Культура «Пройдут века, и нас забудут»: как живут старообрядцы в единственном скиту, сохранившемся в Нижегородской области

«Пройдут века, и нас забудут»: как живут старообрядцы в единственном скиту, сохранившемся в Нижегородской области

Там обитают всего две монахини

Церковь находится в небольшом удалении от села

Исторически сложилось, что Нижегородская область была одним из главных центров старообрядчества. Даже после раскола Русской церкви наш регион оставался местом, в отдаленных уголках которого еще были живы древние традиции. Корреспондент NN.RU побывал в селе Филипповское под Бором, где сохранился Малиновский скит — современный центр старообрядчества в Нижегородской области и единственный скит в наших краях, доживший до сегодняшнего дня.

Храм по количеству куполов можно считать собором

Мы приехали в деревню Филипповское рано утром. Поодаль от основного поселения виднелся большой и необычный храм из красного кирпича — это Бугровская церковь Казанской иконы Божией Матери, главная составляющая единственного сохранившегося в Нижегородской области древлеправославного Малиновского скита.

Жилая часть скита

«Старообрядцы тогда прятали иконы, закапывали в землю»

Изначально на месте величественной постройки стояла лишь маленькая часовенка, где жили около 800 монахинь и послушниц из числа беглых крестьян и не сосватанных девиц. Незамужние девушки тогда нередко сбегали от незавидной участи и селились в монастырях, коими зачастую становились скиты. Также в них селились беглые раскольники, спасавшиеся от церковной реформы.

Настоятельница храма

Скит — уединенное монашеское поселение. Первые скиты в Нижегородской губернии начали появляться в XIV–XV вв. Одними из самых известных старообрядческих скитов является группа Керженских. Ряд из них был описан П. И. Мельниковым. В XVIII веке вышел указ об упреждении старообрядческих скитов, большинство из них, в том числе и Малиновский, были уничтожены.

Так церковь выглядит внутри

Краснокаменный храм был построен близ села Филипповское в 1911 году по заказу купцов Бугровых и Блинова. Причем церковь по количеству куполов уже может называться собором — их насчитывается 13 штук. Изначально церковь называлась Владимирской, но позже была переименована.

В храме много цветов и великолепные высокие окна

У церкви нас встретила ее настоятельница игуменья Иулиания и еще одна матушка. Они — единственные постоянные обитательницы этого скита.

— Раньше и купола золоченые были, и иконы славные. Но в 1936 году храм закрыли. Старообрядцы тогда прятали иконы, закапывали в землю или еще куда, чтобы сохранить их. Но храм осквернен не был, никаких клубов тут не открывалось. Только подвальное помещение как зернохранилище использовали, — рассказывает настоятельница.

Храм был построен на средства купцов Блинова и Бугровых

Большие испытания на долю храма выпали и в годы Великой Отечественной войны. Но, как считают обитатели монастыря, их церковь смогла помочь Родине «в лихую годину». Место окружал внушительный каменный забор, ограждавший 25 га земли. В 1941 году его разобрали ради восстановления доменных печей на автозаводе, а кровлю храма отправили на переплавку для военных нужд. Заново монастырь открыли лишь в 1990-х. Правда, тогда на его восстановление ушло много сил и средств. Помогли в этом прихожане и спонсоры.

Быт монахинь

Храм находится на небольшом удалении от села. Местные относятся к скиту спокойно, но практически не посещают, поскольку придерживаются традиционной православной веры. Несмотря на то что никаких нападок со стороны жителей и приезжих нет, монахини территорию обезопасили — на цепи сидят два крупных пса, которых ночью отпускают гулять по территории для охраны.

— Мало ли что, — с улыбкой отмечает игуменья. — Территорию надо обезопасить, много сил на восстановление храма ушло. Всё своими силами делали, и прихожане помогали. С деньгами у нас туго очень. Один только иконостас недавно в 25 тысяч встал. Стараемся как можем. Требы вот проводим, лавка церковная небольшая есть, я еще лекции веду, так и выживаем.

