Экология проблема Борчане против «Ока Саурона»: как маленький поселок борется с теплицами за свои дома и выигрывает. Ну почти

Борчане против «Ока Саурона»: как маленький поселок борется с теплицами за свои дома и выигрывает. Ну почти

В начале января стало известно о строительстве еще одной теплицы рядом с деревней

Более полугода жители поселка Ивонькино судятся с тепличным комбинатом, соседству с которым они отнюдь не рады

Три огромных корпуса тепличного комбината «Нижегородский» заработали в октябре 2021 года. С тех пор жизнь небольшой деревни Ивонькино в Борском районе превратилась в кошмар: по ночам в окна жителей бил яркий свет, а гул и вибрации от тепличных генераторов лишали сна. Люди писали петиции, обращались в прокуратуру и судились с комбинатом.

За минувший год удалось добиться многого — предприятие раскошелилось на свето- и шумоизоляцию. NN.RU съездил на место и восстановил историю противостояния обычных жителей с крупным агробизнесом: мы узнали, чего удалось добиться за год противостояния, а что до сих пор отравляет местным жизнь.

«Кроты исчезли, не дураки здесь умирать»

— У-У-У-У, — говорит невысокая женщина с красно-каштановыми волосами.

Так она пытается воспроизвести звуки, доносящиеся от светящихся конструкций за спиной. Это тепличный комбинат, который питерский холдинг «Рост» построил под Бором полтора года назад. Шум стоит часами. Когда газовые генераторы внутри врубают на полную, из-за вибраций невозможно уснуть, болит голова, у стариков начинают ныть кости, жалуется женщина. Ее дом стоит в двух сотнях метров от комплекса в деревне Ивонькино.

Жительницу зовут Светлана Малькова. В деревне она проживает вместе с супругом и шестилетней дочкой. Кроме Светланы, в Ивонькино, согласно последней переписи, живет еще 133 человека. Почти половина из них — пенсионеры. Сама Светлана переехала сюда 13 лет назад.

Светлана Малькова активно судится с борскими теплицами

— Когда муж вез в деревню, вокруг пустые поля стояли, вместо дороги — гравий, темнота, деревья. Думаю, куда он меня везет, в лес убивать? — вспоминает Светлана.

С тех пор деревня преобразилась. В населенный пункт провели газ, появилось сносное освещение, вокруг выросли новые районы. Однако в конце 2021-го образовался жирный минус, перечеркнувший все плюсы деревенской жизни: под боком появились теплицы.

— У нас есть жители, которые уже год как выставили дома на продажу. Как только [покупатели] слышат, где находится дом, бросают трубку.

Более полугода Светлана вместе с другими жителями судится с агрохолдингом — и им есть чем похвастаться. За это время удалось снизить бьющую в окна засветку: еще пару месяцев назад свет от теплиц заливал километры пространства вокруг. Теперь теплицы закрывают специальными шторами. Также внутри корпусов установили звукоизоляцию, но вибрации, по словам Светланы, всё равно ощущаются. Это отражается и на природе:

— Жаворонки у нас здесь заливались, соловьи, а сейчас только чайки кружат — из-за бассейнов на территории комбината. Даже кроты исчезли. Не дураки умирать здесь.

Пока что суд признал потерпевшей от теплиц лишь одну жительницу — 60-летнюю Татьяну Галунину. В ее доме зафиксировали превышение норм по вибрации и засветке.

Большую часть жизни эта женщина провела с мужем в Сормове. Ее супруг мастерил мебель для подлодок на заводе, а она трудилась крановщицей. Двухэтажный дом в Ивонькино семья строила сама в начале нулевых.

— Для меня это дворец, — говорит пенсионерка. — У меня и газ, и баня двухэтажная, и бассейн сзади. Мне здесь очень нравится, но придется бежать. Это моральное убийство. Мне придется кинуть место, где я всю жизнь хотела быть. Мы с мужем два старых человека, у него еще астма, он не может в огород выходить работать, когда запах идет.

Желтые ночи


Впервые о планах по возведению огромного тепличного комплекса под Бором стало известно в 2018 году. Об этом заявил губернатор Глеб Никитин во время очередного отчета перед депутатами. Тогда регион заметно отставал от соседей по выпуску овощей — новый комбинат должен был сократить отрыв. Инвестор отыскался через пару лет: им стала группа компаний «Рост» питерского бизнесмена Сергей Рукина, одного из лидеров на российском тепличном рынке. На проект агрохолдинг получил кредит в пять млрд рублей в нижегородском филиале Россельхозбанка. Сверху вложил 200 млн рублей собственных денег.

Сейчас на теплицы установлены специальные шторки, которые заметно снижают уровень засветки


Рукин основал тепличный холдинг в 2013 году. До этого занимался разным бизнесом. В 90-е вместе с Олегом Тиньковым владел компанией по торговле замороженными овощами, рыбой и мясом. В 2006 году создал «Автомоторс» — дилерский центр BMW, MINI, Rolls-Royce. Сейчас его холдинг «Рост» владеет 15 тепличными комплексами в южных, центральных регионах России и на Урале.

Компания Рукина обещала, что новое предприятие на Бору даст около 250 рабочих мест, 14 тысяч тонн огурцов и 3,5 тонны томатов в год, выращенных по голландским технологиям. Комплекс запустился в 2021 году и очень быстро превратил жизнь соседних деревень Ивонькино и Телятьево в кошмар. Мощный свет от теплиц бил в окна жителей, отсвет в ночном небе был виден даже из областного центра — нижегородцы прозвали его «оком Саурона».

— Нас никто ни о чём не предупреждал. Кроме этого света, теплицы еще и шумят, вы прислушайтесь. В огороде невозможно находиться. На территории комплекса газовые генераторы стоят: ночью и когда идет снег, они тихо работают, а когда снега нет или в мороз шумина невозможная, — жаловалась год назад корреспонденту NN.RU жительница Татьяна Галунина.

Во время нашего выезда в воздухе около генераторов ощущался горелый запах. Жители сравнивали его с вонью от выхлопных газов: от него першило в горле, слезились глаза. Кроме того, после появления теплиц жители заметили снижение напора воды в домах. К слову, в Ивонькино нет водопровода, жителям приходится ходить до колодцев. Предприятие тоже пробурило свою скважину и активно выкачивает жидкость, жалуются местные.

«Вы приехали слушать что, тишину?»

С ноября 2021 года жители Ивонькино начали писать петиции местным и федеральным властям, в том числе президенту Владимиру Путину, с требованием прекратить «огуречный геноцид». В мае 2022 года Роспотребнадзор обнаружил, что в комплексе без лицензии используется газовая сеть, а ответственный за их эксплуатацию работник не был аттестован. Тогда же жители подали первый иск в суд против предприятия. В ответку к людям стали наведываться сотрудники прокуратуры и Роспотребнадзора — их действиями в деревне были недовольны.

— Интересная штука, — говорит Светлана Малькова, — когда из Роспотребнадзора приезжают — тишина полная стоит. Только стоит сотрудникам отъехать — шум. Мы пытаемся донести до Роспотребнадзора: «Ребят, вы приехали слушать что, тишину? Это нам неинтересно. Сейчас вы уедете — и они снова врубят на полную». Мы теперь не пускаем сотрудников в свои дома.

Татьяна Галунина объясняет, почему в последнее время в Ивонькино не слишком рады сотрудникам Роспотребнадзора

Пенсионерка Татьяна Галунина дополняет, что сотрудники ведомства порой наведываются не только днем, но и ночью или рано утром, чтобы делать замеры. При этом сама эта процедура длится часами.

— Соседям делали замеры, затем сказали: это предварительные результаты, это не считается. Ну а мы на это: идите в задницу, — резюмировала борчанка.

В июле 2022 года суд заставил агрохолдинг остановить работу борских теплиц на 45 суток для устранения нарушений. Это так и не было до конца сделано, что, однако, не помешало комплексу получить льготу на имущество от области на 374 млн рублей. За это решение проголосовало большинство депутатов регионального Заксобрания.

К концу прошлого года последовали еще два иска от жителей Ивонькино. Эти уколы увенчались небольшим успехом: в декабре борские теплицы оштрафовали на 40 тысяч рублей — за превышение засветки и вибрацию в доме Татьяны Галуниной.

Новые рабочие места

После небольшого простоя по решению суда повторный запуск теплиц в августе 2022 года был ознаменован активной рекламой комбината в СМИ: предприятие обещало 663 новых рабочих места для жителей области. Со слов обитателей Ивонькино, пиар так и остался пиаром — сейчас на предприятии трудятся в основном неместные.

— Большинство из наших уволилось оттуда. Вначале там действительно платили неплохо. Со слов работников, 40 тысяч рублей можно было получить. Сейчас перешли на следующую схему: 80 копеек за килограмм огурцов. Кто будет за такие гроши вкалывать? — замечает Светлана.

Жителей Ивонькино, со слов Светланы Мальковый, разочаровали условия труда на тепличном комбинате

На сайте вакансий «Работа России» корреспондент NN.RU нашел 11 свежих объявлений от комбината. Предприятие предлагает от 22 тысяч рублей разнорабочим, от 80 тысяч рублей — заведующему складом. Согласно информации на официальном сайте агрохолдинга, в настоящее время на комбинате трудится 375 человек.

«Потратив 200 млн рублей средств, в итоге ни к чему не пришли»

После судебных разбирательств комбинат установил специальные шторы, чтобы снизить засветку. Вокруг генераторов появились шумоизоляционные кожухи: выглядят они как небольшие комнаты с дверцами. Но даже с ними, пусть и слабее, шум всё равно неприятно ощущается.

— Мы не знаем, а эти кожухи вообще предусмотрены производителем? Если сейчас из-за нагрева что-то произойдет не так. Один генератор, кстати говоря, уже как полгода сгорел после установки кожуха. А если другие рванут из-за этого? — говорит Светлана.

Год назад директор теплиц Игорь Почечуев признался журналистам, что шумы действительно исходят от девяти генераторов. При этом он исключил возможность аварии этих устройств. По его словам, за их работой круглосуточно следит инженерная служба.

Дом в Ивонькино

Последнее на сегодняшний день судебное разбирательство с тепличным комбинатом состоялось в середине марта этого года. Предприятие попыталось доказать, что штраф, выписанный в конце 2022 года из-за повышенного уровня вибраций в доме 60-летней Татьяны Галуниной, был необоснован. Однако областной суд оставил прошлое решение без изменений.


— Они, потратив 200 млн рублей средств, в итоге ни к чему не пришли. Они не смогли всеми этими мероприятиями снизить до норматива вибрацию, — сетует Светлана Малькова.

Вторая очередь и новая теплица

Из-за череды судебных разбирательств были заморожены планы на строительство второй очереди тепличного комплекса. Под него в региональном Минсельхозе в апреле 2022 года хотели выделить еще 15 гектаров земли. Со слов зампреда комитета по экологии нижегородского Заксобрания Романа Кабешева, последний раз аграрии-депутаты обращались в правительство по поводу строительства новой очереди несколько месяцев назад. Ясного ответа на него они так и не получили.

— Минсельхозу и хочется, и колется [запустить строительство], но если не устранены старые проблемы, плюс конфликт с местным населением продолжается, то делать вторую очередь — это подливать масло в огонь. Поэтому пока, по моим сведениям, министерство ситуацию не форсирует, — рассказал корреспонденту NN.RU Роман Кабешев.

Строительство второй очереди борских теплиц отложили из-за протестов жителей

Сейчас на Бору возводится еще одна теплица — для выращивания цветов и овощей. Ее построит местная компания «Левый берег» в селе Полевая, всего в 4,5 километра от Ивонькино. Новость о строительстве срезонировала в начале 2023-го и активно обсуждалась нижегородцами в соцсетях. Однако появление этой теплицы вряд ли серьезно отразится на жизни местных. Размеры нового комплекса относительно скромные — всего 3 тысячи квадратов. Напомним, площадь комбината «Нижегородский» — 17,3 гектара. Но и этих теплиц хватает, чтобы отравить жизнь местным жителям: люди намерены продолжать свою борьбу против агрохолдинга.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления