Вчера, 25 марта, на территории автобусного парка «Нижегородпассажиравтотранса» прошло необычное мероприятие. На примере манекенов нижегородским журналистам показали, как падают пассажиры автобусов, если не держатся за поручни.
В качестве «неправильного» пассажира выступал манекен-"мужчина" в стильном костюме и косматом парике. В качестве «правильного» пассажира – манекен-"женщина" в одежде кондуктора. Обоих поместили в салон транспортного средства. Под управлением водителя автобус проезжал несколько метров, а затем совершал штатную, то есть обычную, неэкстренную остановку. «Неправильный» пассажир не был закреплен и потом свободно падал на снимающих его журналистов. Рука «правильного» кондуктора была примотана к поручню скотчем, поэтому манекен оставался на месте.
Собственно, таким нехитрым способом представители областного управления ГИБДД и «Нижегородпассажиравтотранса» решили продемонстрировать нижегородцам важность соблюдения правил безопасности во время езды в общественном транспорте.
«Во время езды в автобусе нужно очень крепко держаться за поручни: движение на дорогах – плотное, дорожная ситуация постоянно меняется, могут возникнуть всякие неожиданности», – пояснил руководитель УГИБДД по Нижегородской области Павел Ржевский.
Статистика выросла и за счет такого вида ДТП, как падение пассажиров (основная часть пострадавших – люди пожилого возраста). В ГИБДД считают, что этот вид аварий стал чаще фигурировать в сводках из-за желания горожан получить страховую премию. Вторая причина – в том, что водители транспортных средств, действительно, пренебрегают безопасностью пассажиров и неаккуратно ведут себя на дороге.
Рост аварий с пассажирами Павел Ржевский в тот же день обсудил с сотрудниками «Нижегородпассажиравтотранса». «Посмотрите, что у нас творится. Даже вы, профессионалы, становитесь участниками ДТП. За последний год выросло число падений пассажиров. Я прекрасно понимаю, что один из сопутствующих признаков – то, что все хотят получить страховку. Но есть автобус, водитель, который в течение одного дня совершил ДТП дважды. Как такое могло произойти?» - возмутился он.
Восемь суток за недоказанное ДТП
Водители высказали свои претензии к организации дорожного движения: упоминали остановку на улице Краснодонцев, к которой приходится подбираться через две полосы; несуществующую остановку на улице Янки Купалы, где пассажиры регулярно требуют их высадить; остановку около школы на Сортировке, где людей приходится высаживать на забор. Говоря о падениях пассажиров, один из руководителей «Нижегородпассажиравтотранса» (НПАТ) рассказал, что недавно водитель "отсидел" восемь суток за оставление места ДТП (падения пассажира). При этом об упавшем пассажире он узнал только через сутки, когда был объявлен в розыск. Пересказывая эту историю, сотрудник «Нижегородпассажиравтотранса» отметил, что якобы пострадавшая пассажирка обратилась за медпомощью и написала заявления в ГИБДД и «НПАТ» только через сутки, при этом её падения никто не видел. В заявлениях обстоятельства падения, изложенные пострадавшей, расходились.
«Случай очень тяжелый: черепно-мозговая травма. Ни водитель, ни кондуктор, ни пассажиры этого не видели. Судья его объяснения не принял… Так любой человек, имея билет из автобуса, может написать на водителя жалобу, что, мол, упал. И ему поверят. Водители чувствуют себя очень незащищенными в этом вопросе", - рассказал о настроении среди водителей один из руководителей "НПАТ". «И мы все будем сидеть», - добавил другой человек. «Обидно, что нам ставят уезд с места ДТП, хотя водители отрабатывают всю смену и за последние десять лет никто не скрывался: мы его по ГЛОНАСС, GPS найдем и скорость движения на конкретном участке определим», - отметил другой сотрудник предприятия.
В статистике ДТП с падениями пассажиров, конечно, есть и трамваи с троллейбусами, и маршрутки. Можно предположить, что в дальнейшем разбирательства по поводу аварий с упавшими пассажирами будет более подробными (чтобы водителей не объявляли в розыск, не отправляли под арест необоснованно). Но что, если основная часть пострадавших нижегородцев обращалась в ГИБДД все-таки не из корысти? Может, с ними, действительно, обращаются как с манекенами? В таком случае, наверное, стоит плотнее работать не столько с горожанами, сколько с перевозчиками. Не случайно председатель комиссии Гордумы по транспорту и связи Алексей Гойхман предложил отправлять водителей маршруток доучиваться.