Грозный охранник скита

Обычно при монастырях есть свое хозяйство, Малиновский скит исключением не стал. Правда, рук служительниц не хватает, потому оно организовано в очень небольшом формате.

— Шесть котов да две собаки, вот и всё наше хозяйство, — смеется Иулиания. — Огородик есть небольшой, овощей понемногу выращиваем, зелень всякую. Курицы еще есть, правда, не несутся. Все говорят, что у нас тут тепло и уютно, по-домашнему как-то. Всё потому, что мы доброжелательные ко всем просто.

Скромное хозяйство монахинь

К церкви прилегает небольшой дом — там монахини живут и принимают приезжих. Есть кельи, кухня и даже гостевые — всё в традиционном стиле, похожем на старорусский. Сохранились в доме и печи: с их помощью здание отапливается зимой.

Лестница в жилой части выполнена из настоящего чугуна
Еще часть жилых помещений, тут монахини и гости трапезничают

Кроме дома к территории храма прилегает полуразрушенная сторожка и старообрядческое кладбище. Там похоронены священнослужители, купец Блинов и Петр Егоров — родоначальник династии Бугровых. Кличка Бугров у него появилась из-за места постройки его дома — на бугре. В итоге купец от прозвища отказался, а вот его потомки известны нижегородцам именно под такой фамилией.

А еще в храме много котиков, один из них пригрелся на руках у корреспондента

Кстати, единственное, что сейчас напоминает о большинстве скитов Нижегородской губернии, — это сохранившиеся захоронения старообрядцев. Их и по сей день посещают древлеправославные верующие.

— Пройдут века, и нас забудут... Тогда рушилось истинное православие, когда насильно переводили всех в новоправославную веру и истребляли тех крестьян, то дворянство, то купечество, что верили. Входили в избу и спрашивали: «Как крестишься?» Если глава семьи накладывал двоеперстие, то истребляли всю семью от младенцев до стариков. В конце XIX века было примирение новоправославия и древлеправославия. Вот где-то целый век мы возрождаемся, — заявила игуменья.

Как выглядит храм и отличается ли от традиционно православного

Даже с точки зрения рядового посетителя Малиновский скит поражает своей красотой как изнутри, так и снаружи. Фасад храма украшен разноцветными изразцами, особенно сияющими в свете полуденного солнца. Вокруг церкви также буйствует зелень — очень много деревьев и иной растительности.

Изнутри храм почти не отличается от традиционной православной церкви. Своды украшены пестрыми и масштабными фресками, а в зоне проведения службы возвышается иконостас. Священнослужительницы добавили, что на фресках есть и изображение Бугровых, в знак памяти и уважения к их помощи храму и старообрядчеству. Отдельного внимания заслуживают окна здания — они просто огромные и выходят на проселочную дорогу, тоже утопающую в зелени. Из-за высоты окон в храм проникает много солнечного света. Повсюду стоят цветы, а на полу разложена трава. Говорят, ее собирают на Троицу и используют в целебных нуждах. До сбора этой травы прихожан просят быть особенно аккуратными, ведь наступать на эту зелень допустимо только босыми ногами.

Поклоны женщины совершают при входе в храм

Рядом с огромными окнами установлен алтарь — там читаются священные книги и поются церковные песни. Напротив стоит книжная полка и вешалка с множеством богато убранных сарафанов — их надевают женщины по особым поводам.

В церковной лавке прихожане могут приобрести древлеправославные крестики и литературу, заказать требу и купить уникальную мазь, рецепт которой передается храмовниками из поколения в поколение.

— Она целебная! Ее готовят монахи Малиновского скита уже более 300 лет, передавая рецепт из поколения в поколение. Я сама ее варю, монахиню мою вот тоже научила, чтобы она знала и могла его дальше последователям передать, — делится игуменья Иулиания.

Обычаи и традиции нижегородских старообрядцев в XXI веке

При входе в храм действуют те же правила, что и в привычных нам церквях, — женщины должны быть в длинных юбках. Соблюдаются тишина на службах и уважение друг к другу.

В древлеправославный храм мужчина входит по правую сторону, а женщина — по левую. Перед входом в церковь также нужно перекреститься, правда, двоеперстием, справа налево.

Рушник для крещения

Нательные крестики старообрядцев тоже немного отличаются от традиционных православных — на них нет распятия. Они считают, что это слишком сакрально для повседневной носки.

— Кресты без распятия по старорусским образцам. Все священники, и новоправославные, и древлеправославные, — все носят кресты без распятия, потому что распятие на кресте — это святое. Там Христос. Это как икона, мы с иконой в баню не ходим, спать с ней не ложимся и между собой не кладем, — пояснила матушка.

Еще одно отличие — иконы. Старообрядцы их не целуют по той же причине — из особого уважения и преклонения.

Книги, по которым проходят служения, написаны на старославянском языке, многие из них очень древние, а некоторые сохранились аж с XVI века. Писания собраны в массивную кожаную обложку и пахнут стариной. Отличается и манера пения старообрядцев, например, Херувимская песнь. Так, в древлеправославии почти не используется партесное пение, зато есть крюковое. Правда, преподавателей такой манеры пения очень мало, потому секреты также передаются из уст в уста. На своем опыте заметим, что звучат такие песнопения очень завораживающе и красиво.

Многие книги очень древние
Написаны они на старославянском языке

Что касается молитв, то основные принципы смежны. Есть отличие вечерней молитвы — у старообрядцев она исполняется в два раза дольше и может достигать семи часов.

Долго идет и крещение младенцев — около пяти часов. Маме предоставляют рушник, сшитый из 12 квадратов — ровно по числу апостолов. После чего женщина совершает поклоны и просит у Богородицы спасения и милости, выполнить это действие нужно не меньше 40 раз. В это время священник читает молитву возле матери, чтобы снять с нее первородный грех, после чего читают молитву для малыша.

Отдельного внимания заслуживает обряд венчания у старообрядцев — очень пышный и красивый. Традиции по его проведению берут свое начало аж с VIII века. В церкви стелится очень длинное подножие (рушник), на который ставят молодых. Напротив стоит священник, который читает молитву и обручает возлюбленных. После чего невесту уводят, расплетают ее косу и заплетают уже две косы. На голову девушке возносят белоснежный вышитый повойник — традиционный головной убор для замужних женщин. Каждая невеста самостоятельно вышивает его перед обручением. Сверху него накидывается плат на четыре угла и застегивается красивой булавкой с бусинами, бисером или другими украшениями.

Еще один пушистый житель храма

Сама процедура венчания также идет пять часов. За это время священник читает Евангелие от всех четырех святых, напоминая, что жена должна слушаться мужа, а муж — беречь и уважать свою супругу. Пока священник читает Евангелие, молодоженам преподносят бокал красного сухого и выдержанного вина, отпивают от него они по очереди. Когда вино выпито, бокал кладется на расстеленный плат, заворачивается и разбивается. Сосуд символизирует жизнь молодых, а разбивание его значит, что никто не посягнет на их брак. Многие возлюбленные нередко забирали осколки домой, чтобы для пущего символизма закопать их в нехоженом месте.

Есть и свой обычай, похожий на бросание букета невесты. Незамужние девушки, которые идут с невестой к алтарю, стараются раньше запрыгнуть на подножие, кто быстрее это сделает, та раньше выйдет замуж. А если в этот момент на подножие ступит неженатый парень, то он будет ее будущим супругом.

Несмотря на то что о Малиновском ските в Борском районе не так уж и много информации в открытом доступе, отбоя от приезжих здесь нет. Не все они являются прихожанами, но полюбоваться красивым древним и необычным храмом, скрытым в зелени от посторонних глаз, стремятся многие.

Ранее мы также делали интервью со священниками, ведущими службу в нижегородских колониях. Батюшки рассказали нам, как часто зэки приходят к вере и как часто они возвращаются обратно на зону.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления