точке кипения» обсудили проблемы и перспективы перехода на электротранспорт

В «Точке кипения» встретились представители бизнеса, органов исполнительной власти, академики и экологи

Развитие электротранспорта — неизбежная тенденция XXI века в контексте борьбы с климатическими изменениями. Например, в Норвегии полностью откажутся от автомобилей на двигателях внутреннего сгорания к 2024 году — заводы прекратят их производить, а горожане не смогут покупать традиционные автомобили даже из-за рубежа. Россия тоже не оставляет эту тенденцию без внимания: ГАЗ активно выпускает электробусы и недавно презентовал электрогазель. Но на пути к отказу от бензина предстоит решить множество проблем.

15 июня Комиссия по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ организовала круглый стол на тему: «Переход на электротранспорт и углеродная нейтральность: экологические перспективы, возможности и вызовы». Почему встреча прошла именно в Нижнем? Дело в том, что Нижегородская область может стать флагманом по переходу на электротранспорт. Для этого в регионе есть все ресурсы: производственные, интеллектуальные и финансовые. Поэтому наш город, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем, Сочи, Калининградом и Казанью, вошел в список пилотных регионов по развитию электротранспорта.

На круглом столе также присутствовали студенты

Минэкономразвития РФ завершает работу над концепцией по развитию производства и использования электротранспорта в России и планирует, что к 2030 году 15% транспорта будет ездить на аккумуляторах. Концепция оценивается в 750 млрд рублей.

Проблемы развития электротранспорта в России


Первый вопрос — действительно ли электромобили наносят меньший вред окружающей среде, ведь, чтобы получить энергию, в большинстве российских городов используются ресурсы, а именно уголь. На этот счет высказался генеральный директор ООО «РЭНЕРА» Эмин Аскеров.

— Если в регионе используется в основном энергия от АЭС или ГЭС, то переход на электромобили будет выгоден с точки зрения экологии. А если в регионе 5 ТЭЦ, то экологичность данного вида транспорта оказывается под вопросом. Следовательно, для перехода на электромобили необходимо соблюдать энергобаланс, — объяснил Эмин Аскеров.

Генеральный директор ООО «РЭНЕРА» Эмин Аскеров участвовал в дискуссии онлайн

Следующий пункт: почему развитие электромобилей в нашей стране идет медленнее, чем в Европе? По словам директора международной экологической организации «Беллона» Александра Никитина, нам не хватает двух вещей: инфраструктуры, которую должны обеспечить власти, и вложений со стороны инвесторов.

Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина, которая выступила модератором круглого стола, подчеркнула и другую проблему — отсутствие производства, способного перерабатывать аккумуляторы электротранспорта:

— Сейчас мы только в начале пути. Переход на новое оборудование на электродвигателях требует важного системного шага — создания эффективной системы переработки аккумуляторов электромобилей и источников бесперебойного питания, которые в настоящее время чаще всего попадают на полигоны и приводят к образованию объектов накопленного вреда окружающей среде, — отметила Елена Шаройкина.

Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина подчеркнула важность переработки отходов электромобилей

Дзержинск — центр переработки аккумуляторов


Проблему отходов электромобилей уже начали решать — госкорпорация «Росатом» планирует построить экотехнопарк «Центр» по переработке аккумуляторов электротранспорта, железнодорожного транспорта, мобильных устройств и источников бесперебойного питания (UPS) в Дзержинске.

— К тому моменту, когда в России активно начнут выходить из строя аккумуляторы, которые используются сейчас, и кратно повысится количество электромобилей в городах, наш завод заработает. По планам это конец 2024 года. Поскольку экотехнопарк «Центр» — первый российский опыт, мы будем использовать европейские технологии. В европейских странах сейчас ориентируются на максимальное извлечение полезных фракций (цветных металлов, литиевого, никелевого, кобальтового концентратов) в процессе переработки, чтобы использовать их для производства новых аккумуляторов, — рассказала директор по развитию АО «Русатом Гринвэй» Екатерина Демичева.

Екатерина Демичева (справа) отметила, что в экотехнопарке будут применять эффективные технологии очистки воздуха и сточных вод

Общие инвестиции в проект составят более 5 млрд рублей, объем ежегодных налоговых отчислений в бюджеты различных уровней — более 500 млн рублей. Строительство экотехнопарка даст дополнительные возможности для развития перспективных секторов экономики и позволит решить важные социальные задачи в регионе. Но не стоит забывать и об экологической стороне вопроса, тем более в Дзержинске.

— Безусловно, региональное правительство заинтересовано в крупных инвестиционных проектах. Это и ежегодные налоговые отчисления, и новые рабочие места. Но в то же время необходимо уделять серьезное внимание выбросам. Мы должны адаптировать ключевые направления развития экономики к новым вызовам изменения климата. Необходимо не только снижать объемы углеродных выбросов, но и жестко контролировать их объемы, — отметил заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян.

Экотехнопарк «Центр» в Дзержинске станет первым в России проектом по созданию замкнутого цикла производства в сфере электротранспорта. Здесь будут применять эффективные технологии очистки воздуха и сточных вод, а также создадут многоуровневую систему мониторинга. К началу 2022 года экотехнопарк пройдет все общественные обсуждения и государственные экспертизы. Только после этого будет принято решение о начале строительства объекта.

Открытая трибуна.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления